Классный час на тему: Тула — город мастеров (2 класс)

Гражданско-патриотическое воспитание
Праздник-ярмарка «Тула – город мастеров»
Псарева И.В., учитель МОУСОШ №36 г. Тула 3 класс

В современном образовательном процессе огромная роль отводится гражданско-патриотическому воспитанию. Дальнейшее развитие нашей страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувства любви к родным людям, к своему родному краю, традициям, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим.
На начальном этапе эти чувства проявляются на основе развивающихся чувств: симпатий, сопереживания, доброты, ласки, но затем оно распространяется на более широкий круг предметов, явлений окружающей жизни. В этот период развиваются важнейшие качества личности: гордость за свою Родину, честность, доброжелательность, трудолюбие, формируются мотивы поведения. Гражданско-патриотическое воспитание формируется в процессе усвоения нравственных и правовых норм сознания. Истинный гражданин – это нравственный человек: милосердный, порядочный, совестливый, справедливый, трудолюбивый.
Все эти качества развиваются в учебной и внеклассной деятельности учащихся, которые обеспечивают познание окружающего мира, усвоение разнообразных знаний о явлениях общественной жизни, формирование положительного отношения к явлениям окружающей действительности.

Предлагаю рассмотреть внеклассное мероприятие «Тула – город мастеров», проводимое во II классе.
Цель: продолжение знакомства учащихся с историей родного города, его традициями, тульскими мастерами; расширение кругозора детей по теме: «Профессии человека»; воспитание чувства любви к родному краю, чувства уважения к людям туда.
Оборудование: видеопроектор, изображения герба Тулы, башен Тульского Кремля, разновидности тульских самоваров, филимоновские игрушки (свистульки), матрёшки, тульские пряники, предметы: рушник, подносы, тульская гармонь, маленькие детские гармошки, шары, русские костюмы: сарафаны, косоворотки, костюмы скоморохов, резные стульчики.
Зал празднично украшен: на переднем плане – плакат со словом «Ярмарка»; в зале – имитация торговых рядов.
Выходят ученики в русских костюмах.
1 ученик: Есть город в России...
Не очень велик, да известен.
Над ним, как легенды,
Проплыли седые века.
О городе этом
Немало вы слышали песен,
Не очень велик он,
Да слава его велика.



2 ученик: Есть город в России
Стоял он, как воин на страже,
Дорогу е Москве он собою не раз прикрывал.
О стены его разбивались нашествия вражьи,
А он, непреклонный, оружие грозно ковал.

3 ученик: Есть город в России
С рабочими чудо - руками,
С чуть хитрой улыбкой,
С открытой и доброй душой,
Недаром Отчизна гордится его мастерами,
Всегда он в работе, всегда он в заботе большой.

4 ученик: Есть город в России
Где высятся трубы и домны,
Где в парке берёзы, по-русски белы и нежны
Вы с городом этим, как с другом хорошим знакомы,
А мы в этот город с младенческих лет влюблены.

Звучит гимн города - героя Тулы.
Слова В.Гурьяна Музыка А. Новикова
Тула веками оружье ковала,
Стала похожа сама на ружьё.
Слышится звон боевого металла
В древних названиях улиц её.

Припев.
Улица Курковая, улица Штыковая,
И Пороховая, и Патронная,
Дульная, ствольная, Арсенальная.
Улица любая – ОБОРОННАЯ.

Подлые орды пытались пробиться
К сердцу России – Москве дорого.
Грудью своей прикрывая столицу,
Шли в ополчение одна за другой.

Слово учителя: Город – герой Тула На протяжении веков служила Тула
надёжным щитом на южных подступах к сердцу России – Москве. На
тульской земле мужал характер русского человека, искусного умельца,
неутомимого работника, несгибаемого борца за счастливое будущее. Здесь
веками ковалось грозное оружие, разившее иноземных захватчиков,
посягавших на честь, свободу и независимость нашего Отечества. Никогда
не склонялись туляки перед врагом, каким бы сильным он ни был.


1 ученик:

На рубеже стальных веков
Царь Фёдор, будучи здоров,
Единым росчерком пера
Велел: «Пусть будет слобода!
России всяк грозит войной.
Пусть встанет город постовой,
Пусть в нём оружие куют,
Врагу проходу не дают».

Так возникла Тульская слобода. Оружейники были обязаны поставлять для казны
огнестрельное оружие.

2 ученик: Шли годы Поменялся царь.
По-прежнему живёт кустарь.
Но вышел новый поворот:
Царь Пётр велел сложить завод.
Заводик рос, мужал, крепчал
Уже заводом сильным стал.

Итак, по приказу Петра I был построен в Туле первый в России завод по выделке
стрелкового оружия. Постепенно тульские кузнецы переходили к изготовлению более сложных образцов огнестрельного и холодного оружия. Недаром говорят: «Дай туляку кусок железа, он сотворит чудо».
С тех пор прославился завод,
А вместе с ним и наш народ.
Макаров, Мосин, Дегтярёв!!!
Не счесть фамилий мастеров.
С каждым годом хорошеет Тула. Сегодня – это крупный индустриальный центр. Предприятия выпускают точные приборы, сельхозмашины, охотничьи ружья, самовары, пряники и много других полезных вещей. Продукция с маркой города Тулы известна во многих странах мира.
Раздаются звуки ярмарки. Выбегают два мальчика, одетые в костюмы скоморохов.
1 скоморох: Вы слышите, музыка громко поёт,
На ярмарку весь созывает народ!
2 скоморох: Сегодня у Тулы большой юбилей
И улицы Тулы встречают гостей.

1 скоморох: Собрались мы о Туле поведать вам, о его мастерах, да умельцах.
2 скоморох: Собрались мы позабавиться, да потешиться.
Поиграть, пошутить, посмеяться.

1 скоморох: Сияет ли солнце, звенят ли ветра,
На ярмарку нашу спешат мастера.
2 скоморох: На ярмарку нашу пришёл хлебопёк,
И пряник принёс в этот славный денёк.
Выходят 3 ученика-хлебопёка с пряниками и садятся за стол, на котором выпечка,
приготовленная родителями.

1 скоморох: От умных машин до нехитрых свистулек
Всё делают с толком в красавице Туле.
В русских костюмах со свистульками выходят 3 ученика и идут к столу, где лежат свистульки, сделанные на уроках трудового обучения.

2 скоморох: Вот мастер спешит к нам с гармонью своей,
Играй ты, трёхрядка, звучи веселей!
По сцене идут три гармониста с детскими гармошками.

1 скоморох: Самовар – красавец Тульский, гордость, слава мастеров.
Он известен за границей испокон веков.
С тульскими самоварами выходят ещё 4 ребёнка, прохаживаясь, садятся за стол.

2 скоморох: К нам на ярмарку пожаловали добры молодцы, да красны девицы товар купить,
да заодно и повеселиться.
1 скоморох: Выходи, честной народ водить весёлый хоровод!
Все исполняют танец – хоровод под русскую народную мелодию «Пойду ль я, выйду ль я ли».

2 скоморох: А ну-ка посмотрите! Какого товара у нас только нет! Самовары, свистульки,
гармони, пряники тульские!
Свой товар хвалят ученики с самоварами.
1 ученик: Самовар раздула Тула,
Тула – родина моя.
Белой скатертью взмахнула
От Заречья до Кремля.
2 ученик: Самовар гудит
И топчет топку
Белый дым. Днём ли ночью
Словно дома рядом с ним.
3 ученик: Тёплым светом, добрым светом
У него горят бока
Видно, взгляд умельца это
К нам дошёл через века.
4 ученик: Видно мудрое свеченье
Это – сердца доброта,
Это мастера уменье,
Вдохновенье, красота.
1 скоморох: Самовары хороши, загляденье просто, а какие же самовары без прекрасных
барышень? Сажает куклы на самовар)
Выходят девочки и исполняют танец на музыку В. Слонова «Матрёшки»
2 скоморох: А вот тульские гармони, покупайте гармони!
О своём товаре рассказывают гармонисты.
1 ученик: Старинный город Тула
Умельцами богат.
Гармонь мехи рванула
С Воронки до Карпат.
2 ученик: Гармонь поёт, как дышит,
А дышит, как поёт.
И сердце, сердце слышит.
И рожь в полях цветёт.
3 ученик: Горит в ней, не сгорает
Большой души огонь,
Играет нам, играет
Заветная гармонь!
Под русскую народную мелодию детьми исполняется танец «Топотушки».

