Игра по профориентации Я в мире профессий

Игра по профориентации "Я в мире профессий"

Если вы удачно выберете труд и
вложите в него всю свою душу, то
счастье само вас отыщет.
К.Д.Ушинский

Цель: Продолжить формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональное самоопределение воспитанников)
Задачи мероприятия:
Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.
Определить мотив выбора профессии.
Ознакомить воспитанников с житейским способом выбора профессий.
Информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
Формировать актуальное для подростков «информационное поле» при выборе профессии;
Оборудование: карточки с заданиями для игр, тестовые бланки, классная доска (название мероприятия, высказывание Ушинского К.Д.)
Ход мероприятия:
1. Ребята, не далек тот час, когда вы окончите школу, и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите в учебных заведениях нашего города, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии.
В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам в этом выборе педагоги, психологи, социальные педагоги, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.
Сегодня мы с вами познакомимся с одним из способов - житейским, определим ваш мотив выбора профессии.
А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на две команды.
(Деление на команды повышает активность учащихся)

2. Игровая разминка.
Игра первая: К, Р, О, П (дети вытаскивают карточку с буквой, на которую им надо написать профессию)Задание: надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность вы получаете 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, вы должны объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если не сможете дать объяснение, то ответ не засчитывается. Кто сделает быстрее, получает дополнительно 3 балла. Время выполнения – 3 минуты.
О
К
Р
П

Окулист
Контролер
Разведчик
Проводник

Орнитолог
Киноартист
Рыбак
Плотник

Ортопед
Крановщик
Редактор
Пилот


Кочегар
Радиоведущий
Пожарный

Оператор машинного доения
Киномеханик
Рентгенолог
Полицейский

Оператор связи
Космонавт
Радист
Полярник

Оператор ЭВМ
Кабельщик
Репортер
Пограничник


Кровельщик

Печник


Каменщик

Пиротехник


Кутюрье

Повар


Кондитер

Пекарь


Кондуктор

Портной




Парашютист


Игра третья САМАЯ-САМАЯ ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую названную профессию или специальность получаете 1 балл. (Педагог называет первую характеристику, а дети сразу же по очереди предлагают свои варианты профессий). Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая подходящая к данной характеристике профессия, (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы).
Назовите профессии:
Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор ...)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...)
Самая смешная (юморист, клоун, пародист...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
3. Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно ,не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.
Вряд ли кто из вас мечтает стать разведчиком, астрологом, балериной, а тем более – полярником, космонавтом или кинорежиссером. Основная масса выпускников выбирает более обыденную профессию.
Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.
4. Упражнение по профориентации "Основной мотив твоего выбора"
Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии ( распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику).
Список мотивов включает 16 фраз:
Учитель дает задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание - зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один из двух. Вуаля!
Давайте подведем итог этого упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый). Вывод делается педагогом исходя из ответов детей.
5. Слово педагогу
Кроме мотива, как мы уже говорили, существует подходы к выбору профессии, Таких подходов много, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.
Само слово «житейский» говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.
Итак, что же мы учитываем при выборе профессии, следуя этому способу?
Востребованность на рынке труда.
Доходность.
Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз ).
Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).
Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).
Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).
Положительное влияние на семейную жизнь.
Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
Возможность карьерного роста (важно или не важно).
В нашем регионе, как и в любом регионе страны, большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”.
Вот именно, поэтому вы и не мечтаете, стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии, которые востребованы на рынке труда на сегодняшний день.
Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями.
А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию.
6.. Игра третья «Угадай профессию»
Воспитатель перечисляет профессиональные качества, а дети угадывают и называют профессию. За правильный ответ – 1 балл.

Физическая подготовка
Физическая подготовка

Дисциплина
Дисциплина

Решительность
Ответственность

Находчивость
Коммуникабельность

Самосовершенствование
Выдержка

Собранность
Собранность

Ответственность
Способность убеждать людей

Отвага
Память на образные предметы

Патриотизм
Переключаемость внимания

Знание техники и оружия
Знание оборудования

ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
ПРОДАВЕЦ (бармен, официант)


" Профессиональные качества”.
Естественно, что каждая профессия требует определенного набора качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые выбираете вы - выпускники школы.
ВОДИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ
ПОВАР
швея


Самообладание
Дисциплина
Ответственность
Хорошее цветовое восприятие Концентрированность внимания быстрота реакции;
Умение быстро ориентироваться в окружающей среде
Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений
Любовь к детям Гуманность Образованность
Терпение
Находчивость Самосовершенствование Эрудированность Интуиция Воспитанность Информированность Коммуникабельность
Милосердие
Самосовершенствование Образованность Ответственность Хороший глазомер Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная
Твердость руки, устойчивость кистей рук
Хорошая координация движений;
Оперативность;

Терпение Собранность
Коммуникабельность
Точность Образованность
Тактичность
Ответственность Порядочность




Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются.
Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.
7.Игра шестая «Закончи пословицу».
Существует более 100 пословиц о труде и ученье, вот некоторые из них:
Пашню пашут, руками не машут.
Кто не ходит, тот и не падает.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
С охотой можно и в камень гвоздь забить.
Усердная мышь и доску прогрызет.
Не все те повара, у кого ножи длинные.
Ваша задача сейчас закончить пословицу, которую я вам буду предлагать. За каждую правильно законченную пословицу получаете 1 балл:
Уменье и труд все (перетрут).
Не стыдно не знать, стыдно не (учиться).
Дело мастера (боится).
За всякое дело берись (умело).
Умение везде найдет (примененье)
Птицу узнают в полете, а человека в (работе).
Маленькое дело лучше большого (безделья).
Без труда не выловишь рыбку из (пруда).
На работу он сзади последних, а на еду впереди (первых).
Больше дела – меньше (слов).
Не откладывай на завтра то, что можно сделать (сегодня).
Кончил дело гуляй (смело).

8. Подведение итогов
Подведение итогов игры
А сейчас подведем итог нашей игры (подведение итогов)
Отзывы детей о мероприятии
Продолжите, пожалуйста, предложения:
Игра мне понравилась
Игра мне не понравилась и я бы посоветовал(а)
Заключительное слово педагога
Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой", а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами.
И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой.
Спасибо всем за внимание, активное участие в игре! До новых встреч!













15