Календарно-тематическое планирование для 1го класса УМК 2100

Тематическое планирование уроков окружающего мира
по программе А.А. Вахрушева, А.С. Раутиан, Д.Д.Данилов, С.В. Тырин
(УМК «Школа 2100»)
Вахрушев А.А.и др. Учебник «Окружающий мир», 1 класс («Я и мир вокруг»).- М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1 класс («Я и мир вокруг»).- М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С Тетрадь для самостоятельных и проверочных работ. М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.

По программе: 1 ч в неделю
По программе: 66 ч
По планированию: 66 ч

Разделы
По программе
По планированию

1.Как мы понимаем друг друга
9 ч
10 ч

2.Как мы узнаём, что перед нами
4 ч
4 ч

3.Времена года
17 ч
15 ч

4.Как ты узнаёшь мир
4 ч
5 ч

5.Твоя семья и твои друзья
7 ч
8 ч

6.Что нас окружает
10 ч
11 ч

7.Живые обитатели планеты
9 ч
11 ч

8. Повторение изученного материала
2 ч
2 ч

Часы по усмотрению учителя
4 ч
распределены по темам

Итого:
66 ч
66 ч


К концу 1 класса учащиеся должны знать:
-роль руки и слов в общении;
-роль опыта как источника благосостояния людей;
- что человек узнаёт об окружающем мире с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;
- что такое общение и какова его роль в жизни человека;
- что такое город;
-основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий;
-основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые, живые организмы, человек) и их роль в жизни человека;
- свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение, умирание) и их отличия от неживых предметов;
- основные черты сходства и различия растений и животных;
-основные группы домашних животных и растений;
-основные отличия человека от животных;
-элементарные сведения о строении человека;
- правила поведения в природе;
-основные признаки каждого времени года.
Учащиеся должны уметь:
- называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязь;
-пользоваться словами, указывающими направление и время;
- наблюдать, делать умозаключения;
- пользоваться книгой для ответов на возникающие вопросы;
- различать профессии людей;
- различать растения и животные;
- различать природные богатства, живые и неживые;
- приводить примеры названий 5-10 дикорастущих растений и животных;
- приводить примеры названий 5-10 культурных растений и домашних животных.

Корректировка, в связи с включением регионального компонента:
№ урока
Тема
Региональный компонент

Раздел 1. Как мы понимаем друг друга

2.
Я школьник
Экскурсия: Знакомство со школой

4.
Где и куда
Экологическая практика № 1: Наблюдение за солнцем, почвой, водой, воздухом, за их изменением с приходом осени.

Раздел 3. Времена года

17.
Осень-природа готовится к зиме

Экологическая практика№2: Наблюдение за разнообразием объектов живой и неживой природы на пришкольном участке (экскурсия).

32.
Погода зимой. Зима покой природы
Экскурсия в парк (лес) с целью наблюдения признаков зимы.

47.
Весна: пробуждение природы

Экологическая практика № 3: Весна идет. Наблюдение за весенними изменениями в неживой и живой природе; труд людей.

59.
Лето – природа цветёт и плодоносит

Экологическая практика № 4: Наблюдение за конкретным растением, животным, установление взаимосвязей между растениями, животными, неживой природой и деятельностью человека

Раздел 6. Что нас окружает

35.
Город, в котором мы живём. Мой дом, моя улица.
Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки.
Автобусная экскурсия по городу

38.
Учимся быть пешеходами. Правила безопасного поведения на улице
Экскурсия: Безопасная дорога в школу

41.
Хозяйство человека. Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения
Экскурсия в Музей природы с целью знакомства с особенностями животного и растительного мира Вологодской области

44.
Твёрдые тела, жидкости и газы. Три состояния воды: твёрдое (лёд, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).
Полезные ископаемые Вологодской области.

Раздел 7. Живые обитатели планеты

50.
Растения и животные. Сходства растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение.
Растения и животные Вологодской области.


№ урока
дата
Тема урока
Учебник
тетрадь
Цели урока
Элементы дополнительного
Формируемые УУД
Характеристика учебной деятельности
(Н) – на необходимом уровне,
(П) – на программном уровне

I четверть (16 ч.)

Часть 1. Мой дом. Моя школа (34 ч.)
Раздел 1. Как мы понимаем друг друга (10 ч.)


