Использование метода проектов в организации внеурочной деятельности по технологии в начальной школе


МБОУ СОШ №39
Щербинина Ю.И.
Использование метода проектов в организации внеурочной деятельности по технологии в начальной школе
Внеурочная деятельность согласно ФГОС предусматривает работу по нескольким направлениям, одним из которых является проектная деятельность. Проектная деятельность красной нитью проходит через все направления внеурочной деятельности в начальной школе, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя её.
Основной целью внеурочной проектной деятельности можно считать реализацию потенциала личности и развитие способностей учащихся, а также партнёрское общение, формирование навыков работы с информацией, организация и использование рабочего времени, умение оценивать свои возможности и осознавать свои интересы. В период обучения в начальной школе начинает формироваться творчество, которое у младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному.
По мнению Н.В. Матяш проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути.
Процесс создания проекта получил название – проектирование. В широком смысле проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной). Важной особенностью проектной деятельность младших школьников служит, прежде всего, ее направленность на развитие личности субъекта учения, а не получения общественно значимого продукта. Тем самым определятся основные параметры ее содержания, организации, функционирования.
Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся.
Метод проектов – это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Основными требованиями к использованию метода проектов являются:
наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;
теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
использование исследовательских методов: определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.
Метод проектов способствует развитию у младших школьников познавательных мотивов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитию творческого мышления.
Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, темы проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить экскурсии, прогулки-наблюдения и т.д. Так учащиеся с начальных классов приучаются к публичным выступлениям.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:
- мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);
- подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- технологический (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов и процесса работы, осуществляют самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
В начальной школе в основном реализуются мини-проекты, но выполнение проектов во внеурочной деятельности может занимать большее количество времени на его выполнение, чем на уроках технологии в школе, поэтому творческий проект может сопровождаться оформлением папки-портфолио, соответствующей определенной структуре:
- титульный лист творческого проекта;
- содержание творческого проекта
- введение, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, основные вопросы, рассматриваемые в проекте (звездочка обдумывания), сообщается, кому предназначен проект. Во введении также дается обоснование выбора темы проекта;
- историческая справка по теме проекта;
- технологическая часть. В этой части описывается выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ, выбор материала для объекта, дизайн-анализ, подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места, техника безопасности при выполнении работ, конструкция изделия, эскиз (описание этапов конструирования объекта), технология изготовления изделия, графические материалы, инструкционно-технологическая карта. В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки. Технологический этап  предусматривает выполнение операций, предусмотренных технологическим процессом. При этом необходимо строго соблюдать последовательность выполнения операций, постоянно и безукоризненно соблюдать правила безопасной работы;
- экономическое обоснование проекта, расчеты - представляется расчет затрат на изготовление проектируемого изделия;
- экологическое обоснование проекта (экологическая чистота изделия);
- реклама изделия;
- заключение (краткие выводы по результатам выполненного проекта, оценку полноты решения поставленных задач). В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащегося о проделанной им работы;- используемая литература. После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении проекта;
- приложения (фотографии, эскизы, схемы, технологическая документация). Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, рисунки.
Для помощи в работе над проектом учащимся необходимо выдавать памятку - этапы выполнения творческого проекта.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его направленность на результат, который можно получить при решении той или иной значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить младших школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Список литературы
Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа. - 2011.- №6.-С.53-55.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов – М.: Просвещение, 2010. – с.111.
Головинов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.П.Головинов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. С. 239.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразов, учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 92 с.- (Работаем по новым стандартам).- Прил.: с. 80-91.