Урок географии Мировой океан — главная часть гидросферы 5 класс


«Мировой океан – главная часть гидросферы»
Цель урока: формирование представления о Мировом океане, его составных частях.
Планируемые результаты:
Предметные: 1. Обучающийся научится: Объяснять существенные признаки понятий «океан» и «море».
2. Получит возможность научиться: объяснять признаки понятий «остров», «архипелаг», «залив», «пролив»
Метапредметные: 1. Обучающийся научится: использовать разные источники информации, применять учебные действия формирования результата «смысловое чтение»
2. Обучающийся получит возможность научиться: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и учителем.
Личностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослымив процессе деятельности
Тип урока: урок – «открытие новых знаний»
Форма организации урока: Урок с применением фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации деятельности обучающихся.№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Организационно-мотивационный Приветствие учащихся. Слайд с приветствием. Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас.
- Я желаю вам плодотворной работы на уроке. Думаю, что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Если будет трудно, мы вместе преодолеем преграды.
Как вы думаете, что нам потребуется сегодня на уроке?
Как называется наша планета? А что означает это слово? Почему из космоса Земля кажется голубой? Справедливо ли название нашей планеты?
Какое место занимает океан среди других водных объектов? Давайте сформулируем тему нашего урока. Готовятся к уроку, настраиваются.
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока «Мировой океан – главная часть гидросферы» Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
Смыслообразование (Л)
2. Актуализация знаний Заполнение таблицы «Знаю/Хочу знать/Узнал»
Правила работы в группе, распределение ролей, обсуждение результатов, представление единого ответа от группы.
Формулирование задач урока:
Изучить строение океана
Познакомиться с частями океана
Выяснить, есть ли суша в океане.
Эпиграфом к уроку будут слова Жюль Верна
«Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует Ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны»
Просмотр видеоролика об океане
Проблемный вопрос: имеет ли границы Мировой океан? Есть ли суша в океане? Заполняют таблицу, определяют недостаточность своих знаний. Создание правил работы в группе Озвучивают правила работы в группе (распределять работу, принимать совместное решение, уважать мнение других, работать совместно на общий результат)
Запись задач урока
3. Изучение нового материала Как называется самая большая часть Мирового океана? Сколько океанов на Земле?
слово “океан” означает “великая река, обтекающая всю Землю”, известно людям с древности. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. У него нет ни начала, ни конца. В древнегреческих легендах об океане говорится, что он был сыном бога Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал только Зевсу. Океан женился на своей сестре Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей, рек и источников.
-Современное понятие “Океан – водное пространство земного шара вне суши” дает Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В. Калесника.
Стр 91 рисунок 58 перед вами описание 4 океанов
Составьте рейтинг океанов от самого малого к большему по глубине и по площади. Совпали ли у вас рейтинги.
Название какого океана вы встретили еще на рисунке?
Работа с текстом «Южный океан». Выделение аргументов «За» и «Против» Отвечают на вопрос
Называют 4 океана
По площади: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый
По глубине: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый
Называют Южный океан
Заполняют таблицу, выделяют в тексте аргументы, приходят к общему мнению. Заполнение кластера «Мировой океан»
Для какого объекта не хватило заготовки? Заполнение в группе, обсуждение
Полуостров Составление определений
160083556515Признак
00Признак
3873556515Существительное