Познавательные:
- формирование умений извлекать информацию из иллюстраций;
- выявлять сущность особенности объектов: сравнивать и группировать предметы, объекты живой и неживой природы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям;
- на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные:
- формирование умений слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- находить общее решение при работе в паре.
Регулятивные:
- формирование умений определять, формулировать учебную задачу в диалоге с учителем и одноклассниками;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
- формирование умения самостоятельно определять и высказывать простые правила на уроке.

Познакомиться с учителем и одноклассниками (Н).
Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе (Н).
Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками (Н).
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах (П). Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах (Н).
Практическая работа: составить режим дня (Н).
Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление (Н).
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире (П).



1.
02.09
Как мы будем учиться.
Часть 1
У. 6-7





2.
04.09
Ты – школьник. Школьник, его обязанности.
Р.к. Экскурсия: Знакомство со школой.

Т. 2-3
У. 10-13
Обучение показу и названию всех знакомых предметов, находящихся в поле зрения; ознакомление со школой и особенностями школьной жизни
Рука и указательный палец – простейшие способы общения.



3.
09.09
Путешествуем, не выходя из класса. Рука и указательный палец – простейшие способы общения. Предметы, которые нельзя показать пальцем (далёкие, сказочные, предметы в будущем).
Т. 4-5
У.14-17

Ознакомление с ролью руки в жизни человека; ознакомление с понятием «речь» как средством общения людей между собой, расширять свой жизненный опыт
Рука и указательный палец – простейшие способы общения.



4.
11.09
Речь – основной способ общения людей. Использование слова для названия предмета, признака, действия.
Демонстрация способов общения
Т. 4-5 У.14-17







5.
16.09
Ценный совет.

Т. 6
У.18-21
Ознакомление с необходимостью говорить ясно, чётко, выразительно, подумав о том, что именно, зачем и кому говоришь
Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания, другие люди



6.
18.09
Зачем нужен жизненный опыт. Польза обмена знаниями между людьми. Демонстрация: источник жизненного опыта: собственный опыт, знания, другие люди.
Т. 7
У.22-25





7.
23.09
Где и куда. Понятия: «справа», «слева», «за», «посередине», «перед», «спереди», «сзади», «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже».
Практическая работа: ориентация в пространстве
Т. 8-9
У.26-29
Формирование пространственных представлений, расширение жизненного опыта
Направления «вперёд», «назад», «влево», «вправо»



8.
25.09
Где и куда.
Р.к. Эк. пр. наблюдение за солнцем, почвой, водой, воздухом, за их изменением с приходом осени.
Т. 8-9
У.30-33
Формирование пространственных представлений, расширение жизненного опыта
Направления «вперёд», «назад», «влево», «вправо»



9.
30.09
Учимся определять верх и низ.
Практическая работа: ориентация в пространстве
Т.10-11
У. 34-37

Формирование пространственных представлений о времени, временных отношениях, расширение жизненного опыта
Направления «вверх», «вниз».



10.
02.10

Раньше и позже. Расширение жизненного опыта.
Т.12
У. 38-39

Понятия «раньше», «позже»



Раздел 2. Как мы узнаём, что перед нами (4 ч.)

11 (1)
07.10
Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам.
Т.13-14
У.40-43
Формирование умения называть окружающие предметы, обнаруживать и устанавливать их взаимосвязь
Признаки общие и своеобразные
Познавательные:
- формирование умений извлекать информацию из схем и иллюстраций;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- сравнивать и группировать предметы, объекты живой и неживой природы, их образы, выделяя основания для группировки;
- выявлять наблюдаемые признаки объектов природы, сезонные изменения и фиксировать их в знаково-символической форме;
- на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные:
- формирование умений слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- находить общее решение при работе в паре.
Регулятивные:
- формирование умений определять, формулировать учебную задачу в диалоге с учителем и одноклассниками;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
- формирование умений мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Называть окружающие предметы и их признаки (Н).
Различать предметы и выделять их признаки (Н.)

12 (2)
09.10
Предметы и их признаки. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Демонстрация наглядных отличительных признаков предметов.
Т.13-14
У.40-43





13 (3)
14.10
Сочетания предметов. Установление взаимосвязи предметов.
Т. 15-17
У.44-47
Формирование умения устанавливать взаимосвязь предметов, почему одни предметы не сочетаются с другими
Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определёнными признаками



14 (4)
16.10
Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определёнными признаками.
Практическая работа по определению признаков предметов, их сочетания.
Т. 15-17
У.44-47





Раздел 3. Времена года (3 ч.)



