Конспект урока музыки по фортепиано на тему Раскрытие художественного образа в произведениях П.И. Чайковского


Открытый урок
по специальности фортепиано преподавателя МКОУДОД»Воробьёвская ДШИ»
Желенок Е.Ф. на тему:
«Раскрытие художественного образа в произведениях П.И. Чайковского»
План-конспект урока:
Тип урока: комбинированный
Цель: Раскрытие художественного образа в произведениях П.И. Чайковского, совершенствование знаний и исполнительских умений на примере изучаемых произведений:
1.П.И. Чайковский «Неаполитанская песенка»
2.П.И. Чайковский «Сладкие грёзы»
Задачи:
Образовательные:
- осознанное понятие: пьеса
передача содержания музыки, поиск нужного соотношения разделов
в пьесе, стилевые особенности
работа над выразительностью исполнения произведений. Раскрытие художественного образа.
Развивающие: развитие интеллекта- памяти, внимания, мышления, воображения, расширение кругозора .Воспитывающие:
-воспитание осознанного отношения к качеству исполнения произведения.
Методы:
-словесный(устное изложение, беседа, анализ музыкального произведения)
-наглядный (исполнение данных произведений), практический(работа над выразительностью в процессе исполнения произведения).
Структура урока:
1.Вступительная часть
2.Основная часть
Работа над произведениями
3.Заключительная часть.
Итог урока
Домашнее задание
Приемы и методы:
1.Вступительная часть (цель и ход работы)
Словесный, наглядный(проигрывание педагогом данных произведений и т.д.)
2.Основная часть ( работа над произведениями)
Словесный, ритмический, артикуляционный, многократное повторение, работа над выразительностью деталей.
3. Заключительная часть (итог урока, домашнее задание)
Словесный, наглядный.
Учебно-методический комплекс:
1.Фортепиано
2.Ноутбук
3.Иллюстрационный материал (видеозаписи, нотный текст)
Ход урока:
1.Вступительная часть:
Раскрытие художественного образа и технического мастерства юного исполнителя – одна из самых сложных проблем музыкальной педагогики.
Задача педагога – сформировать в ученике безупречную согласованность технических движений, отыскивать наиболее эффективные способы освоения исполнительского мастерства для раскрытия художественного образа в произведении. Сформировать в ученике:
систему двигательных приемов и навыков;
отладить психологические процессы – волю, внимание, ощущения, восприятие, мышление, память, воображение.

Выполнение задач по раскрытию художественного образа и совершенствованию исполнительских возможностей ученика возможно лишь тогда, когда ученик имеет
представление не только о том, к чему надо стремиться, но и что ему не удается. Практика показывает, что учащиеся, проигрывая сочинение, часто не могут точно указать, в каком месте они ошиблись или не сумели выполнить стоящие перед ними задачи.
Поэтому, внимательно слушаем свое исполнение, запоминаем его в малейших деталях и даем себе отчет в том, что удалось сделать и что не удалось.
Констатируем неудачу и выясняем ее причину. Выясняем характер трудности, ищем рациональный путь для ее преодоления. С этой целью выявляем наиболее сложные построения и работаем над ними отдельно, что -бы раскрыть художественный образ.
Работа над произведением:
Работа над выразительностью исполнения. 2) создание исполнительского замысла и подходы к его реализации,
определение технических трудностей и необходимых пианистических приёмов для их преодоления. Все это связано с логическим познанием самого процесса исполнения и художественного развития образа.
2.Основная часть
Работа над пьесой. П.И. Чайковский «Неаполитанская песенка»
Пьесы П.И. Чайковского– прекрасный подарок учащимся музыкальных школ. Эта музыка – лучшая страница творчества композитора П.И. Чайковского.
О П.И. Чайковском. Приложение 1.
Наш девиз: играть удобно, легко при звуковом результате.
Игра произведений из «Детского альбома» П.И. Чайковского позволяет ученикам сосредоточиться на разрешении типических исполнительских трудностей. Важно обратить внимание на возможно более тщательную музыкальную отделку произведения. В работе над преодолением технических трудностей следует использовать всевозможные приемы: проигрывание в различных темпах, вычленения, ритмические варианты, специальные упражнения и другие. Надо выбрать те способы, которые наиболее полезны в том или ином случае и быстрее всего ведут к осуществлению намеченной цели.
Приступая к работе над пьесой со сложным ритмом, ученик должен знать, что при появлении усталости в руке ни в коем случае не следует продолжать игру через силу. Играя напряженными мышцами, мы закрепляем нерационально протекающие движения и таким образом идем по пути регресса, а не совершенствования своего исполнения.
Можно дать некоторые советы для предохранения от усталости:
не переходить к быстрому темпу, пока руки не привыкли к исполнению в умеренном темпе,
соблюдать постепенность в переходе к более быстрым темпам,
не перегружать общую звучность,
применять «объединяющие» движения,
следить за гибкостью запястья.
Важно также наметить построения, в которых можно изменить характер движения рук и сделать несколько «освобождающих» кистевых движений.
К тому времени, когда берут в репертуар это произведение, учащийся уже должен быть настолько подвинутым, чтобы свободно сыграть в быстром темпе каждое из звеньев фигурации, а затем соединить в единое целое.
Музыка пьесы полна образности и обаяния, лаконичности и отточенности. Она содержится в самой фактуре, которая и подсказывает характер звучания. Выбранный тембр будет определять артикуляцию, т.е.
различную степень legato(легато), стаккато и соответствующие этому приемы игры. Динамические оттенки, лёгкое стаккато, лучезарность мелодии переносят нас в далёкую Италию, где всегда весело, где всегда светит солнце и где всегда тепло.
Всякой технической работе должно предшествовать уяснение музыкально-художественных задач. В уме должна сложиться совершенно ясная звуковая картина, прежде чем начнется механическая (т.е. техническая) работа.
Не только при изучении художественных произведений, но и при работе над инструктивным материалом пианист должен конкретно представить себе характер звука, его силу, динамику, тембр, фактуру, темп.
Музыкально-эстетические задачи касаются качества звука, ровности звучания, темпа (качество звука пианиста – как голос у певца, как тон у скрипача).
Показ. П.И. Чайковский «Неаполитанская песенка»

