Презентация Реализация требований ФГОС через технологии деятельностного типа на уроках в начальной школе


Реализация требований ФГОС через технологии деятельностного типа на уроках в начальной школе Авторы:Радионова Светлана Анатольевна,учитель начальных классов,МОБУ СОШ №8 им. А.Г. Ломакина;Филатова Ольга Анатольевна, учитель начальных классовМОБУ СОШ №8 им. А.Г. Ломакина.Таганрог, 2014 г. Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.  Этапы деятельности Красивый проблемный урок начинается с проблемной ситуации, которая возникла действительно, если у класса появился эмоциональный отклик. По реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два типа: «с удивлением», «с затруднением». Приёмы создания проблемной ситуации (по Е.Л. Мельниковой) Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приёмы создания проблемной ситуации С удивлением  Между двумя (или более) положениями 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. Между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. Приёмы создания проблемной ситуации (по Е.Л. Мельниковой) Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приёмы создания проблемной ситуации С затруднением Между необходимостью выполнить задание учителя 4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. Этим фрагментом предъявляются классу основанные на фактах взаимоисключающие точки зрения. Ученики удивлены (возникновение проблемной ситуации). Учитель Ученики «5» - это что? - Сколько мнений в классе? (побуждение к осознанию противоречия) - Какой возникает вопрос? Цифра, число (сталкиваются разные мнения учеников)- 2 разных мнения (осознание противоречия) -Кто прав?   Учитель Ученики - Какую тему проходили на прошлом уроке?- Поупражняемся определять спряжение глаголов.- А теперь определите спряжение глаголов видеть и брить (задание сходное с предыдущим).- Давайте проверим. Я проспрягала глаголы на доске. Что вы замечаете? (доказывает, что задание не выполнено) - Спряжение глаголов. - Дети справляются с заданием. Видеть- глагол 1 спряжения, брить – 2 спр. (допускают ошибку, используя правило).- Глагол видеть – 2 спр., брить – 1 (реакция затруднения, возникает проблемная ситуация) Не всегда возможно создать проблемную ситуацию. В этом случае на помощь учителю приходит приём «яркого пятна»: сказки и легенды, случаи из истории науки, культуры, повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но всё-таки связанный с темой урока. Учитель Ученик Формирование УУД В некотором царстве, в некотором государстве жили сказочные герои, не тужили. Вот узнали они, что этот год России и решили устроить праздник для героев русских народных сказок. Со всего света им шлют поздравления. А мы с вами тоже их поздравим?       Да Личностные УУДФормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.  Какая тема урока? Поздравления. Познавательные УУДУмение извлекать информацию из текста Как вы будете обращаться к героям сказок? На ты или на вы? Почему? Вы. К взрослым и незнакомым людям обращаются на Вы. Систематизация знаний и обобщение полученной информации.  Давайте теперь уточним тему урока? Поздравляем Вас… Регулятивные УУД1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. 2. Прогнозировать предстоящую работу В начальной школе учебная ролевая игра является неотъемлемым структурным компонентом уроков. «Примеряя на себя роль» реальных лиц, животных, растений, предметов окружающего мира, обучающиеся развивают воображение, креативное мышление, коммуникативные умения. - Учащиеся делятся на группы (в зависимости от выбранного героя). Отвечают на вопросы:-Кто может прийти в гости?-Какое будет убранство комнаты?-Какое поздравление? (Развитие речи)-Что подарят? (Проект аппликации…)-Обыграть ситуацию с незваным гостем (Превратить его из отрицательного героя в положительного)Придумать и изготовить: -Эскизы костюмов. -Этикет стола… Это модель! Цель- перенос на свою жизнь. Учитель задаёт вопросы:- Зачем люди путешествуют? (Что-то узнать, подтвердить гипотезу, сделать открытие, кому-то помочь…)- На чём будем передвигаться? (Реальные и выдуманные виды транспорта)-Что возьмём в багаж? Разыграть ситуацию, например, если потерян билет. Остановки на островах «Сказок», «Невезения», «Музыкальном», «Спортивном», в стране «Знаний»… Нам удалось обеспечить первые звенья творческого цикла – постановку учебной проблемы и поиск решений – при введении нового материала. А на этапе воспроизведения нового материала следует довести творческий процесс до победного конца, пропустив ребят через оставшихся два звена: выражение решения и реализацию продукта. Практический вывод: нужно ввести в педпрактику такие задания, которые обеспечили бы творческое воспроизведение знаний, т.е. каждый ученик должен сам и по-своему выразить полученные на уроке знания и представить на суд класса и учителя собственный продукт. Отсюда и название – продуктивные задания. I спр. II спр. бритьстелить 7 на -еть: смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть,зависеть, терпеть.4 на –ать:гнать, держать, дышать, слышать Ь знак на конце существительных после шипящихГлаголы-исключения Ь Кластер русло приток река исток синий устье течение медленное быстрое правый левый Пресноводная вода Синквейн Тема-предмет признак Действие Признак действие действие Фраза - отношение к теме Вывод – суть темы , , , . . . . . Листок впечатлений - Насколько высока сегодня ваша творческая мысль?- Насколько сегодня вы были творчески активны в группе?- Насколько вы были сегодня внимательны к мнению других членов группы? (Дети чертят отрезки) Листок впечатлений _____________________ (Ф.И.) Результат: Ты получил, что хотел? (сличение с образцом, исправление недочётов). Развивать умения самопроверки, самооценки, самоотметки. Для этого хорошо сделать карточки: Для письменных работ:1. Что нужно было сделать в задании, какая была цель?2. Задание выполнено? Цель достигнута?3. Задание выполнено без ошибок или с ошибками?4. Задание выполнено самостоятельно или с помощью? Для устного опроса:Выучил/не выучил.Выучил полностью или частично.Рассказал с ошибками или без.Выразительно или нет. Домашнее задание должно быть мотивировано: если вы сделаете это, то… Если вы добрые внимательные и отзывчивые дети, то напишите письмо своим близким.Если вы любите свою семью, узнайте у своих родителей, хранят ли они письма, есть ли письма с фронта.Если вы любознательные и владеете компьютером, найдите информацию о том, как появилось письмо, как выглядели первые письма, какие бывают письма. Д/з может быть задано на трёх уровнях: базовом, повышенном (базовый + дополнительное задание), творческом (базовый + творческое задание при условии 1-го дополнительного дня). Системно-деятельностный подход обеспечивает: Более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса.Формирование более дружественной, доброжелательной обстановки.Повышение самооценки и коммуникативной компетентности. «Расскажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Вовлеки меня, и я научусь» Китайская мудрость Спасибо за внимание! Источники изображений:http://i057.radikal.ru/1008/ce/d0e91509bf5d.jpghttp://i072.radikal.ru/1008/90/df5daa35757f.jpghttp://fileshare256.depositfiles.com/auth-1309614760950a7ae18284d5e5b0e2a8-92.127http://www.koipkro.kostroma.ru/Sharya/shool7/DocLib74/013.gifhttp://images.imagehotel.net/mq17ne3hvz.pnghttp://s09.radikal.ru/i182/0908/12/63796b8b0bce.pnghttp://i.allday.ru/uploads/posts/1191269027_c4112.jpg http://open.az/uploads/posts/2010-11/1288599242_matematika_carica_nauk.jpg Источники шаблонов: «http://pedsovet.su/»Источники информации: Е.Л. Мельникова «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками»