Занятие с молодыми педагогами

Занятие № 1
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Учитель в начале пути»
(Тема занятия)

ФИО
Андрюшина Анна Николаевна


Место работы
МКОУ «Садовская СОШ №2», Сарпинский район


Должность
Педагог-психолог


Предмет
Психология


Контингент
Молодые педагоги


Тема занятия
«Учитель в начале пути»


Мультимедийная презентация Power Point – 12 слайдов

Цель: повышение эффективности общения молодого педагога и учеников.



Задачи:
актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися;
осуществить поиск наиболее эффективных способов решения конфликтных ситуаций.
Психолог: Здравствуйте, коллеги. Предлагаю вам поприветствовать друг друга, представиться и продолжить фразу: «Быть учителем значит».  
Упражнение «Быть учителем значит»
Цель: установить атмосферу доверия, настроить участников на работу в группе, почувствовать групповое единство и поддержку.
Участники сидя в кругу по очереди приветствуют всех, представляются и завершают предложение «Быть учителем значит» (высказывают что для них значит их профессия).
Упражнение «Описание ученика»
Цель: профилактика совершения ошибок при восприятии ученика. 
Участники делятся на 2 команды, каждой из которой ведущий даёт конверт с заданием. В конверте команды №1 фото мальчика 10 лет и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него почти одни тройки, есть один неуд. Глядя на фото, опишите этого мальчика». В конверте команды №2 фото того же самого мальчика и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него одни пятёрки, поведение примерное. Глядя на фото, опишите этого мальчика». В каждой команде выбирается секретарь, который записывает характеристики мальчика. Когда участники готовы ведущий просит их зачитать характеристики. После этого он объявляет, что обе команды описывали одного и того же ребёнка, но так как они были под влиянием разных установок – положительной в первом случае и отрицательной –  во втором, то описания у них совсем разные.
Психолог: Это упражнение учит нас составлять собственное мнение об ученике, не опираться на чужие, возможно искаженные установки, мнения. Обратите внимание, что в инструкции было сказано «глядя на фото, опишите мальчика», но действие установки так сильно, что глядя на одно и тоже фото, вы описывали его по-разному. Особенность установки заключается в том, что мы желаем её подтвердить и что бы ни сделал том или иной человек мы трактуем это в пользу нашей установки. Поэтому, прежде чем сформировать мнение, важно взвесить все факты.
Упражнение «Язык телодвижений»
Цель: научиться правильно интерпретировать жесты, позу и мимику ученика на уроке.
Психолог. А. Пиз американский психолог в книге «Язык телодвижений» утверждал, что телефон создан для лжецов, т.к. мы не видим выражения лица и позы собеседника и нам тяжело оценить, говорит ли он нам правду. Интересно, насколько хорошо вы ориентируетесь в языке телодвижений, я предлагаю вам прокомментировать следующие изображения .
Слайд №3

После дискуссии психолог объясняет, что на рисунке №1 изображен человек негативно настроенный против собеседника его руки и ноги образуют так называемый «замок», человек склонен инстинктивно защищать жизненно важные органы, а на рисунке №2 человек, который просто замерз. Это учит нас, что при интерпретации позы мы должны учитывать и ситуацию, в которой ученик находится.








Далее демонстрируется слайд №4.


Психолог: Сравните рисунки №1 и №3. Что вы можете сказать о рисунке №3?
После того, как желающие выскажутся, психолог сообщает, что эта поза говорит о желании человека быть откровенным. Следует также обратить внимание, что расстёгнутые пуговицы пиджака неосознанно воспринимаются собеседником как желание быть более открытым, а вот застёгнутый на все пуговицы пиджак играет роль «замка». Следующими демонстрируются рисунки № 4, 5. слайд №5

Психолог: вы видите ребенка (рис. №4) и подростка (рис. №5), которые говорят неправду. У каждого человека в подсознании заложено, что обманывать нехорошо поэтому руки ребенка тянуться ко рту чтобы прикрыть его одно или двумя руками, с возрастом этот жест не исчезает, но видоизменяется – подросток будет слегка потирать губы пальцами, а взрослый скорее всего коснётся кончика носа.
Психолог: Обратите внимание на следующий слайд.


Палец во рту свидетельствует о том, что ученику необходима поддержка. Следует ободрить такого ребенка. Маленькие дети сосут палец, этот жест помогает им успокоиться. С возрастом он видоизменяется – тревожные ученики нередко грызут карандаши, ручки, взрослые курят. Если же вы не раз замечали следующий жест на рисунке №7, то это сигнал о том, что детям скучно на ваших уроках. Это типичный жест скучающего человека. Степень скуки можно определить по степени давления головы на руку, если голова полностью легла на ладонь – скука достигла своего апогея.

Слайд №7.


Психолог: Обратите внимание люди на рисунках № 8, 9 тоже подпирают ладонью щеку, однако ладонь закрыта, в отличии от ладони девушки на рисунке №7. Эти говорит о том, что персонажи восьмого и девятого рисунков оценивают говорящего, ладонь закрыта, а указательный палец направлен вверх. Если же слушатель настроен критично по отношению к выступающему, то он поддерживает подбородок, как на рисунке №9. Знание этих поз позволит вам получить обратную связь от учеников, вам даже не придётся их спрашивать, было ли им интересно на уроке.




Мини-лекция: «Барьеры восприятия информации»
Цель: научиться правильно подавать информацию на уроке, преодолевая барьеры восприятия информации.
Ведущий: Существует несколько барьеров восприятия человеком информации, из-за которых возникает непонимание:
– фонетический уровень (информация подаётся слишком громко или тихо, невнятно); – семантический уровень (слушатель вкладывает одно значение в слово, а говорящий другое, например: вешалка – приспособление для одежды и грубое слово, вызывающее смех у подростков); – стилистический уровень (одну и ту же информацию можно представить в научном стиле, а можно в разговорном, избыток терминов приводит к тому, что ученик перестаёт понимать, о чём речь); – логический уровень (логика ребенка отличается от логики взрослого, ребёнок склонен воспринимать всё более буквально, необходимо это учитывать).
При подаче информации важно также помнить о двух правилах:
Правило рамки – информация должна иметь чёткое начало и конец.
Правило цепи – должна прослеживаться логика, что за чем следует, что из чего следует. Можно располагать информацию по степени важности, можно по порядку, во-первых, во-вторых и т.д.
Упражнение: «Комок проблем»
Цель: проанализировать проблему, осуществить поиск путей её решения, избавиться от негативных эмоций, которые мешают при решении конфликтной ситуации.
Оборудование: листы бумаги формата А5 по количеству участников, большая картонная коробка.
Участники рассаживаются по кругу. По желанию на протяжении 10-15 мин. Учитель рассказывает о сложной ситуации в его педагогической практике. Психолог обращает его внимание на то, что он предпринимал, что при этом чувствовал, а также каких результатов добился тем или иным способом. Происходит обмен мнениями в группе.
Психолог: Подводя итог нашей беседе, я хочу обратить ваше внимание на то, что отрицательные эмоции, которые мы испытываем во время конфликтов мешают нам быть объективными и тем самым препятствуют преодолению нашей проблемы. Я прошу вас написать на листе бумаги все отрицательные эмоции которые вы испытываете во время конфликта, например: гнев, обида, тревога и т.д. А теперь вы можете скомкать эти листы и бросить их в эту коробку, сейчас вы избавитесь от накопившегося негатива (коробка устанавливается по центру круга).
Заключительный этап
Цель: сделать выводы, диагностировать динамику эффективности в общении с учениками. Обсуждение: что каждый вынес из занятия? Чему научился? Что хотел бы проанализировать в следующий раз? Что понравилось, а что нет? С каким настроением вы уходите с занятия?
Молодым педагогам предлагается на листочках обвести свою ладонь и ответить на вопросы, записав ответ на каждом пальце нарисованной ладони.
Молодость – это возраст мечтаний, надежда на их свершение, неудержимая энергия, желание достичь успеха. Деятельность молодого человека, который нашёл и зажег в себе искру личностной и профессиональной индивидуальности, способствует прогрессивному развитию образования. «Учитель живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель». Эти слова великого педагога К. Ушинского.

Игра «Аплодисменты по кругу»
Цель: Снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Психолог: А сейчас порошу вас сесть в круг. Я начну хлопать в ладоши и буду смотреть на кого –то из вас. Мы начнем хлопать вдвоем. Участник, на которого я посмотрела , смотрит на другого участника , включая его в игру. И так далее. Таким образом, начинают хлопать все участники.
Спасибо всем за работу!




15