Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы


Мышление начинается                                                                              с проблемной ситуации.                                                                                            С.Л.Рубинштейн.
Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе – потребность сегодняшнего дня. 
Жизнь перед каждым из нас ставит свои эксклюзивные задачи, не имеющие аналогичных решений, и от нас требуется выйти из разных жизненных ситуаций достойно. Искать и находить выход учит технология проблемного обучения.
Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения соответствует требованиям ФГОС ООО. Все приёмы обучения, используемые на уроке, способствуют познавательной деятельности учащихся.
Применение технологии проблемного обучения позволяет наблюдать не только повышение успеваемости и качества знаний, но при этом положительно влияет и на динамику повышение мотивации учения, развитие мыслительной деятельности учащихся.
Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.
            С точки зрения классической дидактики, проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки (А,М. Матюшин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Т.В. Кудрявцев и др.).
            Главные цели проблемного обучения:
развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении
воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
развитие профессионального проблемного мышления.
          Я не даю готовые знания, но актуализирую, - извлекаю из сознания ученика, стимулирую тенденцию к личностному росту, поощряю его исследовательскую  активность, создаю условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач.
            Главные условия успешности проблемного обучения:
1. Обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы.
2. Обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного).
3. Значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого.
4. Необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися,  относятся с вниманием и поощрением.
Как бы то ни было, но главным понятием  проблемного обучения остается учебная проблема. 
Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся:
- выявление проблемы,
- формулирование,
- поиск решения;
- решение.
Проблемные уроки считаю удачными, если
1. ученики смогли самостоятельно сделать один или несколько выводов;
2. ученики смогли установить связи между явлениями;
3. в обсуждение или поиск решения проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики;
4. если после окончания урока у учеников есть желание обсудить предложенную проблему с одноклассниками и учителем.
            Часто после такого проблемного урока дома предлагаю письменно оформить свое мнение по проблеме. Эта работа имеет для ребят большое значение, т.к. именно такие умения требуются на экзаменах в новой форме.
     Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила, доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.
Использование мною технологии проблемного обучения на уроках ведёт к глубокому усвоению учащимися вопросов курса обучения, одновременно способствуя развитию личности ребёнка. На уроках успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диалог. Изучение нового по технологии проблемного обучения помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала..Методы и формы обучения - создание проблемных ситуаций, деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная форма обучения.
Используется наглядно-демонстрационный материал - презентация по теме урока.
Приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах урока:
1) Актуализация знаний.
2) Постановка проблемы.
3) «Открытие» детьми нового знания.
На моих уроках полый цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
возникновение проблемной ситуации,
осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
доказательство гипотезы,
проверка правильности решения проблем.
Дети работают в парах, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают выводы.
Так, например, на уроках русского языка, при объяснении нового материала, ставлю проблему перед учащимися, совместно с учащимися вырабатывается алгоритм решения этой проблемы, после чего учащиеся самостоятельно осуществляют поиск верных решений и оценивают свой выбор.
На уроке литературе прийти к проблемной ситуации часто помогает мотивирующий прием – “яркое пятно”(ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников).
Изучая какое- либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников
Позитивные результаты по преподаваемым предметам.
Обобщая работу по использованию проблемной технологии на уроках литературы и русского языка, могу сделать вывод, что отношение детей к изучаемому предмету изменилось в лучшую сторону:
Для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету;
У многих появилась положительная реакция не только на новый материал (новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на способ решения новой задачи;
На уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке;
Ученики с увлечением включаются в работу, охватывая все большие объемы материала;
Отмечается повышение качества знаний учащихся: при 100% успеваемости;
Развиваются творческие способности.