Применение игровых форм обучения на уроках столярного дела

Применение игровых форм обучения на уроках столярного дела.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактической задачи связывается с игровым результатом. В современной школе делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления);
- как технологии внеклассной работы.
Из выше перечисленного на занятиях я использую игровую деятельность в качестве урока. Обычно это обобщающие уроки, по какому-нибудь разделу. Так же уроки могут быть комбинированные, по закреплению старых и усвоению новых знаний, умений и навыков. Все эти уроки проходят в форме соревнований, как правило, класс делится на 2 команды, которые соревнуются между собой, причём задания и этапы этих соревнований строятся так, чтобы каждый участник принимал в нём участие, вносил своё посильное участие в общее дело.
Игровые формы могут использоваться как универсальное средство в деле становления личности, обучения, развития и воспитания. Одна и та же игра
· может выступать в нескольких функциях:
Обучающая функция – развитие общеучебных умений и навыков.
Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятии, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция – объединение учащихся в коллектив и установление эмоциональных контактов.
Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
Развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств, для активизации резервных возможностей личности.

Спектр целевых ориентаций игровых технологий.
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция, обучение общению.
Анализируя применение игровых технологий на уроках столярного дела можно однозначно сказать, что ребята на таких занятиях работают увлечённо, лучше усваивают материал, у них стали проявляться творческие способности, ребята стали болеть за общее дело. Применение игровых технологий оправдывает себя и даёт импульс к развитию учащихся.


15