Электронный образовательный ресурс. Технологическая карта урока физики по теме Вольтметр. Измерение напряжения


Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме «Вольтметр. Измерение напряжения. Лабораторная работа №5: «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»».
Учебный предмет: физика
Класс: 8
УМК: Перышкин А.В.
Тема урока: Вольтметр. Измерение напряжения. Лабораторная работа №5: «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Цель урока:
•Продолжить закрепление навыков учащихся по сборке электрической цепи, научиться пользоваться вольтметром для измерения напряжения.
•Закрепить у учащихся навыки решения задач: расчетных и экспериментальных.
•Формировать навыки коллективной работы в сочетание с самостоятельной работой учащихся.
•Научить учащихся применять знания в новой ситуации, развивать умение делать выводы по результатам опытов.
Задачи урока:
а) формирование представлений о физических приборах (вольтметре) и работе с ними, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся, правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, формирование умений решения задач, используя формулы, связывающие физические величины (напряжение, работа тока, электрический заряд) (предметный результат).
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование), использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике (метапредметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления; воспитание положительного отношения к труду, целеустремленности (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование (вольтметр, резисторы, ключ, источник питания, соединительные провода), демонстрационное оборудование из набора для исследования электрических цепей (источник питания, ключ, резисторы, электронный вольтметр, соединительные провода), карточки рефлексии, дидактический материал, компьютер, проектор.
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые учебные действия Формируемые способы действий Осуществляемые учебные действия Формируемые способы действий Осуществляемые учебные действия Формируемые способы действий
1. Организационный момент
Приветствие. Здравствуйте, ребята. Я рада вас сегодня видеть!
На прошлом уроке мы с вами познакомились с новой физической величиной «электрическое напряжение». Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока с помощью моих вопросов:
На прошлом уроке мы научились вычислять напряжение с помощью формулы. А как нам определить напряжение на практике?
Как называется прибор для измерения силы тока?
Назовите единицы измерения силы тока.
Назовите единицы измерения напряжения.
Проведите аналогию и скажите, как называется прибор для измерения напряжения?
Тема нашего урока «Измерение напряжения. Вольтметр» Организация начала урока.
Помогает учащимся сформулировать тему урока. Ответ на привет
ствие учителя.
Ответ на вопросы учителя. Выдвижение предположения о теме урока Выделе
ние существенной информации из слов учителя. Взаимодействие с учителем Слуша
ние учителя Целеполагание Умение настраи
ваться на занятие
2. Постановка целей задач урока
Каковы цели нашего сегодняшнего урока?
Познакомиться с устройством прибора для измерения напряжения.
Научиться подключать его в электрическую цепь.
Научиться измерять напряжение на различных участках цепи. Помогает учащимся сформулировать цели урока. Формулируют цели урока Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Взаимодействие с учителем Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.
Чтение мимики лица и моторики тела Контроль правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся
Целеполагание.
Планирование.
3. Актуализация знаний
Вспомним, что же мы с вами уже знаем по теме «Электрическое напряжение».
1.Что такое электрическое напряжение?
2.Что принимают за единицу напряжения?
3.Какие дольные и кратные вольтам единицы напряжения вы знаете?
4. Работа в парах с последующей взаимопроверкой:
Задания на доске:
2300 мВ =
500 мВ =
25 мВ =
1,5 кВ =
2 кВ =
0,5 кВ =
5. Как можно определить напряжение через работу тока и электрический заряд?
6. Решите устно задачу:
Чему равно напряжение на участке цепи, если при прохождении по проводнику электрического заряда 10 Кл совершается работа 100 Дж? Актуализация опыта обучающихся. Ответы на вопросы.
Выполнение заданий в парах. Взаимопроверка. Компетенция обучающихся в области физики. Взаимодействуют с учителем Слушание учителя Развитие регуляции учебной деятельности.
Взаимоконтроль выполнения задания в парах. Регуляция учебной деятельности.
4. Изучение новых знаний и способов деятельности
Рассчитывать напряжение мы научились. А сегодня познакомимся с прибором, которым измеряют напряжение в цепи – это вольтметр. Его устройство аналогично устройству амперметра, только его шкала проградуирована в Вольтах.
(Демонстрируется вольтметр демонстрационный и лабораторный).
При включении в цепь вольтметр, как всякий измерительный прибор, не должен влиять на измеряемую величину. При его включении в цепь напряжение в ней почти не изменяется.
Амперметры используются с разной ценой деления.
Задание. 1.Определите цену деления демонстрационного и лабораторного вольтметра.
2. На какое максимальное напряжение они рассчитаны?
Превышать напряжение нельзя, иначе прибор будет испорчен.
Вольтметр на схемах изображается кружком с буквой V.

