Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка ( 5 класс УМК А. Д. Шмелев)


Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5 классе.
В традиционном школьном обучении преобладают объяснительно-иллюстративные методы обучения и монолог учителя, рассчитанный на передачу знаний в готовом виде и развитие воспроизводящей памяти ученика.
Концепция модернизации российского образования определяет новые цели общего образования . Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».
Для развития интеллектуальных умений обучаемых важно организовать работу по самостоятельному получению ими новых знаний в процессе поиска, размышлений, сопоставления имеющихся знаний. Под развитием понимается появление у учащихся новых черт личности , в том числе умений , не прямо вызванных обучением, а возникающих в результате внутренних , глубинных интеграционных процессов. В трудах Л.С.Выготского, А.В.Занкова, Д.Б.Эльконина обучение и развитие представлены как система диалектики взаимосвязанных сторон процесса. Обучение ведет за собой развитие ребенка, оно ориентировано на зону ближайшего развития. Развивающее обучение обеспечивает развитие познавательных способностей и интеллекта и направлено на формирование новых качеств личности.
Наиболее полно принципы развивающего обучения реализуются в технологии проблемного обучения, которая включает в себя систему проблемных задач различного уровня сложности, что, в свою очередь, приводит к проблемному диалогу.
В условиях реализации ФГОС технология проблемного диалога играет значительную роль, так как она позволяет обучающимся обобщать материал, сравнивать факты, делать свои выводы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает , что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два аспекта : постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы – это этап формирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения обучающиеся осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Все это теория, но перед учителем в современной школе встает проблема, как этот теоретический материал воплотить в жизнь. Учителям , проработавшим много лет в системе образования по старым стандартам, зачастую нелегко перестроить свои уроки по-новому. Хотя многие учителя на уроках использовали проблемные вопросы, создавали проблемные ситуации, а затем в процессе общения с учениками приходили к какому-то выводу. Но не всегда эта работа велась в системе. Новая система образования требует от учителя постоянно вовлекать обучающихся в процесс обучения, ученик сегодня не наблюдатель , а соавтор и соучастник этого процесса.
Большую помощь в организации уроков с использованием технологии проблемного диалога мне оказал учебник «Русского языка . 5 класс» под редакцией Алексея Дмитриевича Шмелева. Огромным плюсом данного учебного пособия является использование различных видов работы на уроке: «Обсуждаем свои предположения, догадки», «Задания повышенной сложности», «Слушаем аудиоприложения», «Вспомним изученное». Эти задания помогают учителю сделать урок познавательным, учить добывать знания самостоятельно, развивают познавательную мотивацию, творческие способности и индивидуальность мышления обучающихся.
Технологию проблемного диалога можно использовать на разных этапах урока, в реализации разных его типов. Как можно использовать технологию проблемного диалога на разных этапах я покажу на примере «урока открытия нового знания» .Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Тема урока: «Система русского литературного языка» (Упражнение 8 страница 70)
На доске представлен плакат с разными знаками ( можно использовать учебник)
Учитель Ученики
Постановка учебной проблемы Рассмотрите знаки. Можете ли вы объяснить, что они обозначают? Красный крест, смайлики, знак больше и меньше, буквы, многоточие , пешеходный переход и другие.
Выдвижение гипотезы В какие группы можно объединить эти знаки? Знаки дорожного движения, математические знаки, буквы, знаки препинания
Подводящий к теме диалог
Есть ли в русском языке еще знаки? Да, есть. Приставка, суффикс, корень, окончание, волнистая линия (определения), пунктир (дополнения) и др.Знаки существуют по отдельности или они объединены ? Знаки не существуют отдельно друг от друга, они объединяются в группы, в систему
В какую группу мы может объединить приставку, суффикс, корень, окончание?
Кокой раздел языка изучает части слова?
Волнистая линия, одна черта, две черты ?Какой раздел изучает члены предложения? Части слова
Словообразование
Члены предложения
синтаксис
Какой вывод мы можем сделать?
А все разделы русского языка объединены в систему. Каждый раздел русского языка имеет свои знаки.
Формулирование темы урока. Итак, над какой темой мы сегодня будем работать? Система русского языка.
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Тема урока «Состав слова» ( Упражнение 20 страница 18)
Учитель Ученики
Создание проблемной ситуации Разберите данные слова по составу Ученики разбирают слова по составу
Побуждение к осознанию проблемы Все ли слова имеют одинаковое строение?
Чем слова отличаются друг от друга? Нет, слова могут состоять из корня и окончания, из корня , суффикса и окончания, из приставки, корня, суффикса и окончания.
Побуждение к решению проблемы Распределите слова по группам.
По какому принципу вы разделили слова ? Ученики распределяют
По составу

Выход из проблемной ситуации В учебнике представлены схемы строения слов, определите, какая схема относится к каждой из выделенной вами групп. Объясните свой выбор. Объяснение учеников.
3.Этап первичного закрепления.
Тема урока «Тематические группы слов» ( упражнение 34 страница 249)
Учитель Ученики
Создание проблемной ситуации Прочитайте слова, определите, в какие тематические группы они входят. Как можно назвать эту тематическую группу? (Ученики знакомятся со словами, определяют их принадлежность у к тематической группе.)
1 группа: живут в воде
2 группа: животные
3 группа: насекомые
Побуждение к осознанию проблемы Можно ли подобрать к этим группам слов обобщающие слова? Нет, потому что в каждой группе есть лишнее слово:
1 группа – аллигатор
2 группа – антилопа
3 группа- медуза
Объясните, почему вы исключили эти слова из данных тематических групп? 1 группа: аллигатор – это не рыба
2 группа: антилопа – это не домашнее животное
3 группа: медуза живет в воде, а не насекомое
Выход из проблемной ситуации Запишите слова, используя обобщающее слово, замените лишнее слово на соответствующее этой тематической группе.Объяснение учеников.
Я рассмотрела лишь три примера использования на уроках русского языка в 5 классе технологии проблемного диалога. Эта работа очень интересна не только для учителя, но и для обучающихся, так как они вовлечены в активную деятельность на уроке, не списывают упражнения, а анализируют их, разбирая не только вопросы русского языка , но и привлекают в своих ответах знания их других наук.
Литература:
Педагогические технологии в образовательном процессе: организация и проведение методической недели /авт.-сост. О.М. Новрузова.-Волгоград : Учитель, 2008
Школа 2100. «Начальная школа плюс До и после» 2012 г., №9
Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Е.Я.Шмелева/; под ред. А.Д.Шмелева .-М.: Вентана-Граф, 2012.