Обобщающий урок по теме Деепричастие и деепричастный оборот


Обобщение изученного по теме «Деепричастие и деепричастный оборот»
Класс: 7Цель: обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.
Задачи
Образовательные:
- совершенствовать навык отличия деепричастий от других частей речи;
- отработать практическое умение образовывать деепричастия;
- совершенствовать навыки правописания деепричастий;
- закрепить умение правильно ставить знаки препинания при деепричастном обороте.
Развивающие:
- закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи;
- развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умения анализировать, обобщать.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, использования ИКТ.
Тип урока: обобщающий урок с использованием ИКТ.
Оборудование: записи на доске, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, тесты, волшебная таблица.Ход урока:
1. Организационный момент (мотивация на дальнейшую работу)
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе – гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок!
(Объявление темы, цели, задач урока)
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и останьтесь такими до конца урока…
2. Фронтальный опрос (повторение теории)
– Что такое деепричастие?– Признаки каких частей речи есть у деепричастия?– Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?– Что такое деепричастный оборот? Где он может стоять в предложении?– Расскажите о знаках препинания при деепричастном обороте?– Как пишется  частица не с  деепричастиями? Приведите примеры.– Какова  синтаксическая роль деепричастия в речи?
3. Работа  с текстом
(Текст проецируется на интерактивной доске). 
Проговорив это, мой товарищ Емельян Пиляй в десятый раз вынул из кармана кисет и, убедившись, что он так же пуст, как был пуст и вчера, вздохнул, сплюнул и, повернувшись на спину, посвистывая, стал смотреть на безоблачное, дышавшее зноем небо. Мы с ним, голодные, лежали на песчаной косе верстах в трёх от Одессы, откуда ушли, не найдя работы. Емельян протянулся на песке головой в степь и ногами к морю, и волны, набегая на берег и мягко шумя, мыли его голые и грязные ноги. Жмурясь от солнца, он то потягивался, как кот, то сдвигался ниже к морю, и тогда волна окатывала его чуть не до плеч.  (Отрывок из рассказа «Емельян Пиляй» М. Горького).
1. Выразительно прочитайте текст.2. Найдите деепричастие, объясните свой выбор.3. Какие признаки глагола есть у деепричастия (общее лексическое значение, вид, зависимое слово ставится при деепричастии в том же падеже, что и существительные при глаголе).4. Какие общие черты у деепричастия и наречия (неизменяемость, а также то, что деепричастие в предложении является обстоятельством).5. С помощью каких частей речи описываются действия героя? О каких основных действиях здесь говорится? Какими средствами языка М. Горький добивается яркого, образного описания этих действий?
(Делаем вывод о функции деепричастия в речи – дописывать, дорисовывать основное действие, выраженное глаголом).
4. Игра-актуализация знаний «Волшебная таблица». (Задание на развитие концентрации внимания и моторной памяти).
- Сравните две таблицы и выпишите буквы из правой в соответствии со следованием цифр в левой.

При правильном выполнении задания должно получиться предложение с деепричастным оборотом: (Спасаясь от оводов, лось зашёл в воду).
5. Чтобы предупредить возможные ошибки в употреблении деепричастий, выполняем практические задания. (Текст проецируется на интерактивной доске).
1). Найдите ошибки в употреблении  деепричастий. Почему вы считаете,  что здесь ошибки?
А). Прочитав статью о дружбе, она показалась мне интересной.Б). Заканчивая сочинение, у меня кончилась тетрадь.В). Возвращаясь  домой, меня застиг дождь.
2). Восстанови предложения, правильно соединив их части
А). Не помня себя от восторга, в гавани спят корабли.
Б). Тяжёлый парус поднимая, я побежал домой.
В). Прибежав на место, рыбак идет на дальний лов.
Г). Медленно качаясь, гуси шумно опускаются на воду.
6. Работа по развитию речи.
(Учащиеся читают сочинения-миниатюры «Размышляя о школе», которые писали дома с использованием  деепричастий).
(Несколько работ прочитываются, остальные собираем и все оцениваем)
7.  Закрепление умения  находить в речи деепричастные обороты.
(На  доске проецируется текст без знаков препинания)
1. Мы пошли берегом, изредка перекидываясь друг с другом замечаниями.  2. С моря набегал славный свежий ветерок, опахивал нас прохладой и летел в степь, вздымая маленькие вихри песчаной пыли. 3. Ноги вязли в мягком песке, перемешанном с раковинами, мелодично шуршавшими от мягких ударов набегавших волн. 4. Изредка попадались выброшенные волной студенистые медузы, рыбки, куски дерева странной формы, намокшие и черные... 5. Емельян сокрушенно развел руками и смотрел на меня, широко и добродушно улыбаясь. 6. Хохлы пошли в глубь степи тяжелым развалистым шагом, поминутно оглядываясь на нас. (Предложения взяты из рассказа «Емельян Пиляй» М. Горького).1. Прочитайте текст, интонационно выделяя деепричастные обороты. Спишите, расставляя пропущенные запятые. 2. Найдите деепричастные обороты, правильно их подчеркните. От каких слов задаются вопросы к деепричастным оборотам? 3. Во всех ли предложениях встретились деепричастные обороты? Какие обороты еще вы увидели?
(Ученик делает обобщение о выделении деепричастного оборота и единичного деепричастия на письме.)
 Проверка: самопроверка (предложения проецируются со знаками препинания)
8. Определение синтаксической роли деепричастия в  предложении.
Вдали над морем родился мрак и плыл над ним, покрывая голубоватой мутью мелкую зыбь. (Из рассказа «Емельян Пиляй» М. Горького). 
Задания: сделать синтаксический разбор предложения и морфологический разбор деепричастия.
(Двое учащихся работают  у доски, остальные в тетради).
Учащиеся делают обобщения о синтаксической роли деепричастия и о его морфологических признаках.
9. Веселое задание.
- А сейчас мы немного отдохнем. Ребята, когда вы услышите деепричастие, то хлопайте в ладоши.
Делая, считавший, прячась, зеленевший, громко, робея, думавший, холодея.
10. Проверка знаний. Тест по теме «Деепричастие». (Тест раздается каждому учащемуся)
Вариант 1
1. Какие слова являются деепричастиями?
а) думая б) сделав в) работавший г) решавший
2. Какие деепричастии относятся к совершенному виду?
а) посчитав;б) стуча; в) стирая; г) принявшись.
3. Какие слова пишутся  с не раздельно?
а) (не) годуя; б) (не) навидя; в) (не) уставая; г) (не) увидев.
Вариант 2
1. Какие слова являются деепричастием?
а) кинувшийся; б) глядя; в) смотрев; г) качающийся.
2. Какие деепричастия относятся к совершенному виду?
а) прокричав; б) рисуя; в) замахнувшись; г) балуясь.
3. Какие слова пишутся с не раздельно?
а) (не) считая; б) (не) умывшись; в) (не) доумевая;г) (не) сдобровав.
11. Итоги урока.
Скоро прозвенит звонок,
И закончится урок.
Давайте вместе подведём итог! Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы “Деепричастие”?
- Чему научились?
- Какие задания сегодня на уроке вызвали наибольший интерес или затруднения?
- Что особенно сегодня понравилось?
12. Домашнее задание
1). Найти 10 предложений с деепричастиями из повести М. Горького «Детство», выделить суффиксы и определить синтаксическую роль деепричастий.