Выступление на педагогическом совете Индивидуальная траектория развития детей во внеурочной деятельности


В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования «внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса детей младшего школьного возраста. Внеурочной деятельности новый Стандарт отводит особую роль. Она наряду с учебным планом школы «выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования».
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд важных задач:
-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
-оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
-улучшить условия для развития ребенка;
-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Огромное место во внеурочной деятельности отводится организации дополнительного образования детей посредством разнообразных форм организации: кружки, секции, творческие объединения и т.д. Особая роль в этой работе отводится педагогам, воспитателям, которые являются консультантами и координаторами деятельности детей по выбору того или иного творческого объединения. Внеурочная деятельность школьников помогает формировать у них такие качества как инициативность, доброжелательность, открытость, наблюдательность, творческую и интеллектуальную активность, способность к нестандартным решениям, гибкость и критичность мышления, бережное и внимательное отношение к опыту старших, оптимизм, толерантность. Не бывает одинаковых детей! Именно поэтому, исходя из возможностей ученика, необходимо подобрать индивидуальную траекторию и тот вид деятельности, который будет интересен конкретному ребенку, а соответственно и будет способствовать его развитию. И в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов, соответствующих требованиям ФГОС. И всегда рядом с ребенком находятся воспитатели, педагоги, которые помогают, направляют, координируют, советуют, поддерживают.
В моём 2 «б» классе 20 человек: девочек мешьше, чем мальчиков. И все они с огромным удовольствием посещают внеурочную деятельность. Глядя на счастливые лица детей, когда они пришли в первый класс, мы с классными руководителями еще не догадывались, сколько творческого потенциала, желания трудиться скрыто за их счастливыми улыбками. И началась школьная трудовая жизнь. В течение всего первого года обучения мы дали возможность обучающимся посещать все творческие объединения, включиться в реализацию дополнительных общеобразовательных программ. Ведь сначала нужно попробовать свои силы и оценить возможности! Ребенок имеет право на пробу и ошибку, свободу выбора любимой деятельности. Каждый ребенок проживает свою жизнь в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией, которая выстраивается совместно с помощью всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, воспитателей, родителей для наиболее полного развития каждого ребенка. Индивидуальная образовательная траектория - это та траектория, по которой каждый конкретный ученик продвигается в процессе развития. На особенности этой траектории оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов. В качестве внутренних факторов выступают особенности познавательной сферы, интересы, мотивы и потребности, эмоциональное и физическое состояние обучающегося. К внешним факторам можно отнести любые (в том числе и сиюминутные) влияния на ребенка со стороны окружающей среды: поведение педагога и одноклассников, обстановка в классе, особенности самой ситуации выбора и т.п. Благодаря личностно – ориентированному подходу ребенок добивается больших личностных результатов. 
Формой реализации такой траектории выступает индивидуальная образовательная программа, в которой ученик вместе с педагогом планирует свою деятельность и ее результаты.
Продукт реализации ученических программ – это их творческие работы.
Индивидуальная траектория развития – это целенаправленная дифференциальная программа, обеспечивающая учащемуся выбор в развитии и реализации личностных качеств (самоопределение, самореализацию) при педагогической поддержке.
Ценность индивидуальной траектории развития состоит в том, что она позволяет каждому, на основе реализуемой самооценки, мотивации, формировать и развивать ценностные ориентации, творческую индивидуальность.
Структура индивидуальной траектории развития включает следующие компоненты:
1) целевой (постановка целей);2) содержательный (обоснование структуры и отбор содержания вариативных учебных программ, программ внеурочной деятельности);3) технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);4) диагностический (определение системы диагностического сопровождения);5) организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей);6) результативный (формулируются ожидаемые результаты).Целью педагогического проектирования индивидуальной траектории развития личности является создание и изменение организационных процессов воспитания и обучения.Обучающимся предлагаются различные виды внеурочной деятельности: информатика, проектная деятельность, здоровейка, умники и умницы, мир деятельности, экономика, квиллинг и т.д. Ребёнку даётся право выбора той или иной внеурочной деятельности, которая его заинтересует.Индивидуальные образовательные траектории в нашей школе разрабатываются для каждого ребенка, и если «особенным» детям они помогают адаптироваться в обществе, то одаренным детям - достичь более высоких личностных результатов. 
Диапазон возможностей, предоставляемых ученику в его достижении по индивидуальной образовательной траектории, достаточно широк: от  индивидуального познания фундаментальных объектов и личностной трактовки изучаемых понятий до построения индивидуальной картины мира и личного образа жизни.Таким образом, этапы проектирования индивидуальной траектории развития могут быть представлены следующим образом:
1) определение потребностей и мотивов;2) постановка цели;3) разработка содержания индивидуальной траектории развития;4) определение технологического инструментария;5) определение направлений диагностического сопровождения учащегося;6) определение условий, обеспечивающих достижение цели;7) обсуждение результатов и корректировка.
Создание условий для реализации индивидуальной траектории развития учащегося дает возможность учителю использовать различные механизмы, адекватные современным условиям, формы и подходы, обеспечивающие развитие личности учащихся и их социализации, учитывающие готовность учащихся к обучению, индивидуально-психологические особенности, состояние здоровья, социальное положение школьников. Создание системы дополнительного образования и внеурочной деятельности позволяет сформировать воспитательную среду, которая будет обеспечивать школьникам творческое развитие и предоставит им свободу для самореализации. Наши ребята уже в первом классе принесли в школьную копилку несколько дипломов за участие в различных конкурсах, олимпиадах, театрализованных и танцевальных представлениях. 
Можно сказать, что научная новизна проекта заключается в решении воспитательных задач через обеспечение индивидуальной траектории развития школьника, что делает учащегося субъектом образовательного процесса.
В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения общеобразовательных программ, работая по программам внеурочной деятельности детей мы в большей степени обеспечиваем личностный рост обучающихся. У детей развиваются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из проблемной ситуации; этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки «на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формируется целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий». 
Все дети талантливы! И наши ученики не исключение. И с каждым из них, кроме учителя работает еще и воспитатели, которые вовремя заметят желание ребенка заниматься каким – то видом деятельности и организуют эти занятия благодаря индивидуальной траектории развития детей.
ДОКЛАД
на тему:
«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Подготовила :Субель О.Е.