15 (1)
21.10
Осень: природа готовится к зиме. Как мы узнаём, что наступила осень? Практическая работа по определению отличительных признаков осени.
Т.18-19
У.48-51
Ознакомление с временами года, расширение и обогащение знаний об осеннем времени года; определение отличительных признаков осени
Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме

Различать времена года по признакам (Н).
Характеризовать времена года (Н).
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).

16 (2)
23.10
Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме.
Т.20-21
У.52-53





II четверть (16 ч.)



17 (3)
06.11
Осень: природа готовится к зиме. Р.к. Эк. пр. наблюдение за разнообразием объектов живой и неживой природы на пришкольном участке (экскурсия).
Т.20-21





Раздел 4. Как ты узнаёшь мир (5 ч.)

18 (1)
11.11
Наши помощники – органы чувств. Органы чувств человека: глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания.
Игра-исследование: эксперимент по выявлению значения органов чувств. Демонстрация таблицы «Органы чувств»
Т.22-23
У.54-57
Формирование представления об органах чувств; ознакомление с понятиями «органы чувств», «память», «ум»
Органы чувств человека: глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания.
Познавательные:
- формирование умений извлекать информацию из схем и иллюстраций;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- фиксировать полученные данные в специально подготовленной таблице.
Коммуникативные:
- формирование умений слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- находить общее решение при работе в паре.
Регулятивные:
- формирование умений определять, формулировать учебную задачу в диалоге с учителем и одноклассниками;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
- формирование умений мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются (Н).
Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки (П).
Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека (Н).

19 (2)
13.11
Наши помощники – память и ум. Память – хранилище опыта. Ум.
Игра-исследование
Т.24-25
У.58-61
Формирование понятия о том, как человек познаёт мир, запоминает, предаёт свои мысли другим
Память – хранилище опыта. Ум



20 (3)
18.11
Родители, учителя и книги. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира.

ИКТ: Чтение. Работа с информа-цией. Источники информации и способы её поиска:энциклопедии
Т.26-27
У.62-65








Формирование представления о том, что общение со взрослыми, ровесниками обогащает знания человека, лучше знакомит с окружающей действительностью




21 (4)
20.11
Родители, учителя и книги. Книга хранит знания и опыт людей. ИКТ: Чтение. Работа с информацией. Источники информации и способы её поиска: библиотеки, в т.ч. компьютерные






22 (5)
25.11
Повторение изученного. Формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.

2 л. формирование адекватно оценивать свои знания и умения




Раздел 5. Твоя семья и твои друзья (8ч.)

23 (1)
27.11
Ты и твоя семья, её состав. Роль в семье каждого её члена, «профессии» членов семьи. Качества семьи.
Т.28-29
У.66-67

Роль в семье каждого его члена, «профессии» членов семьи. Качества семьи
Познавательные:
- формирование умений определять тему и главную мысль текста;
- извлекать информацию из схем и иллюстраций; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- формирование умений слушать и понимать других;
- задавать уточняющие вопросы, комментировать точку зрения других; находить общее решение при работе в паре.
Регулятивные:
- формирование умений определять, формулировать учебную задачу в диалоге с учителем и одноклассниками;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
- формирование умений мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями (Н).
Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками (Н).
Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных (Н).
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями (Н).
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями (П).
Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе (Н).
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста (Н).
Оценивать реальные и игровые ситуации общения (Н). Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой (Н).
Практическая работа по освоению правил поведения в доме (Н).
Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном (Н). Записывать телефоны экстренной помощи (Н).

24 (2)
02.12
Ты и твоя семья. Твоя помощь и взаимопомощь в семье. Воспитание стремления лучше знать свою семью, с уважением относиться к её членам, любить близких, оказывать им помощь.
Т.30-31
У.68-69
Воспитание стремления лучше знать свою семью, с уважением относиться к членам семьи, любить близких, оказывать им помощь




25 (3)
04.12
Учимся быть самостоятельными. Правила безопасного поведения дома. Опасные и ядовитые вещества. Демонстрация: Первая помощь при лёгких травмах и простудах.
Т.32
У.70-73
Формирование представления об опасностях, которые могут окружать ребёнка дома, если он остался один
Первая помощь при лёгких травмах и простудах. Опасные и ядовитые вещества.