0Существительное


Составляют определения понятий «море, залив, пролив, остров и полуостров»
4. Физминутка + рефлексия Вы выполнили уже много заданий.
Если все задания были вам понятны, присядьте 3 раза
Если вы считаете, что справились со всеми вопросами, наклонитесь 3 раза
Если вы хорошо работали в группе, помашите руками
Если все задания вы могли бы сделать лучше по одному, положите руки себе на плечи
Если вам была кстати поддержка одноклассников, повернитесь к ним и улыбнитесь
Анализируя свою деятельность, выполняют упражнения 5. Закрепление изученного, применение знаний на практике Работа с картой
Матросские байки
- Часто морские пираты, да и матросы «травят байки», то есть рассказывают небылицы. Надо уметь их отличать.
•Мировой океан – главная часть гидросферы
•Заливы – это участки воды между сушей
•группа островов называется архипелагом
•Атлантический океан занимает 2 место по площади
•Пролив- это часть суши в океане
«Что здесь лишнее?»
залив, пролив, океан, река, море, озеро, шахта
Какие объекты перечислены в данных стихотворениях
1.«А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно,
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою».
2.Тяжелой гладью зеркала сияет
В лучах восхода сонный океан.
И в дымке призрачной залив играет -
Рисует смело утренний туман.
И берег, словно дивная оправа
Глубин бесценный дар хранит века.
И будто бы летят над берегами
Деревьев изумрудных облака…
3.Вода шумит, и корчится пролив,
кривой ухмылкой землю разрезая:
внутри себя он более чем жив,
не зная своего конца и края,
не чувствуя в себе ни кораблей,
ни рыб, в нём пожирающих друг друга,
ни острова, где несколько теплей,
ни скал прибрежных вечного испуга
в моменты столкновения с волной...
Мировой океан и его части – не только географические понятия, но и часть красоты природы, которая пленяла и пленяет человека своей гармонией.
- Кто знает, как называют людей, которые своим творчеством создают образ моря, океана или другой водной поверхности?
- Если бы Вы были художниками, гамму каких цветов использовали для изображения моря или океана?
- Кто может по представленной картине определить имя живописца? ( «Девятый вал» - Айвазовский)
- видеоряд картин Айвазовского на песню М.Магомаева «Море»:
http://www.youtube.com/watch?v=S-FDNeeJ-WI
- Какое по состоянию море чаще всего изображал К.И.Айвазовский?
- Какую цветовую гамму художник использовал для изображения морского пространства?
Несмотря на свою красоту и гармонию, моря и океаны – очень грозные явления природы. Об этом очень хорошо сказал русский поэт Е.Баратынский.
«Так ныне, океан, я жажду бурь твоих,
Волнуйся, восставай на каменные грани.
Он веселит меня, твой грозный дикий рев,
Как зов давно желанной брани,
Как мощного врага мне чем-то лестный гнев…»
Найди ошибку в схеме
123888574295Мировой океан
00Мировой океан

2324735136525001191260136525002562860222250071501012700
292481036830пролив
00пролив
67945-10795залив
00залив

188658551435острова
00острова
96266051435море
00море

14865351136650096266111366500
247650156845внутреннее
00внутреннее
824230158433окраинное
00окраинное

«Морская почта»
Распределить названия по почтовым ящикам: «Море», «Залив», «Остров»
Баренцево, Мадагаскар, Красное, Африка, Гвинейский, Гренландия, Средиземное, Берингово, Мексиканский, Атлантический, Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Баренцево, Берингово
Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Гвинейский
Острова: Гренландия, Мадагаскар
Называют неправильные ответы:
Да
Нет
Да
Да
Нет
Лишнее: река, озеро, шахта
Море
Залив
Пролив
Маринист
Отвечают на вопросы
Лишнее «Острова», так как это суша
Море – Баренцево, Красное, Средиземное, Берингово
Залив – Гвинейский, Мексиканский
Остров – Мадагаскар, Гренландия
Лишнее – Атлантический и Африка 6. Рефлексия содержательная Заполнение таблицы «Знаю/Хочу узнать/Узнал»
Оправдались ли ваши надежды на урок Заполняют последнюю колонку 7. Рефлексия эмоциональная Прием «Острова»
Остров Радости, Недоумения, Просветления, Бермудский треугольник Свой кораблик ставят на остров настроения 8. Домашнее задание Параграф 16, вопросы 1-4 страница 95
Составьте словарик топонимика (Школа географа-следопыта страница 93-94)
Составьте маршрут путешествия по океанам Земли, опишите необычные объекты, которые вам встретились Запись домашнего задания в дневник Приложение.
Текст о Южном океане
Признаки океана: 1. Наличие границ, четко очерченных материками и островами; 2. Наличие подводных гор – срединных хребтов; 3. Свои теплые (красные стрелки) и холодные (синие стрелки на карте) течения
Ю́жный океа́н (устар. Южный ледовитый океан) — условное название вод трёх океанов (Тихого, Атлантического и Индийского), окружающих Антарктиду и неофициально выделяемых иногда как «пятый океан», не имеющий, однако, чётко очерченной островами и континентами северной границы. На дне этого условного океана не выделено срединных хребтов, однако есть южные окончания хребтов Тихого, Индийского и Атлантического океана. С другой стороны ряд ученых говорят, что границы Южного океана не сухопутные, а морские. А течение Западных ветров – признак этого океана.
Зачем изучать Южный океан? Океанологи утверждают, что для удобства описания вод вокруг Антарктиды
-152400152400СОСТАВ ГРУППЫ: _______________
____________________________________
_____________________________________
___________________________
00СОСТАВ ГРУППЫ: _______________
____________________________________
_____________________________________
___________________________
-200025-333375Тема урока: _______________________________________________________________________
00Тема урока: _______________________________________________________________________
Оценочный лист группы
2638425429895Задачи урока:
00Задачи урока:
481012598234500306705098234503848100544195
Задание 1. Рейтинг океанов. Проставьте в таблицу место океана (1, 2, 3 или 4)
Океан Место по площади Место по глубине
Тихий Атлантический Индийский Северный Ледовитый Баллы:__________
Задание 2. Южный океан: «за» и «против»
Аргументы «ЗА» Аргументы «ПРОТИВ»
Баллы: __________
Задание 3. Кластер «Мировой океан»
-1905085090МИРОВОЙ ОКЕАН
Части Мирового океана
Суша в океане
МИРОВОЙ ОКЕАН
Части Мирового океана
Суша в океане