Основная техническая задача –гибкое запястье, пальцы лежат на своих местах («в позиции»).
- Звукоизвлечение начинается под слуховым контролем, цепко и равномерно работают пальцы ( Умело распределить вес руки).
И, наконец, важнейшим музыкальным требованием является знание темпа и ощущение энергии движения. Учащийся должен стремиться к настоящему темпу, который может быть несколько меньшим, в зависимости от ученика, но в пределах указанного автором, также должен стремиться передать лёгкость и красоту музыкального произведения.
Показ. П.И. Чайковский «Сладкие грёзы»
Несколько слов об истории создания «Детского альбома» композитора П.И. Чайковского. Приложение №2.
Художественное исполнение невозможно без понимания данного произведения; это понимание иногда проявляется не сразу, в процессе работы над произведением, и зависит, главным образом, от музыкального роста учащегося и его музыкальной культуры. Желающим приобрести хорошие навыки в области художественного исполнения следует запомнить, что внимание и систематическое слушание музыки ( в театре, на концертах) является одним из самых лучших способов развить в себе тонкое понимание музыки и художественный вкус.
Раскрытию художественного образа произведения помогает техника. Исходя из замысла композитора, будем пользоваться различными техническими ресурсами.
- Спутник хорошего звука- полнейшая гибкость руки, но ни в коем случае не ее расслабленность, т.е. рука должна быть свободна от плеча и спины до кончиков пальцев (резиновый шланг – гибкий, податливый, но в то же время упругий).
Целесобразно посвятить ученика в использование регулировки веса собственного тела. Это может быть еле заметное «летучее» прикосновение пальцев без использования веса тела, которое применяется в «летучих» пассажах романтиков. Мы постараемся при помощи пальцев и рук нарисовать образ, задуманный автором.
Фактура пьесы изложена мелодическими фигурациями, аккордами, и трудность ее заключается в одновременном слиянии мелодии с гармонией в общей вертикали. Мелодия звучит то в левой, то в правой руке. Для решения этой проблемы необходимо владение координацией, которая развивается и совершенствуется, прежде всего, на художественно-музыкальном материале.
- Используем упражнение: играем свободной, спокойной опущенной рукой, рука как бы разделена на две части, исполняющие две различные звуковые функции.
- Так же мы делим партии между ученицей и учителем ( учитель играет левой рукой, а ученица – правой рукой, затем меняются т.е. мелодию, стараясь выразительно проинтонировать, при этом соблюдать фразировку, динамические краски и характер.
Стараемся приспособить руки к рисунку исполняемого эпизода, выискивая такие движения, такое положение руки, при которых каждому пальцу было бы удобно. Это должно способствовать извлечению более насыщенного звука. Выразительность мелодии достигается тяжестью пальцев, наклоном всей руки в их сторону. При этом не должна нарушаться мелодическая фразировка.
Мелодия испытывает на себе прямое воздействие гармонии. Вот почему после раздельной проработки элементов ткани при выигрывании в целостное изложение необходим тщательный слуховой контроль.
Голова ( слух)- хозяин, пальцы – слуги, исполнители. Слух должен улавливать протяженность каждого звука вплоть до его последнего затухания, дослушать и ощутить движение вперед.
Учимся «слушать вперед», т.е. играя и прослушивая звуковую линию, целенаправленно вести ее слухом. Не держим звук, а ведем его.
При работе с ученицей над произведением в целом необходимо заострить внимание на том, что фразу поможет объединить динамика и время, т.е. необходимо выстроить динамический план, время должно быть с пульсацией вперед, внутри фразы должно быть живое дыхание. Кульминационные точки дают возможность исполнителю проявить свою индивидуальность.

Так же мы готовим пианистический аппарат, чтобы он смог непосредственно, легко и свободно выполнить каждое музыкальное желание пианиста-исполнителя.
Лишь под воздействием музыкальных образов возникает глубина ощущений, душевный подъем и появляется потребность разрушить все барьеры на пути к яркому и убедительному исполнению пьесы – раскрытию художественному образу в музыкальных произведениях.
3.Заключительная часть
Итог урока.
После исполнения произведений педагог с ученицей рассуждают над вопросами, что происходит с основным образом, его характером, темпом, какую роль играют, динамические оттенки, тембр, ритм. В чем особенность стилей композитора изучаемых произведений.
Таким образом, средства музыкальной выразительности влияют на характер музыкального произведения, развитие художественного образа.
При изучении произведений ученица осознает стилевые особенности русского композитора П.И. Чайковского, проникает в понимании интонации, осознает музыкально-исполнительские особенности, соотношение темпов, метро-ритмические особенности.
Домашнее задание:
-отрабатывать каждый раздел произведений предложенными приемами,
-достичь целостности мелодической линии,
-поработать над раскрытием художественного образа музыкальных произведений П.И.Чайковского.
Список литературы:
1.Цыпин Т.М. «Обучение игре на фортепиано» М.1984
2.Тагильцева Н.Н. «Художественное восприятие музыкального искусства и развитие самосознания у детей». М.2002
Нотный материал:
П.И. Чайковский «Неаполитанская песенка», «Сладкие грёзы»