26 (4)
09.12
Учимся быть самостоятельными. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности.
Моделирование знаков к правилам безопасного поведения в быту. Сигналы: 01, 02, 03, 04.
Т.32
У.74-75
Формирование представления об опасностях, которые могут окружать ребёнка дома, если он остался один
Правила пользования электроприборами



27 (5)
11.12
Ты и твои друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека.
Т.33-34
У.76-79

Формирование умения строить взаимоотношения с ровесниками; определение, кого можно считать другом
Друг и друзья



28 (6)
16.12
Ты и твои друзья. Как нужно общаться. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Как нужно слушать собеседника.
Т.33-34
У.76-79

Формирование представления о культуре речи; ознакомление с правилами общения людей друг с другом
Значения общения в жизни человека



29 (7)
18.12
Улыбка и её роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия.
Т.33-34
У.80-83






30 (8)
23.12
Значение общения в жизни человека. Повторение изученного.

2л: формирование адекватно оценивать свои знания и умения




Раздел 3. Времена года (4 ч.)


31 (1)
25.12
Зима – покой природы. Как мы узнаём, что наступила зима. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры.

Т.35-36
У.84-87
Совершенствование и расширение знаний о смене времён года; формирование умения самостоятельно определять и называть признаки зимы
Погода, её предсказания. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры
Познавательные:
- формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы; использовать символы для обозначения атмосферных явлений; выделять признаки, свойства объектов природы для классификации
Коммуникативные:
- формирование умений слушать и понимать других; задавать уточняющие вопросы, комментировать точку зрения других; находить общее решение при работе в паре
Регулятивные:
- формирование умений определять, формулировать учебную задачу в диалоге с учителем и одноклассниками; учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
- формирование умений мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Различать времена года по признакам (Н).
Характеризовать времена года (Н).
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).
Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни (Н).

III четверть (18 ч.)







32 (2)
13.01

Животные и растения зимой. Помощь животным.
Р.к. Экскурсия в парк (лес) с целью наблюдения признаков зимы. Рассматривание птиц на кормушке.
Т.37-39
У.88-89
Совершенствование и расширение знаний о смене времён года; формирование умения самостоятельно определять и называть признаки зимы
Погода, её предсказания. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры



33 (3)
15.01
Учимся решать жизненные задачи
У.90-91





34 (4)
20.01
Повторение изученного по разделу. Самостоятельная работа.






Часть 2. Мир вокруг (32ч.)
Раздел 6. Что нас окружает (11 ч.)

35 (1)
22.01
Город, в котором мы живём. Мой дом, моя улица.
Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки.
Р.к. Автобусная экскурсия по городу. Т.б
Часть 2
Т.40-41
У.4-7
Расширение знаний о родном крае, месте, городе, селе, где живут; ознакомление с историей застройки улиц, с профессиями людей, которые трудятся для нас
Путешествие по городу
Познавательные:
- формирование умений извлекать информацию из схем и иллюстраций;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Коммуникативные:
- формирование умений слушать и понимать других;
- задавать уточняющие вопросы, комментировать точку зрения других;
- находить общее решение при работе в паре.
Регулятивные:
- формирование умений определять, формулировать учебную задачу в диалоге с учителем и одноклассниками;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
- формирование умений мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями (Н).
Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни (Н).
Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации (П).
Подобрать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры (П).
Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр (П).
Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения (Н).
Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии (П).
Характеризовать разные виды транспорта (Н).
Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону (П).
Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни (Н).
Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей (Н).
Приводить примеры использования человеком богатств природы (Н).
Анализировать примеры использования человеком богатств природы (П).
Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства (П).
Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний (П).

36 (2)
27.01
Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города. Демонстрация знаков по правилам дорожного движения. Сигналы 01, 02, 03.
Т.40-41
У.8-13





37 (3)
29.01
Учимся быть пешеходами. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки. Демонстрация дорожных знаков.
Т.42-43
У.14-17
Ознакомление с правилами дорожного движения, необходимостью их соблюдения; формирование умения ориентироваться в городе; ознакомление с историей своего края, города
Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки



38 (4)
03.02
Учимся быть пешеходами.
Р.к. Экскурсия «Безопасная дорога в школу».
Практическая работа: Анализ конкретных дорожно-транспортных ситуаций
Т.42-43
У.14-17





39 (5)
05.02
Хозяйство человека. Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Сказочный герой Колобок и его путешествие. Демонстрация рисунков, составление рассказа.
Т. 44-45
У.18-21
Формирование представления о понятии «хозяйство»; определение отличий сельского хозяйства от промышленности.
Роль природных богатств. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку.



40 (6)
17.02
Хозяйство человека. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сфера обслуживания. Транспорт. Демонстрация рисунков, составление рассказа. Практическая работа: определение отличий с/х транспорта от городского.
Т.46-47
У.22-25





41 (7)
19.02
Хозяйство человека. Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых.

Т.46-47
У.26-29
1л: ознакомление с многообразием живых организмов, обитающих в родном крае; рассмотрение внешнего вида изученных на уроках организмов; 2л: уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам
Основные богатства природы: воздух, вода, солнечный свет, почва, животные и растения, подземные кладовые. Живые и неживые природные богатства.



42 (8)
24.02
Хозяйство человека. Повторение изученного. Р.к. Экскурсия в Музей природы с целью ознакомления с особенностями животного и растительного мира Вологодской области.

1л:проверка ЗУН по изученным темам; 2л: формирование адекватно оценивать свои знания и умения




43 (9)
26.02
Богатство природы. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Практическая работа с физической картой РФ, глобусом. Демонстрация экологических плакатов, знаков к правилам поведения в природе.
Т.48-49
У.30-33
Формирование представления о природном происхождении полезных ископаемых, роли человека в их добыче и переработке; воспитание бережного отношения к природе
Роль природных богатств в хозяйстве человек.



44 (10)
02.03
Твёрдые тела, жидкости и газы. Три состояния воды: твёрдое (лёд, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).

Т.50
У.34-37
Ознакомление с различными состояниями полезных ископаемых, их признаками; формирование умения участвовать в практической работе
Твёрдые, жидкие и газообразные тела. Три состояния воды



45 (11)
04.03
Повторение изученного. Практическая работа по распознаванию полезных ископаемых. Демонстрация образцов полезных ископаемых.
Р.к. Полезные ископаемые Вологодской области.

Ознакомление с различными состояниями полезных ископаемых, их признаками; формирование умения участвовать в практической работе




Раздел 3. Времена года (3 ч.)

46 (1)
09.03
Весна – пробуждение природы. Как мы узнаём, что наступила весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега. Практическая работа по определению отличительных признаков весны.
Т.51-52
У.38-41
Формирование представления о пробуждении природы и изменениях в неживой природе с наступлением тепла; формирование умения наблюдать признаки, называть последовательность изменений в неживой природе

Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилёт птиц, начало цветения растений, гнездование птиц
Познавательные:
- формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы; использовать символы для обозначения атмосферных явлений; выделять признаки, свойства объектов природы для классификации
Коммуникативные:
- формирование умений слушать и понимать других; задавать уточняющие вопросы, комментировать точку зрения других; находить общее решение при работе в паре
Регулятивные:
- формирование умений работать по предложенному плану, используя необходимые средства; определять, формулировать учебную задачу в диалоге с учителем и одноклассниками; учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
- формирование умений мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Различать времена года по признакам (Н).
Характеризовать времена года (Н).
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).

47 (2)
11.03
Весна – пробуждение природы. Как мы узнаём, что наступила весна. Признаки весны.
Р.к. Экскурсия в парк
Эк. пр. Наблюдение за весенними изменениями в неживой и живой природе; трудом людей.
Т.53-55
У.42-44





48 (3)
16.03
Весна – пробуждение природы. Демонстрация знаков к правилам поведения в природе. Самостоятельная работа
У.45





Раздел 7. Живые обитатели планеты (11 ч.)

49 (1)
18.03
Живое и неживое. Свойства живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли. Демонстрация частей растений, отображение их в схеме. ИКТ: работа с энциклопедиями, в т.ч. электронными.
Т.56-57
У.46-49
Ознакомление с многообразием живой природы
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.
Свойства живых организмов: рост, дыхание, питание, размножение. Смертность живых организмов
Познавательные:
- формирование умений извлекать информацию из схем, иллюстраций, учебной литературы;
- делать самостоятельные выводы о свойствах растений и животных.
Коммуникативные:
- формирование умений слушать и понимать других;
- задавать уточняющие вопросы, комментировать точку зрения других; находить общее решение при работе в паре.
Регулятивные:
- формирование умений определять, формулировать учебную задачу в диалоге с учителем и одноклассниками;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
- формирование умений мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (Н).
Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам (П).
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н).
Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам (П).
Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности) (Н).
Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные (дикорастущие растения (П).
Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности) (П).
Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности (Н).
Приводить примеры особенностей человека как разумного существа (Н).
Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире (П).
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере) (Н).
Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П).
Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере (П).
Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П).

50 (2)
23.03
Растения и животные. Сходства растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление приспособленности этих растений к условиям жизни. Р.к. Растения и животные Вологодской области.
Т.58-59
У.50-53
Ознакомление с многообразием живой природы, признаками сходства и различия растений и животных; формирование представления о растительности и животном мире.


Сходства растений и животных. Классификация животных по способу питания. Охрана живых организмов в природе



51 (3)
25.03
Растения – «кормильцы». Животные- «едоки». Классификация животных по способу питания. Охрана живых организмов в природе. Демонстрация экологических плакатов, знаков к правилам поведения в природе.
Т.58-59
У.54-57
Ознакомление с многообразием живой природы, признаками сходства и различия растений и животных; формирование представления о растительности и животном мире.

Сходства растений и животных. Классификация животных по способу питания. Охрана живых организмов в природе



IV четверть (16 ч.)







52 (4)
06.04
Равновесие в природе. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни. Моделирование цепей питания, знаков к правилам поведения в природе
Т.60
У.58-61
Формирование представления о многообразии растительного и животного мира; ознакомление с зависимостью животного мира от растительного; ознакомление с цепочками питания в природе
Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни



53 (5)
08.04
Домашние любимцы и комнатные растения. Забота человека о них. Собаки-помощники человека.
Т.61-62
У.62-65
Ознакомление с энциклопедиями, которые знакомят с многообразием живых организмов; составление рассказа о местах их обитания, условиями жизни, питания
Многообразие живых организмов.



54 (6)
13.04
Домашние любимцы и комнатные растения. Практическая работа: рассматривание живых экземпляров комнатных растений; уход за комнатными растениями (полив, рыхление, свет).

Формирование представления о домашних животных и культурных растениях; определение их роли в жизни и деятельности человека
Забота о домашних животных. Сельский дом и его обитатели



55 (7)
15.04
Наши помощники – домашние животные и культурные растения Садовые, огородные и полевые растения - кормильцы человека. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, определение частей растений на примере цветковых.
Т.63-64
У.66-69





56 (8)
20.04
Наши помощники – домашние животные и культурные растения Роль домашних животных в хозяйстве человека. Забота о домашних животных.
Т.63-64
У.66-69





57 (9)
22.04
Человек – разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному человеку. Сходство человека с животными. Назначение различных частей тела человека. Определение места человека в природе.
Т.65-66
У.70-73
Определение места человека в природе, его отличием от других живых существ
Сходство человека с животными. Назначение различных частей тела человека



58 (10)
27.04
Природа и мы. Экология- наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Бережное отношение к окружающему миру.
У.74-77
Ознакомление с понятием «экология»; воспитание стремления жить с природой в гармонии, бережно относиться к ней
Понятие «экология». Правила поведения в природе



59 (11)
29.04
Повторение изученного. Моделирование знаков к правилам поведения в природе

Повторение изученного материала




Раздел 3. Времена года (5 ч.)

60 (1)
04.05
Годовая контрольная работа
Т.67-68
У.78-81
Формирование знаний о смене времён года; определение отличий летнего периода; ознакомление со съедобными и несъедобными грибами, ягодами, плодами; формирование представления о том, что лето – благоприятный период для всех живых организмов.
Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза. Правила поведения при грозе. Народные приметы. Путешествие воды
Познавательные:
- формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы; использовать символы для обозначения атмосферных явлений;
- выделять признаки, свойства объектов природы для классификации;
- формирование умений извлекать информацию из схем и иллюстраций; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Коммуникативные:
- формирование умений слушать и понимать других;
- задавать уточняющие вопросы, комментировать точку зрения других;
- находить общее решение при работе в паре.
Регулятивные:
- формирование умений работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
- определять, формулировать учебную задачу в диалоге с учителем и одноклассниками;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
- формирование умений мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


61 (2)
06.05
Лето – природа цветёт и плодоносит. Признаки лета: Правила поведения при грозе. Практическая работа по определению групп съедобных и несъедобных грибов.
Т.69-73
У.78-81



Различать времена года по признакам (Н).
Характеризовать времена года (Н).
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н).
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).

