Урок литературы 7 класс Н.В. Гоголь Тарас Бульба Нравы и обычаи Запорожской Сечи


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пудовская средняя общеобразовательная школа»





















Урок литературы
7 класс








Автор:
Воеводина С.А.,
учитель русского языка
и литературы





С. Пудовка

Тема. Н.В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба». Нравы и обычаи Запорожской Сечи.
Цель.
Воспитательная: формирование гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к историческому прошлому своей страны, к
литературе.
Развивающая: развитие эмоционального восприятия художественного текста,
самостоятельного мышления, монологическую речь, умение работать в
группе.
Образовательная: изучение нравов и обычаев Запорожской Сечи, истории ее
возникновения; раскрытие типических черт запорожцев.

Тип урока: открытия новых знаний.
Форма урока: интегрированный урок: литература - музыка, литература -живопись, литература - история, литература - ИКТ
Форма обучения: групповая
Технология: РКМЧП
Методы работы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный
Место урока в учебном плане: 3 урок (из семи)
Оборудование:
компьютер - слайдовая презентация.
Музыка - украинская народная песня «Нич яко мисячна» А. Хачатурян балет «Гаянэ» - «Гопак» Картины - «Ночь на Днепре» А. Куинджи
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И.Е. Репина
Иллюстрации к повести
ХОД УРОКА.
I. ОРГ. м.
- Мы начинаем наш урок.
1. Музыкальный эпиграф: звучит музыкальный фрагмент украинской народной песни «Нич яко мисячна»
+ СЛАЙД 1 \ «Ночь на Днепре» А. Куинджи \
2. Вступительное слово учителя + СЛАЙД 2 \ портрет писателя \
- Сегодня мы продолжаем наш разговор по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». СЛАЙД 3 \тема урока\
- Тема нашего урока: «Нравы и обычаи Запорожской Сечи» \ запись в тетрадь\
В начале урока в качестве музыкального эпиграфа прозвучал фрагмент мелодии украинской народной песни «Нич яко мисячна».
II. Активизация знаний учащихся. + СЛАЙД 4 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Бульба\
- А сейчас откройте повесть и начнем работать. На предыдущем уроке мы познакомились с главным ее героем - Тарасом Бульбой и его сыновьями.
Любуясь ими, Тарас в порыве чувств принимает решение: на следующий же день ехать с сыновьями в Запорожскую Сечь.
Как сам Тарас Бульба объясняет поспешность своего решения?
( работа по тексту повести стр. 147 – 148): «...Нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь...»)
И Тарас Бульба вместе с сыновьями отправляется в Запорожскую Сечь.
III. Стадия вызова.
1. Выразительное чтение эпизодов выборочно (стр. 157-159)
+ СЛАЙД 5 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] едет с сыновьями \ ...Путешественники ехали без всяких приключений. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь...
А) 1-й эпизод читает - 1-й ученик «...В воздухе вдруг захолодело...» до -«...находившееся за полверсты от Сечи.»
Б) 2-й эпизод читает - 2-й ученик стр. 159 «...Наконец они минули предместье...» до «...Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!»
2. Историческая справка.
- Как и когда возникло это «гнездо», как выразился Гоголь? Небольшая историческая справка. СЛАЙД 6 \ географическая карта \
Сообщение 1 ученика.
В 16-17 веке на острове Хортица, за бурными Днепровскими порогами, было некогда казацкое царство \ показ на карте \. Жили там вольные люди воинским станом. Женщин на остров не пускали, себе кулеш варили - кашу с салом. Оружие чистили. А надо - садились на быстрых коней и отправлялись в поход. Порой с поляками воевали. А чаще с крымскими татарами и турками. Те набеги на русскую землю совершали, угоняли в плен молодых мужчин и женщин, а потом продавали их в рабство. Женщины и мужчины на самых тяжких работах до изнеможения трудились. Их-то и вызволяли вольные казаки.
СЛАЙД 7 \запорожские казаки 16-16 в. \
Храбрыми они были войнами. С пикой и саблей даже ночью не расставались, пистолеты носили за широким поясом широченных штанов. Шаровары - на турецкий манер - называются такие штаны. А еще надевали свитки - верхняя длинная одежда. Так вот выглядели запорожцы. \ показ слайда \
Причиной же образования постоянной казацкой «общины» стали действия польского правительства Речи Посполитой. Оно признавало только реестровых казаков - это часть украинских казаков, которых принимало на службу правительство за жалование и вносило в особый список - реестры. Остальных же предполагалось закрепить. «Самовольные» казаки, бежавшие от феодального гнета, и создали свою республику: Запорожскую Сечь. Слово «сечь» или «сичь» обозначает лесную вырубку. Это стало основанием для предположений, что свои первые поселения запорожские казаки ставили на островах, поросших лесом.
Сообщение 2 ученика. СЛАЙД 8 \иерархия - схема \
Запорожская Сечь строилась на принципах самоуправления. Войско делилось на курени. Всего на Сечи их было 38. Каждый курень выбирал себе главу - куренного атамана. Его обязанностью были доставка провизии и дров для собственного куреня. Он заботился о казаках своего куреня, как отец о собственных детях. И в случае провинности казака он мог наказать его даже телесно.
Курени объединялись в сотню во главе с сотником. Сотни объединялись в полки, возглавляемые полковниками. (Такую должность занимал Тарас Бульба)
Центральный орган управления назывался кошем. На общем собрании - раде - избирался кошевой атаман и его помощники: войсковой судья, войсковой есаул и войсковой писарь. Все они составляли войсковую старшину. В руках кошевого атамана была военная, административная, судебная и духовная власть.
Такая иерархия существовала в Запорожской Сечи. Нужно отметить также, что у запорожцев был свой герб. СЛАЙД 9
3. Работа с текстом.
- Что же наши путники? Вернемся к тексту повести.
Чтение эпизода: стр. 159-160 «...Путники выехали на обширную площадь... до ...православным христианам!» (читает ученик) + СЛАЙД 10
Музыкальный фрагмент: «Гопак» из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна.
Учитель читает: стр. 160
- Эх, если бы не конь! - вскричал Тарас, - пустился бы, право, пустился бы сам в танец! до ...Уже около недели Тарас Бульба жил с сыновьями своими на Сечи. СЛАЙД 11 \ всадник на коне \
6. Проблемная ситуация.
Как жили запорожцы?
- Каковы их нравы и обычаи?
Ответ найдите в тексте: глава 3.
IV. Открытие нового знания.
Работа в группе.
Задание 1 группе: нравы запорожцев. Какие люди жили в Сечи? Их нрав, характер.
Задание 2-й группе: обычаи, законы, правила, по которым жили запорожцы. Как жили запорожцы?
8. Выступление групп: презентация
1-я группа
2-я группа
-Учитель - Что еще узнали о жизни запорожцев?
9. Дополнительные сообщения учеников о жизни казаков.
1. Ученик: - Отправляясь в дальние края, казак брал землю. Щепотка родной земли вместе с веточкой полыни, священной травой кочевников, по поверьям, отгонявшей от злых духов, сохранялась в ладанке на груди. Казак считался непогребенным, если на его могилу не посыпана мать-земля с родного пепелища.
Особенно интересен веками сохранившийся культ коня. Культ почитания и обожествления идет из древности. По поведению коня раньше гадали, хоронили коня вместе с хозяином.
В повести есть упоминание такого обычая: школярам, т.е. совсем молодым казакам ездить верхом не позволялось, поэтому сыновья Тараса ходили домой из бурсы пешком.
Как почитался конь, говорит и то, что у Тараса была золотая уздечка и путы с серебряными бляхами, т.е. коня старались украсить.
10. Обобщение учителя:
Итак, мы можем сказать, что запорожцы - люди широкой души, вольные, свободолюбивые, закаленные в самом пылу битв, а потому несколько суровые. Может быть, поэтому и законы у них тоже были строгие.
Почему так сурово наказывали за смертоубийство?
Какого вероисповедания были казаки? Православные христиане
1-я Библейская заповедь? (Не убий)
Православие связано с понятием соборности, т.е. собранности, единения. Поэтому в запорожцах очень сильно чувство товарищества. Казак никогда не оставит в беде друга.
Сплоченность казаков, а также их удалой, веселый нрав, так хорошо отразившийся в украинской народной музыке, нашел выражение в известной картине И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». СЛАЙД 12 - картина
11. Сообщение ученика по картине И.Е. Репина.
- Однажды турецкий султан прислал письмо запорожцам. Предложил на службу к нему перейти - изменить своему народу. Ох, и ответ же ему казаки послали! До сей поры народ смеется - так издевательски ответили султану казаки. Всем миром писали.
Кто бы ни вошел в зал, где висит картина Репина, сразу начинается улыбаться: так заразителен хохот казаков, сгрудившихся вокруг писаря. Интересно, что художник так расставил фигуры, что зрители оказываются включенными в этот круг. Посмотрите: \ показ на слайде \ огромный казак на первом плане изображен так, что его бритая голова словно вышла наружу из плоскости холста. А по бокам Репин изобразил двух казаков, повернутых к зрителю спиной, - вот и создается впечатление, что мы в тот круг включены. Ради этого он даже написал одного из них, того, что в белой свитке, поверх очень удачной фигуры смеющегося казака. Все говорят, что этот казак - вылитый гоголевский герой Тарас Бульба.
Посмотрите, какие разные люди. У каждого свой характер. Каждый смеется по-своему. В центре - прославленный атаман Сирко сдержанно улыбается. Много он освободил пленников. Разве можно себе представить, что пойдет он со своими воинами на службу к врагам?
Репин много путешествовал по Украине. Отыскивал старинные предметы быта. И замечательно изобразил это на своей картине. Рассмотрите все хорошенько. И колорит картины, яркий, радостный, краски веселые!
Больше ста лет назад написал Репин свою картину, многие ее видели. Но даже те, кто сто раз ее видел, не могут удержаться от улыбки, глядя на хохочущих запорожцев. Так заразителен их смех.
12. Обобщение учителя:
-Такой вот разудалый, лихой народ жил в Запорожской Сечи. Это были мужественные и сильные люди, храбрые воины с непоколебимой волей и верой. Горячо любили запорожцы свою родину и готовы были защитить ее от врага.
V. Рефлексия.
- Как работали сегодня группы?
- Что на уроке вам понравилось больше всего?
– Какие трудности у вас возникли?
– Какие действия вы сегодня отрабатывали?
VI. Итог. Отметки
VII. Д/3 1. Мини-сочинение «Сегодня на уроке я узнал...»
2. Перечитать 5-6 главу.
- На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

Литература.
Школьная энциклопедия. История России 9-17 вв. М., «Олма- Пресс Образование», 2003. Стр. 220
Интернет- ресурсы








13PAGE 15


13PAGE 14215




15