Доклад Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках истории


Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках истории.
Шаймерденова Акгерим АмзебековнаГород Шымкент школа-лицей №15 имени Д.И. Менделеева
учитель истории 1 категории
Любая деятельность есть процесс и результат.
Б. Пастернак
В «Концепции модернизации казахстанского образования» роль информационно-коммуникативных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной школы. Распространение педагогического опыта заключается в создании системы применения цифровых образовательных ресурсов для формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся на уроках истории. Актуальность данной проблемы очевидна. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Учитель, владеющий современными методиками и новыми образовательными технологиями, общается на одном языке с ребёнком. В традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.
Ведущая педагогическая идея - создание необходимых условий на уроках для формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся с помощью цифровых образовательных ресурсов. Включение в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, психологические особенности. Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях. Применение цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение учебного материала. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства обучающихся к предмету. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, рабочей тетради. Цифровые образовательные ресурсы делают учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов, повышают качество обучения и желание учиться. Делают урок наглядным, содержательным для учащихся.
Роль наглядности в преподавании общепризнана. Наглядность обучения – это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована ещё А. Каменским и развита К. Д. Ушинским. Актуальны мысли о роли наглядности в развитии памяти, внимания, развития речи и мышления учащихся. На выбор мной этой темы повлияло то, что в настоящее время мы являемся свидетелями растущей информатизации общества. Можно с уверенностью говорить, что информатизация охватила все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование. Информатизация осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств новых информационных технологий, в том числе мультимедийных пособий.
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции, развивает навыки самостоятельного поиска и обработки информации. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Одним из источников мотивации является занимательность. Ученики более охотно отвечают компьютеру. Учителю не надо призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что если он отвлечётся, то не успеет решить пример или записать слово, так как на экране через 10-15 секунд появится следующее задание. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий.
Цифровые образовательные ресурсы на уроках позволяют расширить рамки учебника, так как готовые электронные носители содержат богатый иллюстративный материал, помогающие представить и показать завораживающую красоту растительного и животного мира, богатства родного края, мудрость традиций и обычаев народов нашей многонациональной страны. Программы Microsoft Power Point, Microsoft Office Word, Microsoft Publisher позволяют учителю самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку с минимальными временными затратами, более удобно и наглядно представить материал, получить продукт деятельности ученика: презентации, видео-,аудио- материал. При построении урока с мультимедийной поддержкой традиционная структура урока принципиально не меняется. Например, на уроке истории я использую такие ЦОР как, видео-, аудио-материал, анимационную карту, векторную карту, виртуальную экскурсию, которые удобны в применении и наглядно показывают то или иное историческое событие.
Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет:
•сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
•проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
•сократить время проверки знаний учащихся;
•обучить учащихся навыкам контроля и самоконтроля;
•активизировать познавательную деятельность учащихся;
•индивидуально подходить к ученику, применяя творческие задания.
Преимущества, получаемые учителем:
•увеличивается скорость объяснения учебного материала;
•возрастает качество процесса обучения т.к. в работу включаются несколько органов чувств учащегося (слух, зрение);
•воздействие на эмоциональную сферу учащихся способствует задействовать непроизвольную память – залог прочных знаний;
•возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
•поднятие авторитета учителя в глазах учащихся.
Преимущества, получаемые учеником:
•более познавательный путь усвоения информации;
•при изготовлении презентаций, работе в Интернете, работе с другими носителями цифровой информации учащиеся приобретают умения и навыки необходимые им в будущей жизни, т.е. формируется компьютерная грамотность;
•использование информационно-коммуникативных технологий способствует развитию устойчивого внимания, повышению мотивации к учебе, облегчается овладение сложным материалом.
•использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся, тематических презентаций. Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования и детей, и учителей, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения. Использование образовательных ресурсов сети Интернет в режиме Онлайн (бинарный урок).
В настоящее время все образовательные учреждения имеют необходимую материально-техническую базу, программное обеспечение, обеспечение учебными пособиями. Меняется не только технология преподавания урока, качество его проведения и результативности, иными становятся субъекты образовательного процесса, уровень их взаимодействия.
Возможность работать в кабинете, оборудованном персональным компьютером с выходом в Интернет, интерактивной доской, необходимое программное обеспечение, дает возможность делать уроки истории интереснее, увлекательнее, насыщеннее. По мнению психологов, учащиеся лучше усваивают визуальную информацию, чем текстовую. Презентации, видеоролики, сделанные учителем к уроку, электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным. Использование интерактивной доски и материалов сети Интернет позволяют не только расширить визуальный ряд, тем самым создать условия для лучшего запоминания материала детьми, но и расширить информационные и временные границы урока. Цифровые образовательные ресурсы могут использоваться на разных этапах освоения учебного материала:
• при объяснении нового материала;
• при закреплении учебного материала;
• при обобщении;
• при различных формах работы.
В наборе цифровых образовательных ресурсов можно условно выделить следующие блоки:
1. интерактивные компоненты – вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;
2. демонстрационная графика – иллюстрации, анимации, видеофрагменты;
3. тексты – параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;
4. материалы для учителя – презентации и уроки.
ЦОР представляет собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов:
• символьные объекты (знаки, символы, тексты, графики);
• образные объекты (фото, рисунки);
• аудиоинформация (устные тексты, диалоги, музыка);
• видеообъекты (анимации, модели, видеосюжеты);
• объекты "виртуальной реальности" (тренажёры, интерактивные модели, конструкторы).
Каждый из объектов обладает самостоятельной ценностью и может быть использован в обучении автономно. Некоторые из учебных объектов обладают явным приоритетом в применении (это зависит от конкретной организационной формы). Учитель должен рационально использовать цифровые образовательные ресурсы на занятиях различных видов (уроках, лекциях, занятиях элективного курса, практических занятиях и т.д.).
Новые образовательные стандарты в эпоху информатизации общества должны коренным образом изменить организацию учебного процесса. Современные компьютерные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. Поэтому сегодня уделяется особое внимание современному состоянию использования ИКТ на путях модернизации образования. По сравнению с традиционным обучением, использование ЦОР меняет характер взаимодействия учителя и учеников. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы. Использование информационно-коммуникационных технологий на современном уроке является актуальным, способствует повышению мотивации учащихся через применение разнообразных форм на разных этапах освоения учебного материала, а также для активизации творческой и исследовательской деятельности. Дает возможность повышения педагогической компетентности через сетевое взаимодействие.
Список литературы:
1. Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе: Народное образование. 2008. № 1
2. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3.
3. Тумалева Е.А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства // Наука и школа. - 2000. - №4.