62 (3)
11.05
Лето – природа цветёт и плодоносит. Р.к. Эк. пр. Наблюдение за конкретным растением, животным, установление взаимосвязей между растениями, животными, неживой природой и деятельностью человека.
Т с.74
У.82-84

Последовательность событий и её причины. Причина и следствие



63 (4)
13.05
Отчего и почему. Последовательность событий и их причины. Причина и следствие
Практическая работа с календарём. Практическая работа по определению признаков каждого времени года.

Повторение изученного материала


Приведение примеров простейших причинно-следственных связей (П).

64 (5)
18.05
Учимся решать жизненные задачи. Самостоятельная работа
У.88
2л: формирование умения адекватно оценивать свои ЗиУ


Приведение примеров простейших причинно-следственных связей (П).

Раздел 8. Повторение изученного за год (2 ч.)



65 (1)
20.05
Повторение и обобщение. Основные черты сходства и различий растений и животных. Демонстрация знаков к правилам поведения в природе.
У.85
Повторение пройденного материала за 1 класс; обобщение полученных знаний
Основные черты сходства и различий растений и животных.

Приведение примеров простейших причинно-следственных связей (П).

66 (2)
25.05
Повторение и обобщение. Основные признаки каждого времени года. Демонстрация правил поведения на воде.
У.86-87
Повторение пройденного материала за 1 класс; обобщение полученных знаний
Основные признаки каждого времени года. Правила поведения в природе



1 класс по программе А.А. Вахрушева, А.С. Раутиан, О.В. Бурский (УМК «Школа 2100»)

Раздел
Дата

1
Как мы понимаем друг друга


Экскурсии
по школе



Демонстрации
источники жизненного опыта;




способов общения



Практические работы
ориентация в пространстве


2
Как мы узнаём, что перед нами



Демонстрации
наглядных отличительных признаков предметов



Практические работы
определение признаков предметов, их сочетаний


3
Времена года


Экскурсии
в осенний парк;




зима пришла;




весна идёт



Практические работы
определение отличительных признаков осени;




определение отличительных признаков зимы;




рассматривание птиц на кормушке;




определение отличительных признаков весны;




определение признаков каждого времени года




определение отличий летнего периода;




с календарём




с иллюстративным материалом (определение групп съедобных и несъедобных грибов)



Демонстрации
знаков к правилам поведения в природе;




плакатов к правилам поведения при грозе


4
Как ты узнаёшь мир


Практические работы
эксперимент по выявлению значения органов чувств для человека



Демонстрации
таблицы «Органы чувств человека»


5
Твоя семья и друзья


Практические работы
знаков к правилам безопасного поведения в быту. Сигналы 01, 02, 03, 04



Демонстрации
оказание первой помощи при лёгких травмах и простудах


6
Что нас окружает


Экскурсии
безопасная дорога в школу



Практические работы
с физической картой РФ;




с глобусом;




анализ конкретных дорожно-транспортных ситуаций;




определение отличий с/х от городского транспорта;




распознавание полезных ископаемых



Демонстрации
иллюстративного материала (различные виды транспорта). Сигналы 01,02, 03,04




знаков к ППД;




дорожных знаков;




экологических плакатов;




знаков к правилам поведения в природе;




образцов полезных ископаемых;




опытов, показывающих 3 состояния воды


7
Живые обитатели планеты


Практические работы
рассматривание живых экземпляров комнатных растений, распознавание их;




рассматривание живых и гербарных растений, выявление приспособленности этих растений к условиям жизни;




определение частей растений на примере цветковых;




эксперимент по выявлению значения воды, воздуха, тепла для жизни растений;




с иллюстративным материалом (определение групп животных);




с энциклопедиями (многообразие живых организмов)



Демонстрации
частей растений, отображённых в схеме;




правил ухода за комнатными растениями;




знаков к правилами поведения в природе;




экологических плакатов



Моделирование
цепей питания;




знаков к правилам поведения в природе


8
Повторение изученного за год


Демонстрации
знаков к правилам поведения в природе;




знаков к правилам поведения на воде












13PAGE 15


13PAGE 141415


13PAGE 15


13PAGE 142015




  15