Конспект урока в 5 классе на тему Мировой океан — главная часть гидросферы


Предмет: география
Дата:
Класс: 5
Урок № 24
Тема урока: Мировой океан – главная часть гидросферы.
Методическая цель урока: установить особенности Мирового океана.
Задачи урока: • Изучить строение Мирового океана.
• Установить отличительные особенности различных частей океана.
Планируемые результаты: (предметные, метапредметные, личностные)
Предметные: Объяснять существенные признаки понятий «океан», «море». Отбирать источники географической информации для составления описаний океанов, объяснения происхождения названий океанов и морей, островов, архипелагов и полуостровов, заливов и проливов; объяснять существенные признаки понятий «остров», «архипелаг», «залив», «пролив»; проводить исследования гидронимов.
Метапредметные: Использовать способы запоминания названий географических объектов. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; создавать игру «Знатоки морских названий»; создавать в Дневнике географа-следопыта топонимические страницы.
Личностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности.
Тип урока: Урок - игра.
Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, атлас, глобус, видеофрагменты, интернет-ресурсы.

Базовое содержание урока Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) Ценностный компонент урока Творческий компонент урока
Смысловые блоки содержания Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания 1. Организационно-мотивационный этап урока
Определение темы урока 1.На какую составную часть гидросферы приходится наибольшее количество воды на Земле?
2. Назовите и покажите на физической карте полушарий (с. 8-9 атласа) известные вам океаны и их части. Перечислите материки Земли и океаны, омывающие их.
3. Как вы думаете, какова тема урока? Что станет предметом изучения?
4. Для чего современному человеку знание особенностей Мирового океана? 1.Вспоминают, что большая часть гидросферы приходится на солёные воды океанов (около 96 % от общего объёма вод планеты).
2. Называют и показывают на физической карте полушарий известные им материки и океаны.
3. Определяют предмет изучения — Мировой океан и тему урока: «Мировой океан — главная часть гидросферы».
4. Высказывают различные предположения Формулируют тему урока
Определяют значение темы при изучении данного раздела Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки 1.Просмотрите видеофрагмент (http://www. youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v= HzuRpUQGgyQ). Подумайте над его названием. Предложите своё название.
2. Насколько, по вашему мнению, изучен Мировой океан? В чём причина такой ситуации? Сформулируйте цель урока 1.Просматривают видеофрагмент. Предлагают названия фильма: «Мировой океан», «Красоты Мирового океана», «Краски Мирового океана», «Огромный Мировой океан» и т. д.).2. Говорят о недостаточной изученности Мирового океана. Определяют цель урока: установить особенности Мирового океана Формулируют цель урока Формулирование задач урока 1. Определите основные задачи урока. (Подумайте, что нужно сделать, чтобы установить особенности Мирового океана.)
2. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на уроке? 1. Формулируют основные задачи урока.
• Изучить строение Мирового океана.
• Установить отличительные особенности различных частей океана.
2. Продумывают вопросы
Определяют основные задачи урока 2. Процессуально-содержательный этап урока
1. Размеры Мирового океана 1. Посмотрите на глобус. Определите, океаны или суша занимают большую часть поверхности Земли.
2. Прочитайте пункт «Наша планета: земля или океан»» (с. 90 учебника). Выполните задание № 1 в рабочей тетради (с. 44). Каково соотношение поверхности суши и поверхности Мирового океана?
На основе построенных диаграмм сформулируйте вывод о том, справедливо ли нашу планету называют Землёй. Запишите вывод в рабочую тетрадь (с. 44) 1. Отмечают, что океаны занимают большую часть поверхности Земли.
2. Читают текст учебника. Определяют соотношение поверхности суши и поверхности Мирового океана: 29 % и 71 %, т. е. 1 к 3. На первой диаграмме указывают, какую часть поверхности Земли занимает суша, а какую — океан. Затем сравнивают объём нашей планеты и объём вод Мирового океана (Мировой океан составляет 1 /800 часть от объёма Земли).
3. Формулируют вывод и записывают его в тетрадь Осознают соотношение размеров суши и воды 2. Части Мирового океана 1.Используя физическую карту полушарий (с. 8-9 атласа), попробуйте совершить кругосветное плавание из морского порта, ближайшего к вашему населённому пункту. Что вы можете наблюдать?