2 ученика выходят, играя на свистульках.
1 ученик: Поднимайся выше, тополь
В поле краше расцветай.
Мы свистульками-игрушками
Прославляем милый край!
2 ученик Филимон лепил игрушку
На забаву детворе.
В яркой, сказочной одежде
Вот они – во всей красе!
1 скоморох: А здесь особенно весело! Около карусели народ толпится. Каждый хочет
покататься. А билетом на карусель служит поговорка, потешка, скороговорка.
Желающие выходят и по одному рассказывают потешку, скороговорку. Затем берутся за ленточку карусели. ( Карусель сделана из деревянного шеста, наверху красочный петух, а в стороны расходятся разноцветные ленточки)
Солнышко – вёдрышко выгляни в окошко,
солнышко нарядись, красное - покажись.

Хорош пирожок, внутри творожок!

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Ой, ты зоренька – заря, заря вечерняя,
а кто зореньку найдёт, тот на карусель пойдёт.
Проворонила ворона воронёнка.

У ёлки иголки колки.

Булку, баранку, батон и буханку
пекарь из теста испёк спозаранку.
От топота копыт, пыль по полю летит.

От города дорога в гору, из города с горы.
Катание на карусели под любую русскую народную мелодию. При этом дети проговаривают слова: Еле – еле, еле – еле закружились карусели, а потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом!
2 скоморох: Покатались, отдохнём,
По рядам опять пойдём!
Навстречу идут дети, в костюмах заморских купцов.
1 скоморох: Здравствуйте гости заморские. Зачем пожаловали в славный город Тулу,
На нашу ярмарку?

Гости: На товар посмотреть.
На чудо – мастера полюбоваться.

2 скоморох: Вот мастер наш известный –
Левшою называют.
Сердце доброе в душе
И руки устали не знают.
1 скоморох: Ах, сколько руки эти,
Чудесного творят,
Куют, латают, метят,
Всё что-то мастерят!

Левша: Что отковать вам? Что хотите
Хотите, крылья откую для лебедят
Летят смотрите!
Хотите – горло соловью я – откую.
Свист тетивы, и звон свирели,
И серебристый звон ручья.
Пой, соловей. Сверкайте, трели,
Слышь, молоточки в них стучат.

Гости: Да полно, вам, хвалиться все умеют!
Вот посмотреть бы на блоху!

Левша: Да это просто! Сейчас при вас я подкую блоху!

Девочка и мальчик исполняют танец «Блоха»

1 скоморох: Хороши тульские чудо – мастера!
2 скоморох: Да, мастера на все руки! А вот посмотрите, какие пряники!
О своём товаре рассказывают пряничные мастера.

1 уч 1 ученик: Пряник тульский рос на поле
Там, где пот рубаху солит.
Там, где дождик проливной,
Клонит колос наливной!

2 ученик: Пряник тульский там родился
Где с любовью потрудился.
Возле мельниц и печей
Хлебопёк страны моей.

3 ученик: Ты возьми его в ладони,
Аромат земли вдохни.
И увидишь: мчатся кони,
Летний вечер в травах тонет.
По реке плывут огни.

1 скоморох: Развилось пряничное дело,
По миру слава полетела.
2 скоморох: И их везли купцы в Париж
Российский поддержать престиж.
Все дети исполняют песню « Пряники русские»

1 скоморох: Ой, ребята, тара – ра,
На горе стоит гора
Ярмарку закрыть пора,
Хочет чаю детвора?
Дети: Да!
2 скоморох: На чай сладкий, ароматный
Приглашаем всех гостей.
Скушать пряник сладкий, мятный
В кругу взрослых и детей!
Звучит музыка и начинается чаепитие.




































ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ





КЛАССНЫЙ ЧАС В 3 – Б КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ :«ТУЛА – ГОРОД МАСТЕРОВ»

2009 год






УЧИТЕЛЬ: ПСАРЕВА ИРИНА ВИКТОРОВНА
Заголовок 115