ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА Тема: «Работа с текстом как технология формирования критического мышления»


Государственное бюджетное образовательное учреждениеВысшего профессионального образования Московской области«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»Кафедра филологииПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТАТема: «Работа с текстом как технология формирования критического мышления»  Выполнил: Скрабатун И.С. Научный руководитель: к.ф.н. доцент Крапотина Т.Г.Москва2016 Там, где нет перемен и необходимости в переменах,разум погибает.Герберт Уэллс Во всех нормативных документах последних лет подчеркивается важность формирования всех видов речевой деятельности, определяющих способность осознанно воспринимать звучащую речь, грамотно, точно, логически стройно передавать в устной и письменной форме свои собственные мысли. Актуальность темы Организация работы с текстом на уроках обеспечивает развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Совершенствование методик работы с текстом на уроках связано, в первую очередь, с актуализацией универсальных приемов учебной деятельности. Развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения;развивать у обучающихся потребность в речевом самосовершенствовании. Цели Ожидаемые результаты Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организованы устные и письменные задания, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли. Система обучения связным высказываниям, в основе которой лежит работа с текстом, способствует выработке осознанных речевых умений. Реже наблюдаются отступления от темы, лучше передается основная мысль, становится разнообразнее структура текста. Речевая теория работает на речевую практику. Решить поставленные задачи позволяет комплексный анализ текста, так как этот вид работы предполагает обучение нормам литературного языка, организацию работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся, развитию связной речи. Критическое мышление – разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.Дэвид Вуд Есть мышление самостоятельное, которое носит индивидуальный характер;информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления;начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;стремится к убедительной аргументации;критическое мышление есть мышление социальное. Дэвид Клустер Критическое мышление Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить. Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием гражданского сознания. Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Процесс учения - это процесс увязывания нового с уже известным. Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)Осмысление содержания (получение новой информации)Рефлексия Фазы технологического процесса Актуализировать и обобщить имеющиеся у студента знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащихся к учебной деятельности; сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы; пробудить студента к активной работе на уроке и дома. Вызов Получить новую информацию; осмыслить ее;соотнести с уже имеющимися знаниями;искать ответы на вопросы, поставленные в первой части. Осмысление Целостное осмысление, обобщение полученной информации;усвоение новых знаний, новой информации студентом;формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Рефлексия В процессе реализации фазы вызова:-учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем;-высказывания фиксировать, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний. Целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому студенту актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно. Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от студентов. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. Важное правило: «Любое мнение учащегося ценно». Преподавателю сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учащихся;мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий. Избежание этого и является основной трудностью для работы в режиме педагогической технологии развития критического мышления.  Что принципиально новое несет технология критического мышления? Приемы развития критического мышления Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. КЛАСТЕРЫ «Грозди»-графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые едини-цы, а от них соответствующие термины, понятия. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. Студенты легко используют этот прием. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» Поэт использует много глаголов, чтобы показать картины народного праздника, характер русского человека: Не ветры веют буйные,Не мать – земля колышется – Шумит, поёт, ругается,Качается, валяется,Дерётся и целуется У праздника народ! 1 вариант – кластер «Постоянные признаки глагола».2 вариант – кластер «Непостоянные глагольные признаки».- В какой форме стоят выписанные из текста глаголы? - Что можно определить у глагола начальной формы? Определите вид глаголов. К чему приведёт неверное определение вида? Проведите исследование. Механизм рефлексии в режиме технологии развития критического мышления На фазе рефлексии студенты систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания. При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, для реализации поставленных ранее индивидуально целей. Учащиеся выражают новые идеи собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи; помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими словами. Когда студент переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст.  Инсерт (как читать текст, сохраняя интерес к теме) Поставьте «V»(да), если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете. Поставьте «+», если то, что вы читаете, является для вас новым. Поставьте минус «-», если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали. Поставьте «?», если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. Основные мыслительные операции Сравнивать и находить закономерности классифицировать Давать определения Использовать алгоритм Строить умозаключения Рассуждать Делать выводы Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), листья - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. ДРЕВО Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. «Лекция со стопами» Быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). Синквейн Синквейн на тему: ТекстТекстнудный научныйнаписан, напечатан, прочитанписьменное сообщение из ряда высказыванийСвязь Весна Синий свод Стаи, птицы Ивы, берёзы Горы, долы, мошки, пчёлы Крик, зык, свист, дробь, трели Вздох ночной селенья радость Ночь без сна … эти слёзы ЭссеСмысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Эссе пишется на уроке после обсуждения проблемы и по времени занимает пять минут. Рефлексивные вопросыЧто показалось вам сегодня трудным?Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?Что в изученном сегодня для вас самое главное? Назовите моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?Были ли моменты недовольства собой? Личные достижения Что я раньше знал, но забыл?Что нового узнал?Что еще хочу узнать по этой теме?Моя самооценка. Самооценка 1.На уроке для меня было важно…2.На уроке мне было сложно…3.Урок помог задуматься…4.Я понял… Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.Контролировать и оценивать свои действия.Учитывать позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения.Задавать партнерам по деятельности вопросы, необходимые для совместного решения задачи.Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. УУД Применение элементов технологии критическо-го мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащих-ся, их нравственного потенциала. Будет ли востребована критическая теория в современных реформах, как она будет реализована в отечественной системе образования, зависит от всех нас. Мы и наши студенты будем думать и жить, учиться и учить в новом мире. Учащихся надо учить критически мыслить, критически воспринимать, осмысливать и анализировать информацию, развивать и совершенствовать себя.