Образ Запорожской Сечи, её нравы и обычаи.


Тема: Образ Запорожской Сечи, её нравы и обычаи.
Боевое товарищество казаков.
Цели:
обучающие:- познакомить учащихся со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба», дать исторический комментарий;- раскрыть мастерство Н. В. Гоголя в изображении природы;- дать представление о народном творчестве украинских казаков.
развивающие:- способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, сетью Internet;- формировать умение анализировать пейзаж, видеть изобразительно- художественные средства;- развивать умение давать оценку литературным явлениям;- развивать творческие способности;
воспитательные:- воспитывать любовь к природе, развивать интерес к истории, культурным традициям наших предков, прививать любовь к разным видам искусства.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы:
объяснительно-иллюстративный,
эвристический,
частично-поисковый.
Оборудование: фонограммы народной песни «Ах ты, степь широкая…», презентации учащихся «Этимология слова Сечь», «Историческая справка», отрывок из фильма А.Красько «Тарас Бульба», презентация учителя «Образ запорожской Сечи в произведении Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», видео с народным танцем гопак.

Ход урока.
Слайд 1.
Учитель:
На прошлом уроке мы узнали о том, какие исторические факты легли в основу повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Вспомните, как работал писатель, к каким источникам обращался при написании повести.
(Труды по истории, украинское народное творчество: танцы, думы, песни).
Я напомню вам слова В.В.Вересаева: «Вся повесть пропитана духом этих песен, стиль ее совершенно песенный…»
Слайд 2. Звучит отрывок из народной песни «Ах ты, степь, широкая…»
А.П.Чехов, вспоминая повесть «Тарас Бульба» назвал Гоголя «царем степи». Подумаем и позже ответим, чем писатель заслужил такую высокую оценку?
Анализ отрывка текста.
Конечно, степные просторы накладывали отпечаток на образ жизни казачества, характеры казаков. Не случайно «вольная степь», широко разлившаяся река предваряют описание казачьей вольницы. Организация, объединившая украинское вольное казачество, появилось в конце 16 века и была названа Запорожской Сечью. Не только Гоголя, но и других писателей, а также историков, даже художников интересовала Запорожская Сечь.
Слайд 3. Сегодня мы тоже познакомимся с этим необычным сообществом казаков. Запишите тему нашего урока: «Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. Боевое товарищество казаков».
Дома вы выполняли групповые компетентностно – ориентированные задания (КОЗы). Приглашаю первую группу, девочки должны рассказать нам о таком историческом явлении как Запорожская Сечь. Остальные слушают и попытаются потом ответите на вопрос «Что вас заинтересовало в рассказе о Запорожской Сечи»?Выступление первой группы.
Выступление второй группы: «Происхождение слова сечь».
Наша задача выяснить, какой предстаёт сечь в повести Гоголя «Тарас Бульба». Снова обратимся к тексту. 1) Какая картина предстала перед глазами путников, приблизившихся к Запорожской Сечи?2) Что ещё видят казаки, что привлекает их внимание? 3) В каких словах мы чувствуем отношение автора к Запорожской Сечи? Какое чувство вкладывается в эти слова?4)Далее перед глазами прибывших опять интересная картина: залихватский танец, в котором участвуют и старые, и молодые казаки. Выразительное чтение отрывка «Танец запорожца». Его анализ.1) Какие слова можно использовать при описании этого танца?(Веселый, задорный, бешеный).2) Какое слова в характеристики танца мы уже встречали и в описании степи, и в описании Днепра. (Вольный, воля).Физкультминутка. Упражнения выполняются под музыку украинского народного танца «Гопак».
Просмотр отрывка из фильма «Тарас Бульба» (Запорожская сечь и её нравы).
- Что особенно поразило вас в этом отрывке? (нравы).
Слайд 5. Работа с карточками.
Восстановите авторский текст.
Авторский текст: «Вот то …..(гнездо), откуда вылетают все те гордые и крепкие, как ….(львы)! Вот откуда разливается ….(воля) и казачество на всю Украину!»
- Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства. Так ли это?
- Почему, несмотря на успехи сыновей в военном деле, Тарас не доволен жизнью в Запорожской Сечи?- Как старый полковник поднимает казаков на бранное дело?
- Почему казаки подержали Тараса?
- Как вы понимаете словосочетание «бранное дело» ?- Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими? Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)
Слайд 6. Посмотрите, какими увидел запорожцев русский художник 19 века И.Е.Репин. (Показать картину «Казаки пишут письмо турецкому султану» пауза) Очень долго Репин размышлял над композицией картины и решил, что почти все пространство будут занимать казаки, окружившие писаря, чтобы зритель мог увидеть все Запорожскую Сечь и в то же время разглядеть лица отдельных казаков. Что за письмо пишут казаки, почему они так веселятся? (ответ).1) В чем сходство героев изображённых Репиным и героев, которых создал Н.В.Гоголь?2) Как вы думаете, есть ли что-то общее в представлениях Репина и Гоголя о запорожцах?Послушайте фрагменты из писем Репина: «Веселый народ… Недаром про них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ! Ни кто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободным, не чему не подчинилось…»Рефлексия.А теперь давайте подведем итог. Вспомнив все сказанное, расскажите, какие ассоциации возникают у вас, когда произносят словосочетание Запорожская Сечь.
Конечно, в Запорожской Сечи многое привлекает: товарищество казаков, их патриотизм, политическое устройство, при котором у всех равные права, своеобразный быт казаков, народное творчество, но до сих пор существуют споры, неоднозначные оценки образа жизни казачества. Кто-то называет их сборищем безнравственных гуляк способных на воровство, разбой. Кто-то восхищается их законами считая, что это показатель высокой морали, а кто-то считает, что такие законы действуют до тех пор, пока есть страх наказания.
По мнению Н.В.Гоголя, именно в Запорожской Сече, независимой, гордой, справедливой, основанной на равноправии и братстве, могут рождаться героические характеры.