При измерении напряжения вольтметр включают в цепь параллельно с помощью двух клемм со знаками «+» и «-».
Клемму «+» необходимо обязательно соединить с проводом, идущим от положительного полюса источника тока.
Учитель собирает на магнитной доске цепь, состоящую из источника тока, электронного вольтметра, ключа, двух резисторов и соединительных проводов. Показывает правильность подключения вольтметра в электрическую цепь (вольтметр подключает к одному из резисторов).
Учитель чертит на доске схему этой цепи.
Задание. Начертите схему электрической цепи, если вольтметр измеряет напряжение на источнике тока (выполняют задание в парах с последующей проверкой у доски)
Как вы думаете, чему будет равно напряжение на участке цепи, состоящем из двух резисторов, соединённых последовательно? Объяснение нового материала. Демонстрация опыта. Получение обучающи
мися новых знаний. Слушание учителя.
Наблюде
ние за физичес
ким экспериментом учителя.
Выполнение заданий по ходу объясне
ния учителя. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюю
дать, делать выводы.
Выделение существенной информации из слов учителя.
Умение строить речевое высказывание. Взаимодействуют с учителем Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и прихо
дить к общему мнению в совмест
ной деятельности, учиты
вать мнения других.
Слуша
ние.
Говоре
ние.
Умение слушать и вступать в диалог.
Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взросл
ыми. Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах. Умение слушать в соответст
вие с целевой установ
кой. Планиро
вать свои действия. Корректи
ровать свои действия. Принятие и сохране
ние учебной цели и задачи. Уточнение и дополне
ние высказываний обучающихся.
5. Первичная проверка понимания изученного
Давайте проверим это, выполнив лабораторную работу №5 «Измерение напряжения на различных участках цепи» на стр. 172 учебника.
У вас на столах приборы, рассмотрим их внимательно, а на доске представлена электрическая цепь, которую вы должны самостоятельно собрать и выполнить задания к лабораторной работе.
Перед выполнением работы вспомним правила по электробезопасности при работе с электрической цепью.
После выполнения работы сделать соответствующий вывод: Полное напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединённых резисторов, равно сумме напряжений на отдельных резисторах. Задания на проверку понимания изученного материала. Инструктаж по электробезопасности. Вспоми
нают правила по электробе
зопасност. Выпол
няют экспери
мент. Объяс
няют наблюдае
мые явления. Делают вывод Выделе
ние существенной информации.
Логичес
кие умозаключения.
Знаково-символические действия, включая моделирование.
Умение структурировать знания.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Контроль и оценка процесса и результатов действия.
Установление причинно-следственных связей.
Построение логической цепи рассуждений.
Выдвижение гипотез и их обоснование. В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы. Понимание на слух вопросов и ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регулирования своего действия
Слушание.
Чтение.
Получение числовой информации.
Получение графической информации.
Письмо.
Передача числовой информации.
Передача графической информации.
Умение слушать и вступать в диалог.
Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль понимания вопросов. Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
Составление плана и последовательности действий.
Прогнозирование.
Коррекция.
Оценка.
Саморегуляция.
Постановка вопросов.
6. Закрепление
Закрепим наши знания об электрическом напряжении и его измерении, выполнив задания небольшого теста.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b795d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html




Посчитайте количество правильных ответов и поставьте себе оценку. Контролирует и корректирует правильность выполнения заданий
Решение качественных и количественных задач с последующее проверкой правильного ответа. Самооценка
Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Рефлексия способов и условий действий.
Контроль и оценка процесса и результатов действия. Участие в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регулирования своего действия Самоконтроль правильности ответов.
Самоконтроль понимания вопросов. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Осуществление самоконтроля.
7. Обобщение и систематизация
Ответьте на вопросы:
1) Как называется прибор для измерения напряжения?
2) Как вольтметр обозначается на схеме?
3) Как вольтметр включается в цепь?
4) Можно ли превышать максимальное напряжение, указанное на вольтметре?
5) Чему равно полное напряжение участка цепи, состоящего из двух резисторов? Формулирует вопросы. Корректирует
ответы на вопросы Ответы на вопросы
Умение структурировать знания.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Взаимодействие с учителем и с одноклассниками Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.
Слушание. Говорение.
Умение слушать и вступать в диалог.
Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Контроль правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся
Коррекция.
8. Домашнее задание
Запишите задание на дом.
§ 41, упражнение 16 (1,3). Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради. Выделение существенной информации из слов учителя. Взаимодействие с учителем Слушание учителя Развитие регуляции учебной деятельности. Регуляция учебной деятельности.
9. Подведение итогов занятия
Подведение итогов урока. Анализ работы учащихся.
Выставление оценок. Формулирует вопросы для учащихся: «Что нового вы узнали сегодня на уроке?», «Добились ли мы на уроке поставленных целей?», «Какие виды деятельности мы для этого выполняли?» Отвечают на вопрос учителя Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию. Контроль правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Принятие и сохранение учебной цели и задачи.
Оценка.
Саморегуляция
10. Рефлексия
Ребята! Возьмите карточки рефлексии. Проведите стрелочки к тем утверждениям, которые соответствует вашему состоянию в конце урока

Урок окончен. Спасибо за внимание! Проводит рефлексию Рефлексируют, оценивая своё состояние в конце урока Умение делать выводы.
Рефлексия способов и условий действий. Взаимодействие с учителем. Умение формулировать собственное мнение. Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. Саморегуляция
Рефлексия.