2.Какие вы знаете части Мирового океана?
3.Работа в группах (4 группы по количеству океанов, один отвечающий от каждой). На рис. 58 (с. 91 учебника) представлены основные характеристики океанов: площадь и средняя глубина. Используя интернет-ресурсы, рисунки учебника (с. 91)
и карты атласа («Физическая карта полушарий, с. 8~9; «Мировой океан», с. 14-15), составьте описание океана по плану.
1)Происхождение названия океана.
2)Площадь океана (в сравнении с площадью других океанов).
3) Материки, которые омывает океан.
4) Средняя глубина (в сравнении с глубиной других океанов).
5) Максимальная глубина океана.
*4. На интерактивной доске составьте рейтинги океанов по их основным характеристикам (по площади и средней глубине) 1. Определяют, что Мировой океан представляет собой единое водное пространств»), которое окружает материки и острова.2.Называют Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый океаны. (Говорят отом, что океанологи выделяют также Южный океан.)
3.Составляют описание океанов, используя данные, представленные в учебнике и в атласе.
Пример:
Тихий океан.
1) Фернан Магеллан назвал его Тихим, так как в течение всего времени плавания путешественника стояла спокойная погода.
2) Площадь 180 млн км 2 (самый большой по площади среди океанов Земли).
3) Омывает Евразию, Австралию, Северную и Южную Америку, Антарктиду.
4) Средняя глубина — 3980 м (самый глубокий океан Земли).
5) Максимальная глубина — 11022 м (Марианский жёлоб).
*4. Составляют рейтинги океанов. По площади:
1)Тихий;
2)Атлантический;
3)Индийский;
4)Северный Ледовитый.
По глубине:
1)Тихий;
2)Индийский;
3)Атлантический;
4)Северный Ледовитый Выделяют признаки, определяющие единство Мирового океана. 3. Береговая линия *1. Посмотрите на физическую карту полушарий (с. 8 ~9 атласа). Совершите плавание вдоль побережья Африки. Определите, насколько сильно изрезана береговая линия материка. (На интерактивной карте проведите указкой вдоль побережья Африки и назовите встречающиеся вам элементы береговой линии.2. Посмотрите на физическую карту полушарий (с. 8 -9) атласа). Приведите примеры морей, найдите и покажите их на карте.
• Назовите общие особенности морей.
• Чем моря отличаются от заливов, проливов?
• Составьте определение понятия «море».
• Сравните составленное вами определение с представленным в учебнике (с. 91). Установите, какие отличительные особенности морей вы не указали.
*3. Подумайте, какие виды морей выделяются по степени изолированности от открытого океана и особенностям вод. (При необходимости воспользуйтесь материалом учебника (с. 91) и физической картой полушарий (с. 8-9 атласа). Приведите примеры морей различных видов, найдите и покажите их на карте.
*4. В учебнике найдите определения таких частей Мирового океана, как залив и пролив. В чём их различия? Приведите примеры заливов и проливов, найдите и покажите их на карте.
5. Выполните задание № 2 в рабочей тетради (с. 45). *1. Определяют, что слабая изрезанность берегов — одна из характерных особенностей африканского континента. Называют следующие элементы береговой линии: Гибралтарский пролив, Средиземное море, Красное море, Аденский залив, полуостров Сомали, Мозамбикский пролив, остров Мадагаскар, Гвинейский залив.
2. Приводят примеры морей: Красное, Аравийское, Карибское, Средиземное, Чёрное, Баренцево и т. д. Показывают их на карте.• Называют общую особенность — они являются частью океана.
• Называют отличие морей от заливов и проливов: обособленность от океана участками суши (заливы и проливы свободно сообщаются с основной частью водоёма).
• Составляют определение: море — часть океана, обособленная участками суши или поднятиями дна.
• Дополняют составленное определение: море — часть океана, обособленная участками суши или поднятиями дна, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живыми организмами.
*3. Высказывают различные предположения. Опираясь на карту и текст учебника, выделяют два вида морей: внутренние и окраинные. Приводят примеры внутренних (Средиземное, Чёрное, Балтийское, Красное и др.) и окраинных морей (Баренцево, Берингово, Карское и др.). Показывают их на карте.
*4. Зачитывают определения. Указывают, что залив — это участок водной поверхности океана, моря, озера, вдающийся в сушу, но свободно сообщающийся с основной частью водоёма, а пролив — это узкое водное пространство, ограниченное сушей с двух сторон. Приводят примеры заливов: Бенгальский, Мексиканский, Гвинейский — и проливов: Берингов, Магелланов, Мозамбикский, Гибралтарский и т. д. Показывают их на карте.
5. Вставляют пропущенные слова в определение «Мировой океан» и заполняют схему «Части Мирового океана» Составляют определение понятия «море»
4. Суша в океане Работа с картой («Физическая карта полушарий», с. 8 — 9 атласа).
1. Как называется участок материка или острова, глубоко вдающийся в океан (море)? Опираясь на физическую карту полушарий, составьте определение понятия «полуостров». Найдите и покажите на карте полуострова. Определите, какой полуостров является крупнейшим на Земле. Как он называется? Частью какого материка является?
2. Найдите на карте небольшие по размеру изолированные участки суши в океане. Как они называются? Найдите и покажите на карте острова. Какой остров является крупнейшим на Земле.
3. Опираясь на текст учебника (с. 92), выделите виды островов. Найдите и покажите на карте острова различных видов.
4. Найдите на карте группы островов, расположенных близко друг к другу. Как называется такое скопление островов? Приведите примеры архипелагов и покажите их на карте.
5. Выполните задание № 3 в рабочей тетради (с. 45-46). Составьте вопросы об островах, которые представлены в задании. 1. Называют: полуостров. Составляют опре-деление1: полуостров — участок материка или острова, окружённый с трех сторон водой,
а четвёртой стороной соединённый с сушей. Находят полуострова на карте, называют их: Сомали, Лабрадор, Скандинавский, Камчатка и др. Определяют, что крупнейший полуостров на Земле, Аравийский, является частью материка Евразия.
2. Говорят об островах. Находят острова на карте и показывают их: Мадагаскар, Новая Гвинея, Суматра, Калимантан, Тасмания, Куба и др. Определяют, что крупнейшим островом является Гренландия.3. Выделяют материковые, океанические,
а также коралловые острова. Приводят примеры: Гренландия, Мадагаскар — материковые, Азорские и Гавайские острова — океанические, Большой Барьерный риф — коралловый. Показывают острова на карте.
4.Определяют, что группа островов — архипелаг. Называют и показывают на карте Японские острова, Филиппинские острова, Новую Зеландию, Большие Антильские острова, Землю Франца-Иосифа, Гавайские острова и др.
5. Вставляют пропущенные слова в предложения. Определяют острова по их контурам. Заполняют таблицу «Виды островов». Составляют вопросы.
1) Каким по происхождению является о. Гренландия?
2) Каким проливом отделен о. Мадагаскар от Африки?
3) К какому архипелагу относится о. Калимантан?
4) Какой остров является вторым по величине на Земле? Осознают целостность Мирового океана с крупными (континентами) и мелкими (островами) элементами суши Составляют вопросы об островах
Школа географа - следопыта *Ознакомьтесь с материалами Школы географа-следопыта (с. 93-,94 учебника). Прочитайте описание игры «Знатоки морских названий» в рабочей тетради (с. 46) и в учебнике (с. 94). Подготовьте карточки для игры (нанесите на них описания географических объектов, содержащиеся в рабочей тетради, с. 46^47, и в учебнике, с. 94). Разделитесь на команды. Выбрав карточку, прочитайте текст, определите название географического объекта и покажите его на физической карте полушарий.
Примеры карточек.
• Этот океан получил своё название из-за спокойной по/оды, господствовавшей
в течение трёх месяцев плавания португальского мореплавателя Фернана Магеллана (который и дал название океану) от Огненной Земли до Филиппинских островов в 1520 1521 годах. На русских картах до 1917 года употреблялось название Восточный океан.
• Происхождение названия этого океана связано с мифом об Атланте титане, державшем на своих плечах небесный свод. Греки считали, что его местопребыванием является крайний запад Средиземноморья.
• Александр Македонский в IV веке до н. э. называл этот океан Индикон-Пелагос — «Индийское море». У арабов он известен как Иахр-элъ -ХиндПодготавливают карточки для игры. По описанию определяют географический объект и показывают его на карте. 3. Этап закрепления и первичной проверки
1. Первичная проверка знаний Тестирование.
1. Какое из перечисленных морей омывает берега России?
А. Белое В. Средиземное
Б. Аравийское Г. Красное
2. Какие из перечисленных морей относятся к окраинным?
А. Баренцево В. Азовское
Б. Красное Г. Карское
3. Расставьте океаны Земли в порядке уменьшения их площади.
A. Индийский Б. Тихий
B. Северный Ледовитый Г. Атлантический
4. Установите соответствие между частью Мирового океана и её названием.
A. Гвинейский 1. Канал Б. Панамский 2. Пролив
B. Дрейка 3. Залив Выбирают правильные ответы:
1.А
2.А, Г
3.БГАВ
4.А —3,Б —1,В —2 Осуществляют самоконтроль 2. Закрепление
полученных
знаний Найдите ошибки в предложенной схеме и исправьте их. Указывают на наличие в схеме частей суши, а не океана (острова, полуострова, архипелаги) 3. Закрепление географических умений *Игра «Географическая почта»
На интерактивной доске представлены четыре почтовых ящика: «Тихий океан», «Атлантический океан», «Индийский океан», «Северный Ледовитый океан». Ниже расположены названия морей, заливов, островов, архипелагов.
Моря: Саргассово Росса Южно-Китайское
Средиземное Аравийское Баренцево

Заливы: Бенгальский Гвинейский Аляска
Гудзонов Бискайский Большой Австралийский
Острова: Мадагаскар, Великобритания Врангеля Новая Гвинея Куба Шри-Ланка
Архипелаги: Филиппинские острова Земля Франца-Иосифа Японские острова Кергелен Большие Антильские острова
Шпицберген
Перенесите название географического объекта в соответствующий почтовый ящик. При необходимости воспользуйтесь физической картой полушарий (с. 8-9 атласа). Подготовьте свои варианты игры по теме «Мировой океан» *Распределяют географические объекты по соответствующим ящикам.
Тихий океан: Южно-Китайское море, море Росса; залив Аляска; о. Новая Гвинея; Японские о-ва, Филиппинские о-ва.
Атлантический океан: Саргассово море, Средиземное море; Бискайский залив, Гвинейский залив; о. Великобритания, о. Куба; Большие Антильские о-ва.Индийский океан: Аравийское море; Бенгальский залив, Большой Австралийский залив; о. Мадагаскар, о. Шри-Ланка; архипелаг Кергелен.
Северный Ледовитый океан: Баренцево море; Гудзонов залив; о. Врангеля; архипелаг Шпицберген 4. Объяснение домашнего задания
Обязательное задание 1. Ознакомьтесь с материалами Школы географа-следопыта (с. 93—94 учебника). Используя интернет-ресурсы, а также энциклопедии и географические словари, выясните происхождение названий интересующих вас географических объектов — час гей Мирового океана, участков суши в океане.
2.Ответьте на вопросы № 1—4 после § 16 (с. 95 учебника).
3.Выпишите в рабочую тетрадь (с. 47-49) географические названия, которые используются в тексте § 16, узнайте о происхождении этих названий Формулируют уточняющие вопросы учителю Проговаривают маршрут своего путешествия вокруг Африки
Дополнительное задание (по желанию и по выбору) 1. Составьте маршрут морского путешествия из Индийского океана в Атлантический, используя карты атласа. Какие интересные места вы встретили по пути? Подберите фотографии этих мест и сделайте фотоколлаж.
2. Прочитайте один из романов Ж. Верна («20 тысяч лье под водой» или «Таинственный остров»). На основе содержания одного из романов составьте рассказ о своих морских приключениях. Изучают физическую карту полушарий, энциклопедии, географические словари и интернет-ресурсы. Составляют маршрут путешествия. Подготавливают фото-коллаж.
Составляют рассказ о морских приключениях
5. Рефлексивный этап урока
Рефлексия
эмоционального
состояния Приём «Закончи фразу».
1. На уроке я работал (активно/не активно).
2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен).
3. Урок мне показался (коротким/длинным).
4. Материал урока мне был (понятен/не понятен, интересен/не интересен).
5.Мое настроение в течение урока (улучши-лось/ухудшилось) Выражают своё мнение об уроке письменно (подчёркивают нужный вариант на предложенных листах) или устно проговаривают ответы Выражают своё отношение к работе на уроке