Организация финансирования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций


Иванов Сергей Валерьевич преподаватель цикла обучения слушателей №1 Организация финансирования мероприятий гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ Планирование финансовых средств на выполнение мероприятий ГО и ЧС.Порядок выделения финансовых средств на ликвидацию последствий ЧС. Федеральные законы Российской Федерацииот 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».от 31.08.1998 № 145 «Бюджетный кодекс Российской Федерации».от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год».Постановления Правительства Российской Федерацииот 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных медицинских и иных средств»от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания и использовании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера»от 15.02.2014 № 110 «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий».Приказ Минфина России от 1.06.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Нормативно-правовая база Закон Санкт-Петербурга от 25.11.2015 № 747-145 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».Постановление Губернатора Санкт- Петербурга от 19.06. 2012 № 37-пг «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге».Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2012 № 1246 «О резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Санкт-Петербурга».Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2004 № 54 «О резервном фонде». Нормативно-правовая база Санкт-Петербурга Приказы от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне»от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении порядка создания НАСФ» от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения СИЗ»Инструкция об учете и отчетности за использованием финансовых средств на мероприятия по ликвидации ЧС и их последствий из резервного фонда Правительства РФ на ликвидацию последствий ЧС» (утверждена МЧС России, Минфином РФ и Минэкономики РФ от 05.05.1994 №№ 34-19-3, 61, ВМ-173/37-25).Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов, создаваемых в целях ГО запасов (утверждено МЧС России от 23.03.2012 и Минэкономразвития от 27.04.2012 № 43-2047-14) Документы МЧС России ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС Планирование финансовых средств на выполнение мероприятий ГО и ЧС Финансовое обеспечение Средства резервного фондаПравительства Российской Федерации Резервные фонды правительств и администраций субъектов Российской Федерации Средства администраций муниципальных образований и объектов экономики Централизованно Децентрализовано Средства страховых фондов и других источников Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций это покрытие затрат общественных ресурсов (материальных, финансовых, технических, людских, информационных и т. д.) на осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых государством, субъектами федерации, муниципальными образованиями и объектами экономики. Основные задачи: Определение финансовых потребностей на основе прогнозирования и оценки РСЧС социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций как мирного так и военного времени. Обоснование этих потребностей.Истребование бюджетных и внебюджетных денежных средств на финансирование мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС.Создание резервов финансовых ресурсов и финансирование создания резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.Осуществление финансирования мероприятий предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказание финансовой помощи пострадавшим в ЧС.Строго-целевое расходование выделенных на цели ГО и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций денежных средств, учет и отчетность их израсходования, а также строгий и своевременный контроль за своевременностью и правильностью произведенных финансовых операций. * * Налоговые доходы Не налоговые доходы Безвозмездные перечисления ДОХОДЫ(доходная часть) БЮДЖЕТЫ РАСХОДЫ(расходная часть) Оперативный резерв Резервные фонды До 3% 0,1 % Бюджетные источники финансирования мероприятий ГО и ЧС Уровни бюджетной Системы Первый Федеральный бюджет и бюджеты государвенных внебюджетныхфондов Второй Бюджеты субъектов РФи бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов Третий Местные бюджеты код Федеральные Резервный фонд Правительства РФ 390 Резервный фонд Президента РФ до 1% 391 Резервный фонд Правительства РФПо предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий 392 Субъектов Резервные фонды по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий Местные Уровни Резервных фондов Внебюджетное финансирование опирается на различные внебюджетные фонды, созданные на основе:добровольных взносов физических и юридических лиц;обязательных платежей, установленных законодательством РФ;привлекаемых средств предпринимательской деятельности;полученных дополнительных средств, за счет вовлечения в экономический оборот активов, которые не использовались или использовались не эффективно;предоставления необходимых налоговых льгот организациям, решающим задачи предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создающим резервные внебюджетные фонды в этих целях;других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.Основу внебюджетного финансирования мероприятий ГО и ЧС составляет создаваемая и развивающаяся Система внебюджетного финансирования, базирующаяся на фондах поддержки программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций: федерального, регионального и местного уровней. * * МЧС РОССИИ Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС. Ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти Федеральный фонд поддержки программ по предупреждению и ликвидации ЧС Региональные центры ГОЧС КЧС и ПБ органов исполнительной власти субъекта РФ КЧС и ПБ органов местного самоуправления Объектовые КЧС и ПБ Региональный фонд поддержки программ по предупреждению и ликвидации ЧС (представитель федерального фонда) Муниципальный фонд поддержки программ по предупреждению и ликвидации ЧС (представитель регионального фонда, представитель федерального фонда) Уровни системы Федеральный Межрегиональный (региональный) Территориальный Местный Объектовый Система внебюджетного финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС * Программа субъекта (региона) РФ по выводу ПОО из зон повышенного риска (жилых массивов) ФОНД ПОДДЕРЖКИ ПРОГРАММ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧС В СУБЪЕКТЕ (РЕГИОНЕ) РФ У Ч Р Е Д И Т Е Л И Деньги Техника Условия для работы Оптимальное управление финансами с целью выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК Размещение временно свободных средств для получения дополнительного дохода ТОВАРНЫЙ РЫНОК Реализация имущества, внесенного в фонд Программа субъекта(региона) РФ Строительство коммерческих объектов на площадях, освобождаемых после вывода потенциально опасных объектов ПрограммаМЧС России Поставка приборов, материалов, оборудования, средств защиты Собственныепроизводства Производство типовых модулей для АС контроля и индикации состояния объектов ФОНДОВЫЙРЫНОК Инвестирование в акции приватизированных предприятий Лизинговая компания Сдача в лизинг имущества, передаваемого предприятиям и в фонд в счет долгов ЦЕЛЕВЫЕ ЗАТРАТЫ ПРОГРАММА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС Предприятие – должник по платежам в бюджет Внесение в Фонд платежей в счет уплаты долгов Кредитные организации Предоставление целевых льготных кредитов на проведение мер по предупреждению ЧС Предприятие –плательщик налогов Внесение в Фонд платежей в счет уплаты налогов на прибыль Предприятия и физические лица Внесение в Фонд пожертвований Финансовая схема регионального фонда поддержки программ по предупреждению и ликвидации ЧС * Система финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС Силы финансовые органы, органы финансового контроля, входящие в Правительства РФ, субъектов РФ, администрации, местные органы управления и управления объектов экономикиорганы управления СВФ МЧС, ГПС. Средства - это прежде всего финансовые бюджетные и внебюджетные ресурсы, выделенные для:- финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС;- финансирования системы РСЧС, ее функционирования и развития;- средства, обеспечивающие нормальную работу финансовых органов и органов финансового контроля (технические средства бухгалтерского учета, оборудование и материальные средства). Основная цель создания и функционирования системы бюджетного и внебюджетного финансирования – своевременно и достаточно полно обеспечить денежными средствами мероприятия ГО и защиты населения и территорий от ЧС, как в плане их предупреждения, так и в плане ослабления, смягчения и ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций. Контрольно-ревизионное управление МФ * Объектовые КЧС и ПБ КЧС и ПБ органов местного самоуправления Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС. Ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти Департамент финансово-экономической деятельности МЧС Контрольно-ревизионный отдел МЧС Региональные центры Финансово-экономический отдел РЦ Контрольно ревизионная группа РЦ КЧС и ПБ Санкт-Петербурга Органы исполнительной власти субъекта РФ Комитет по вопросам ЗПБ Правительства Санкт-Петербурга Финансово-экономический отдел Контрольно-ревизионная группа Комитет финансов администрации Санкт-Петербурга Федеральный Межрегиональный Региональный Муниципальный Объектовый Органы местного самоуправления Уполномочен. орган по делам ГО и ЧС органов местного самоуправления Финансовое управление (отделы) администрации местного самоуправления Органы управления объектов экономики Спасательные ВФ и ФПС из федерального бюджета Отделы (секторы) по делам ГО и ЧС объектов экономики Бухгалтерия Финансовая служба в/ч СЗРЦ Уровни Система бюджетного финансирования мероприятий ГО и защиты от ЧС МЧС РОССИИ МИНФИН РОССИИ Федеральный бюджет на 2016 год Величина Резервного фонда – 5.507.110.000,0 тыс. рублей (2015 - 5.424.860.000,0 ) тыс. рублей.Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в рамках - 6.000.000 (2015 - 14.000.000,0) тыс. рублейГосударственная программа РФ «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» - 03 09 10 – 47.930.293,3 тыс. рублей.Подпрограмма "Предупреждение, спасение, помощь" – 03 09 10 1 – 26.622.512,6 тыс.Основное мероприятие «Подготовка и реализация неотложных и внеплановых мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций»03 09 10 1 02 – 200 000,0 тыс. рублей. 2015 - Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (03 09) – 67.478. 597,6 тыс. рублей. Приложение № 10 Федерального закона от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» * Порядок планирования бюджетных ассигнований на мероприятия по предупреждению и ликвидацию ЧС в Санкт- Петербурге Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 .11.2012 № 1246 «О резервах материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории Санкт-Петербурга»  7.1. Создание, хранение и восполнение городских резервов и районных резервов осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, указанными в пункте 2.3 настоящего Порядка*, и администрациями районов Санкт-Петербурга за счет и в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год. 7.2. Финансирование расходов по созданию, хранению и восполнению объектовых резервов осуществляется за счет собственных средств организаций.  * 2.3. Создание, использование, хранение и восполнение городского резерва организуют следующие исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга: в части продовольствия, одежды, обуви и товаров первой необходимости - Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка СПб; в части медицинского имущества, медикаментов, изделий медицинского назначения - Комитет по здравоохранению; в части строительных материалов - Жилищный комитет. Руководство созданием и использованием городских резервов осуществляет Комиссия при Правительстве Санкт-Петербурга по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Бюджет Санкт-Петербурга на 2016 год Величина Резервного фонда Правительства (01 11 9900000200) – 4.147.418,6 (2015 - 4.791.192,8) тыс. рублей.Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона (03 09) – 613.049,4 (2015 – 557.189,6) тыс. рублей.Расходы на реализацию постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2012 № 1246 «О резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Санкт-Петербурга» (03 09 0670090630) - 1.442,4 (2015 - 28.786,1) тыс. рублей. Приложение № 5 к Закону Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» * Финансовые резервы для ликвидации ЧС создаются предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовой формы заблаговременно в целях привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС способами:- выделение на отдельном рабочем счету организации собственных денежных средств;- оформление банковской гарантии;- заключение договора страхования расходов на ликвидацию ЧС;В случае оформления банковской гарантии необходимо представить ее в ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу в течение 5 дней с момента оформления.Рекомендуется создавать резервы для организаций:- эксплуатирующей ОПО – в размере не менее 500000 рублей;- не имеющие в своем составе ОПО – в размере 300000 рублей.В случае полного или частичного использования средств финансового резерва он должен быть восполнен в прежнем объёме в течении месяца. Приказ Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от 05.12.2007 № 571«Об утверждении Методических рекомендаций по созданию, использованию и восполнению объектового резерва финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций» ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС Порядок выделения финансовых средств на ликвидацию последствий ЧС Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий ЧС: Статья 24. Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ Федеральный и межрегиональный уровень средствами федерального бюджета, средствами федеральных органов исполнительной власти Региональный и межмуниципальный уровень средствами бюджетов исполнительной власти субъектов РФ, внебюджетными фондами Территориальный и муниципальный уровень средствами бюджетов органов местного самоуправления, внебюджетными фондами Объектовый уровень бюджетом организаций Резервный фонд Правительства РФпри недостаточности средств Резервный фонд субъекта РФпри недостаточности средств При недостаточности этих средств они выделяются из резервного фонда Правительства РФ в порядке, установленном Правительством. Финансирование последующих мероприятий по восстановлению объектов, пострадавших в результате ЧС счет собственных средств организаций, средств соответствующих бюджетов и других источников, за счет государственных инвестиций (по решению Правительства РФ). В решении социальных вопросов пострадавшего от чрезвычайных ситуаций населения принимают участие государственные фонды: Фонд социального страхования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Государственный фонд занятости населения Российской Федерации Порядок использования бюджетных ассигнованийрезервного фонда Правительства Санкт-Петербурга постановление Правительство Санкт- Петербурга от 19.01.2004 № 54 «О резервном фонде Правительства Санкт-Петербурга» 4. Средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. 5. Средства резервного фонда выделяются главным распорядителям средств бюджета Санкт-Петербурга на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга о выделении средств из резервного фонда. В постановлении Правительства Санкт-Петербурга указывается сумма средств, выделяемых из резервного фонда, их целевое назначение.