Использование методов проблемного обучения на уроках английского языка в рамках введен

Использование методов проблемного обучения на уроках английского языка в рамках введения стандартов второго поколения
Сейчас с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов идет речь о формирование системы универсальных учебных действий у учащихся. Данные универсальные учебные действия можно разделить на четыре группы.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
На одном уроке довольно сложно реализовать все четыре группы, а может не на каждом уроке это и требуется делать. Сейчас очень много говорится о введении ФГОС в начальной школе, учителей обучают «новым» методам работы, а как же учащиеся среднего и старшего звена, разве нельзя использовать те же методы с данной категорией учащихся. Хотя стоит отметить, что метод, на котором хотелось бы остановиться, применяется уже давно и замечательно подходит при работе со стандартами нового поколения.
Далее в статье речь пойдет о методах проблемного обучения. На мой взгляд, сложность данного метода заключается в том, чтобы поставить перед учащимися интересную проблему, решать которую им захотелось бы.
Признаками проблемы являются:
1) порождение проблемной ситуации (в науке или в процессе обучения);
2) определенная готовность и определенный интерес решающего к поиску решения;
3) возможность неоднозначного пути решения, обусловливающая наличие различных направлений поиска.
Согласно системе универсальных учебных действий учащиеся должны овладеть следующими навыками:
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления
контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок
использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач
ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
в ходе работы в малой группе учитывать позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения
записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ и обмениваться ею образовательном процессе (через электронную почту, чат, видеоконференцию, форум, блог);
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета.
Далее постараюсь показать на примере урока работу одновременно над всеми четырьмя группами УУД.
Тема урока: моя экскурсия по Лондону
6 класс
цель урока: познакомиться с достопримечательностями Лондона
задачи:
научиться выбирать из многообразия наиболее важную, интересную и актуальную информацию;
составлять план действий, разрабатывать маршрут по карте;
искать необходимую информацию используя учебник, компьютер и Интернет;
представлять собранный материал перед одноклассниками
оценивать свою работу и работу других учащихся
Время 2 урока
Оборудование: учебник, 6-8 компьютеров, проектор, словари
1 урок
Постановка проблемы.
К вам жителям Лондона приехал друг из России и хотел бы посмотреть достопримечательности города, но у него всего 1 час. Понимая, что город большой и 1 час это слишком мало, Вам приходит в голову сделать экскурсию по городу виртуальной. Ваша задача выбрать наиболее интересные места для посещения, найти фотографии данных мест и рассказать о них другу.
Класс делится на группы по 4-5 человек.
Самой сложной задачей учащихся на первом уроке будет распределение ролей для каждого в группе и от этого зависит довольно много. Так как учащиеся в 6 классе самостоятельно они могут и не справиться с данной задачей, на этом этапе учитель должен им помочь, направив нужное русло.
Распределив. роли в группе учащиеся должны подготовить презентацию о наиболее понравившихся им местах. В их распоряжении есть 1-2 компьютера на группу объединенных в локальную сеть и подключенных к сети Интернет. Так же на первом уроке учащимся необходимо подготовить рассказ о выбранных достопримечательностях.
В качестве домашнего задания школьники должны закончить работу над презентацией и речью.
2 урок
Представление работ перед классом.
Учащиеся показывают свою презентацию и рассказывают о тех сооружениях, которые выбрали для друга. Участники других групп внимательно слушают, фиксируют у себя, какие достопримечательности выбрали соседние команды, отмечают ошибки, допущенные на слайдах и в устной речи, выставляют общую оценку группе.
После выступления всех команд следует дать время на самооценку. Затем необходимо подвести уроки поставить учащимся оценки и прокомментировать их.
В качестве рефлексии можно выбрать наиболее знаменитые достопримечательности, о которых говорили учащиеся в своих выступлениях.
И если останется время, то учитель может рассказать о тех достопримечательностях, о которых дети не упомянули.

В ходе данных двух уроков учащиеся будут работать надо личностными УУД, выбирая из разнообразных мест те которые смогут показать Лондон во всей красе, а возможно расскажут о его истории, а может о современных архитектурных памятниках.
Работа над регулятивными УУД будет заключаться в распределении ролей в группе, умении построить план действий в подготовке доклада и выборе оптимального маршрута для экскурсии.
В процессе подбора иллюстраций и другого материала для презентации учащимся придется искать информацию в сети Интернет, тем самым будет происходить развитие познавательных УУД.
Представление работы перед одноклассниками, монологическая и диалогическая речь повлечет усовершенствование коммуникативных УУД.
Тем самым в ходе 2х уроков педагог и учащиеся смогут максимально направить их общие усилия на развитие системы универсальных учебных действий.










Устюжанина Надежда Викторовна, МБОУ СОШ №44 г. Нижний Тагил












15