Урок по информатике для 8 класса Алгоритмы и исполнители.


Технологическая карта урока
Авторы, разработчики. Субботина А.Н.
Предмет Информатика и ИКТ
Класс 8 класс
Тип урока Урок изучения нового знания (открытие нового знания)
Технология урока Ориентация на самостоятельную работу учащихся; применение проблемного, деятельностного подхода к обучению.
Тема Алгоритмы и исполнители.
Цель Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов
Предметные результаты:
понимание смысла понятия “алгоритм”;
умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность. Результативность, массовость;
понимание терминов “исполнитель”, “формальный исполнитель”, “среда команд исполнителя” и др.;
умение исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД:
учащиеся воспитают в себе сознательное отношение и творческий подход к изучаемому предмету, четкость и организованность в труде, аккуратность, внимательность, бережное отношение к технике и к информации;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Регулятивные УУД:
определять цели и задачи урока;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Познавательные УУД:
определять является ли последовательность алгоритмом;
читать алгоритм, находить и исправлять ошибки в алгоритмах;
формировать умение разрабатывать алгоритм в среде Исполнителя ( из пройденного материала - среда ЛогоМиры);
учащиеся разовьют способность воспринимать, обрабатывать и обобщать информацию;
разовьют логическое, абстрактное мышление.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать друг друга;
адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
проявлять готовность адекватно реагировать на нужды других,
оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Вводный этап.
Вызов Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-определять цели и задачи урока
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением. Высказывать свое
-определять критерии изучения процесса программирования алгоритмов;
- развитие логического мышления.
Познавательные УУД:
-развитие представлений об алгоритмах и исполнителях, их видах и понятиях, связанных с ними
Личностные УУД:
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом
-осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
- развитие логического мышления, навыков чтения, навыков отбора информации их имеющегося источника. Приветствие учащихся. Настраивает учащихся на активную работу на уроке, включает их в учебную деятельность, создает положительный эмоциональный настрой.
Объявляет этапы, цели и задачи урока:
- Многие считают, что информатика нужна только для того, чтобы научиться работать на компьютерах. Мы с вами знаем, что это заблуждение, которое мы постараемся опровергнуть на нашем уроке.
- Чтобы добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать свои действия. А как это сделать?
- Детальный план действий – это алгоритм.
- Тема нашего урока «Алгоритмы и их исполнители»
-. Чтобы результат урока был хорошим, и вы освоили новые знания, давайте поразмышляем об алгоритмах из жизни.
-Попробуйте самостоятельно составить краткий план по открыванию ключом двери
Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.
Учащиеся отвечают:
-Составить план.
-Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме. Поочередно высказываются.
-самостоятельно в тетради работают над составлением алгоритма.
Основной этап.
Осмысление. Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- определять общую цель и пути ее достижения.
- умение подводить под понятия
- умение самостоятельно создавать способ решения проблемы
-объяснение значение новых слов
- умение находить взаимно-однозначное соответствие;
- умение составлять простейшие алгоритмы для исполнителя Черепашка.
Коммуникативные УУД:
- интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.
-выражать свои мысли и идеи.
Предметные результаты:
-умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность,результативность, массовость;
-понимание терминов “исполнитель”, “формальный исполнитель”, “среда команд исполнителя” и др.;
-умение исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд. -Учитель объясняет основные свойства алгоритмов (показ презентации)

- Приведите примеры алгоритмов, которые вы выполняете в своей школьной жизни.
- Как одним словом можно назвать объекты, исполняющие алгоритмы?
-Набор команд, которые может исполнять конкретный исполнитель алгоритмов называется системой команд исполнителя (СКИ)
- Назовите СКИ для ИА – первоклассника и СКИ для шестиклассника
-Может ли первоклассник исполнить алгоритм шестиклассника?
Подводит учащихся к следующему этапу урока: Практическая работа ПК (в парах) в среде ЛогоМиры (уже ранее изученной).
- предлагает учащимся с помощью СКИ для исполнителя Черепашки в ЛогоМирах задать определенные действия (учитель записывает на доске- рисование квадрата)

- во время практической работы контролирует процесс выполнения задания, оказывает помощь и проверяет правильность выводимого на экран ПК результата задания. Учащиеся записывают за учителем.
Предполагаемые ответы:
- делаем уроки;
- каждодневное посещение школы;
- участие в мероприятиях.
Выводы учащихся, на примерах из жизни:
-объекты, исполняющие алгоритмы или Исполнители алгоритмов(человек).
-Учащиеся приводят свои примеры для заданных исполнителей.
Предполагаемый ответ:
-Нет, у каждого конкретного ИА свой СКИ
Проходят за ПК (распределяются по парам).
-Слушают объяснение учителя.
- учащиеся будут работать в среде программирования ЛогоМиры.
- Выполняют задание с доски.
Заключительный этап.
Рефлексия. Регулятивные УУД:
- умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата
Личностные УУД:
- оценивать собственный вклад в работу в паре (группы)
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. - Наш урок подходит к концу. Что мы узнали на уроке?
-Организует фронтальный опрос учащихся об основных аспектах пройденной темы на уроке:
Продолжите фразы:
-Алгоритм – это…
-Исполнитель-это
-Исполняют алгоритмы…
Выполнить алгоритм:
- Рефлексия деятельности на уроке:
Запустите графический редактор Paint (ОС Windows).
Выберите инструмент Эллипс
Нарисуйте круг
Выберите инструмент Заливка
Залить круг красным - если на уроке узнал что-то новое и было интересно; синим - если было не интересно
-Оценивает практическую работу каждой пары на ПК.
-Учащиеся подводят итоги своей деятельности, делают выводы, что нового они узнали об алгоритмах и их исполнителей.
-Предполагаемые ответы:
-последовательность действий, план действий и т.д.
-тот, кто (что) исполняет определенные заданные действия, используя свои СКИ
-учащиеся заливают свои круги определенными цветами и делают вывод о результате своей практической деятельности в среде программирования ЛогоМиры.