Баллы: ___________
Задание 4. «Составь определение»
259080066675Признак
0Признак
0114300Имя существительное
Имя существительное

Залив – это _____________________________________________________________
Пролив – это ____________________________________________________________
Остров – это ____________________________________________________________
Баллы: ____________
Задание 5. «Найди на карте»
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Баренцево, Берингово
Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Гвинейский
Острова: Гренландия и Мадагаскар
Баллы: ___________
Задание 6. «Матросские байки»
28289251346200177165002228850158115165735015811511144251485905334001485900129540
1 2 3 4 5
Баллы: ___________
Итоговый балл: ____________
Оценка группы: _____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
2238375247650Спасибо за работу!
Спасибо за работу!

Текст о Южном океане
Признаки океана: 1. Наличие границ, четко очерченных материками и островами; 2. Наличие подводных гор – срединных хребтов; 3. Свои теплые (красные стрелки) и холодные (синие стрелки на карте) течения
Ю́жный океа́н (устар. Южный ледовитый океан) — условное название вод трёх океанов (Тихого, Атлантического и Индийского), окружающих Антарктиду и неофициально выделяемых иногда как «пятый океан», не имеющий, однако, чётко очерченной островами и континентами северной границы. На дне этого условного океана не выделено срединных хребтов, однако есть южные окончания хребтов Тихого, Индийского и Атлантического океана. С другой стороны ряд ученых говорят, что границы Южного океана не сухопутные, а морские. А течение Западных ветров – признак этого океана.
Зачем изучать Южный океан? Океанологи утверждают, что для удобства описания вод вокруг Антарктиды
_______________________________________________________________
Текст о Южном океане
Признаки океана: 1. Наличие границ, четко очерченных материками и островами; 2. Наличие подводных гор – срединных хребтов; 3. Свои теплые (красные стрелки) и холодные (синие стрелки на карте) течения
Ю́жный океа́н (устар. Южный ледовитый океан) — условное название вод трёх океанов (Тихого, Атлантического и Индийского), окружающих Антарктиду и неофициально выделяемых иногда как «пятый океан», не имеющий, однако, чётко очерченной островами и континентами северной границы. На дне этого условного океана не выделено срединных хребтов, однако есть южные окончания хребтов Тихого, Индийского и Атлантического океана. С другой стороны ряд ученых говорят, что границы Южного океана не сухопутные, а морские. А течение Западных ветров – признак этого океана.
Зачем изучать Южный океан? Океанологи утверждают, что для удобства описания вод вокруг Антарктиды


Знаю Хочу знать Узнал
Знаю Хочу знать Узнал
Знаю Хочу знать Узнал
Знаю Хочу знать Узнал
-57150-169545Остров
Радости
Остров
Радости

142875-354330
150495099060Остров
Недоумения
Остров
Недоумения

95250156210Остров
Улыбок
Остров
Улыбок

95250-17145Остров
Грусти
Остров
Грусти

32480252952750Бермудский
треугольник
Бермудский
треугольник
752475-10477500