Статья Использование элементов проблемного обучения

Использование элементов проблемного обучения на уроках математики

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Василенко В.Ю. -учитель начальных классов МОУ СОШ №39 г. Краснодара

Для развития у младшего школьника творческого мышления, нужно, чтобы он ощутил удивление и любопытство, и через преодоление «трудностей» (проблем) ребенок может войти в мир творчества.

Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. И цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути получения этих результатов; также формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей.

Проблемное обучение - «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание учеником необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

Проблемная ситуация – средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения двух видов:
в которых спрашивается о признаке при помощи местоимений какой, который, чей и при помощи неопределенно - количественного числительного сколько;
предложения, заключающие в себе вопрос о каком-нибудь неясном обстоятельстве при помощи наречий зачем, отчего, почему, когда.

Выделяют четыре уровня проблемного обучения:
уровень несамостоятельной активности;
уровень полу самостоятельной активности;
уровень самостоятельной активности;
уровень творческой активности.

К слабым сторонам проблемного обучения следует отнести большие расходы времени на изучение учебного материала; недостаточную эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков и др.

Создавая проблемную ситуацию, учитель должен помнить, что, если задание сформулировать без учета знаний учащихся, их возрастных особенностей, это обязательно приведет к потере мотивации учения. Единственным плодотворным путем развития творческого мышления в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую развивающуюся деятельность для учащихся на уроке, чтобы потенциал не остался не востребованным.

БИБЛИОГРАФИЯ
Блохин И.А., Ляхин В.В., Стрекозин В.П. О проблемном обучении в начальных классах//Начальная школа. - 2003. - №3.
Сереброва И.В. Развитие внимания и логического мышления на уроках по математике//Начальная школа. - 2005. - №2.
Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке.