Занятие с молодыми педагогами
Занятие № 1
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Учитель в начале пути»
(Тема занятия)
ФИО
Андрюшина Анна Николаевна
Место работы
МКОУ «Садовская СОШ №2», Сарпинский район
Должность
Педагог-психолог
Предмет
Психология
Контингент
Молодые педагоги
Тема занятия
«Учитель в начале пути»
Мультимедийная презентация Power Point – 12 слайдов
Цель: повышение эффективности общения молодого педагога и учеников.
Задачи:
актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися;
осуществить поиск наиболее эффективных способов решения конфликтных ситуаций.
Психолог: Здравствуйте, коллеги. Предлагаю вам поприветствовать друг друга, представиться и продолжить фразу: «Быть учителем значит».
Упражнение «Быть учителем значит»
Цель: установить атмосферу доверия, настроить участников на работу в группе, почувствовать групповое единство и поддержку.
Участники сидя в кругу по очереди приветствуют всех, представляются и завершают предложение «Быть учителем значит» (высказывают что для них значит их профессия).
Упражнение «Описание ученика»
Цель: профилактика совершения ошибок при восприятии ученика.
Участники делятся на 2 команды, каждой из которой ведущий даёт конверт с заданием. В конверте команды №1 фото мальчика 10 лет и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него почти одни тройки, есть один неуд. Глядя на фото, опишите этого мальчика». В конверте команды №2 фото того же самого мальчика и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него одни пятёрки, поведение примерное. Глядя на фото, опишите этого мальчика».В каждой команде выбирается секретарь, который записывает характеристики мальчика. Когда участники готовы ведущий просит их зачитать характеристики. После этого он объявляет, что обе команды описывали одного и того же ребёнка, но так как они были под влиянием разных установок – положительной в первом случае и отрицательной – во втором, то описания у них совсем разные.
Психолог: Это упражнение учит нас составлять собственное мнение об ученике, не опираться на чужие, возможно искаженные установки, мнения. Обратите внимание, что в инструкции было сказано «глядя на фото, опишите мальчика», но действие установки так сильно, что глядя на одно и тоже фото, вы описывали его по-разному. Особенность установки заключается в том, что мы желаем её подтвердить и что бы ни сделал том или иной человек мы трактуем это в пользу нашей установки. Поэтому, прежде чем сформировать мнение, важно взвесить все факты.
Упражнение «Язык телодвижений»
Цель: научиться правильно интерпретировать жесты, позу и мимику ученика на уроке.
Психолог. А. Пиз американский психолог в книге «Язык телодвижений» утверждал, что телефон создан для лжецов, т.к. мы не видим выражения лица и позы собеседника и нам тяжело оценить, говорит ли он нам правду. Интересно, насколько хорошо вы ориентируетесь в языке телодвижений, я предлагаю вам прокомментировать следующие изображения .
Слайд №3
После дискуссии психолог объясняет, что на рисунке №1 изображен человек негативно настроенный против собеседника его руки и ноги образуют так называемый «замок», человек склонен инстинктивно защищать жизненно важные органы, а на рисунке №2 человек, который просто замерз. Это учит нас, что при интерпретации позы мы должны учитывать и ситуацию, в которой ученик находится.
Далее демонстрируется слайд №4.
Психолог: Сравните рисунки №1 и №3. Что вы можете сказать о рисунке №3?
После того, как желающие выскажутся, психолог сообщает, что эта поза говорит о желании человека быть откровенным. Следует также обратить внимание, что расстёгнутые пуговицы пиджака неосознанно воспринимаются собеседником как желание быть более открытым, а вот застёгнутый на все пуговицы пиджак играет роль «замка».Следующими демонстрируются рисунки № 4, 5. слайд №5
Психолог: вы видите ребенка (рис. №4) и подростка (рис. №5), которые говорят неправду. У каждого человека в подсознании заложено, что обманывать нехорошо поэтому руки ребенка тянуться ко рту чтобы прикрыть его одно или двумя руками, с возрастом этот жест не исчезает, но видоизменяется – подросток будет слегка потирать губы пальцами, а взрослый скорее всего коснётся кончика носа.
Психолог: Обратите внимание на следующий слайд.
Палец во рту свидетельствует о том, что ученику необходима поддержка. Следует ободрить такого ребенка. Маленькие дети сосут палец, этот жест помогает им успокоиться. С возрастом он видоизменяется – тревожные ученики нередко грызут карандаши, ручки, взрослые курят. Если же вы не раз замечали следующий жест на рисунке №7, то это сигнал о том, что детям скучно на ваших уроках. Это типичный жест скучающего человека. Степень скуки можно определить по степени давления головы на руку, если голова полностью легла на ладонь – скука достигла своего апогея.
Слайд №7.
Психолог: Обратите внимание люди на рисунках № 8, 9 тоже подпирают ладонью щеку, однако ладонь закрыта, в отличии от ладони девушки на рисунке №7. Эти говорит о том, что персонажи восьмого и девятого рисунков оценивают говорящего, ладонь закрыта, а указательный палец направлен вверх. Если же слушатель настроен критично по отношению к выступающему, то он поддерживает подбородок, как на рисунке №9. Знание этих поз позволит вам получить обратную связь от учеников, вам даже не придётся их спрашивать, было ли им интересно на уроке.
Мини-лекция: «Барьеры восприятия информации»
Цель: научиться правильно подавать информацию на уроке, преодолевая барьеры восприятия информации.
Ведущий: Существует несколько барьеров восприятия человеком информации, из-за которых возникает непонимание:
– фонетический уровень (информация подаётся слишком громко или тихо, невнятно);– семантический уровень (слушатель вкладывает одно значение в слово, а говорящий другое, например: вешалка – приспособление для одежды и грубое слово, вызывающее смех у подростков);– стилистический уровень (одну и ту же информацию можно представить в научном стиле, а можно в разговорном, избыток терминов приводит к тому, что ученик перестаёт понимать, о чём речь);– логический уровень (логика ребенка отличается от логики взрослого, ребёнок склонен воспринимать всё более буквально, необходимо это учитывать).
При подаче информации важно также помнить о двух правилах:
Правило рамки – информация должна иметь чёткое начало и конец.
Правило цепи – должна прослеживаться логика, что за чем следует, что из чего следует. Можно располагать информацию по степени важности, можно по порядку, во-первых, во-вторых и т.д.
Упражнение: «Комок проблем»
Цель: проанализировать проблему, осуществить поиск путей её решения, избавиться от негативных эмоций, которые мешают при решении конфликтной ситуации.
Оборудование: листы бумаги формата А5 по количеству участников, большая картонная коробка.
Участники рассаживаются по кругу. По желанию на протяжении 10-15 мин. Учитель рассказывает о сложной ситуации в его педагогической практике. Психолог обращает его внимание на то, что он предпринимал, что при этом чувствовал, а также каких результатов добился тем или иным способом. Происходит обмен мнениями в группе.
Психолог: Подводя итог нашей беседе, я хочу обратить ваше внимание на то, что отрицательные эмоции, которые мы испытываем во время конфликтов мешают нам быть объективными и тем самым препятствуют преодолению нашей проблемы. Я прошу вас написать на листе бумаги все отрицательные эмоции которые вы испытываете во время конфликта, например: гнев, обида, тревога и т.д. А теперь вы можете скомкать эти листы и бросить их в эту коробку, сейчас вы избавитесь от накопившегося негатива (коробка устанавливается по центру круга).
Заключительный этап
Цель: сделать выводы, диагностировать динамику эффективности в общении с учениками.Обсуждение: что каждый вынес из занятия? Чему научился? Что хотел бы проанализировать в следующий раз? Что понравилось, а что нет? С каким настроением вы уходите с занятия?
Молодым педагогам предлагается на листочках обвести свою ладонь и ответить на вопросы, записав ответ на каждом пальце нарисованной ладони.
Молодость – это возраст мечтаний, надежда на их свершение, неудержимая энергия, желание достичь успеха. Деятельность молодого человека, который нашёл и зажег в себе искру личностной и профессиональной индивидуальности, способствует прогрессивному развитию образования. «Учитель живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель». Эти слова великого педагога К. Ушинского.
Игра «Аплодисменты по кругу»
Цель: Снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Психолог: А сейчас порошу вас сесть в круг. Я начну хлопать в ладоши и буду смотреть на кого –то из вас. Мы начнем хлопать вдвоем. Участник, на которого я посмотрела , смотрит на другого участника , включая его в игру. И так далее. Таким образом, начинают хлопать все участники.
Спасибо всем за работу!
15