Основанием для подготовки постановления Правительства Санкт-Петербурга является письменное указание Губернатора Санкт-Петербурга на письменном обращении, содержащем обоснование необходимости выделения средств из резервного фонда в запрашиваемых объемах.Необходимым условием для подготовки проектов постановлений Правительства Санкт-Петербурга является наличие сметы расходов, подписанной руководителем и главным бухгалтером исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга - главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга, которому выделяются средства резервного фонда.Постановление Правительства Санкт-Петербурга является основанием для подготовки распоряжения Комитета финансов о выделении средств из резервного фонда. Постановление Правительства РФ от 15. 02. 2014 № 110 «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидаций чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» а) проведение аварийно-спасательных работ; б) проведение неотложных аварийно-восстановительных работ;в) развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более 6 месяцев) пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан из расчета - за временное размещение - до 550 руб. на человека в сутки, за питание - до 250 руб. на человека в сутки; г) оказание гражданам единовременной материальной помощи из расчета до 10 тыс. руб. на человека; д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета: за частично утраченное имущество - 50 тыс. руб. на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. руб. на человека); е) выплата единовременного пособия: членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, в размере 1 млн. руб. на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи; семьям граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством РФ;гражданам, получившим в результате ЧС вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред - в размере 400 тыс. руб. на человека, легкий вред - 200 тыс. руб. на человека);ж) проведение ФГУ судебно-медицинской экспертизы, транспортировка биологического материала для проведения указанных исследований, а также эвакуация и оказание гражданам, пострадавшим в результате ЧС , специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных ФОИВ. Продолжение Схема финансирования расходов на ликвидацию ЧС за счёт средств резервного фонда Правительства РФ«Инструкция об учете и отчетности за использованием финансовых средств на мероприятия по ликвидации ЧС и их последствий из резервного фонда Правительства РФ на ликвидацию последствий ЧС» (утверждена МЧС России, Минфином РФ и Минэкономики РФ от 05.05.1994 №№ 34-19-3, 61, ВМ-173/37-25). МЧС РОССИИМинистр МЧС РФ - главный распорядитель средств Региональные центры МЧС России по ФОНачальники РЦ - распорядители средств второй степени ГУ МЧС России по субъекту РФНачальники ГУ - распорядители средств третьей степени Выделение финансовых средств из резервного фонда Правительства РФ В МЧС России представляются:1. Смета потребности в денежных средствах на оказание помощи и ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее последствий, согласованная с Региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий  (форма ФЧС-1)2. Документы, подтверждающие факт чрезвычайной ситуации:акты на каждый пострадавший объект, в которых указываются степени и характер разрушений (повреждений), сумма нанесенного ущерба,смета на проведение первоочередных аварийно - восстановительных работ), справки соответствующих государственных надзорных органов о факте чрезвычайной ситуации и ее характеристике*.3. Основные сведения о материальном ущербе (форма 3).4. Протокол заседания Комиссии по чрезвычайным ситуациям.5. Справки страховых организаций.* Федерального и промышленного надзора России, Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности), Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды о факте стихийного гидрометеорологического явления, Ростехнадзора России и т.д. * * * N Наименование пострадавшего здания (сооружения), его ведомственная принадлеж- ность Степень повреждения (разрушения) (сильная, средняя, слабая) <*> Краткая характе-ристика повреж- дений Согласно данным бухгалтерского учета Остаточнаястоимость,тыс. руб. Сумма ущерба, тыс. руб. Возмещен- ный ущерб страховы- ми орга- низациями,тыс. руб. год возве-дения балансовая стоимость, тыс. руб. амортизацияна 199_ г. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 * Обеспечение безопасности населения при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий является важнейшей и одной из самых гуманных задач цивилизованного общества.В целях упорядочения источников финансирования деятельности по защите населения и территорий от ЧС органам исполнительной власти субъектов РФ следует больше внимания уделять формированию чрезвычайных резервных фондов на предприятиях, создающих риск ЧС, а также фондов безопасности при органах самоуправления и исполнительной власти субъектов. От того, насколько ответственно они будут подходить к решению данного вопроса, будут напрямую зависеть сохранение жизни и здоровья пострадавшего населения. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !