Методическая разработка урока на тему «Средневековая Европа. Гид путешественника во времени»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Преподаватель Соловьева Светлана Николаевна
Дисциплина История
Специальность Гостиничный сервис Курс первый
Тема занятия «Средневековая Европа. Гид путешественника во времени»
Образовательная технология Технология активного обучения, здоровьесберегающая технология
Вид занятия (тип урока) Деловая игра (практическое занятие)
Цель занятия Образовательная – проверить знание основных событий; овладение новыми понятиями и терминами; понимание сущностных особенностей изученных явлений и процессов; формирование у обучающихся понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки; изучение процессов формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей в западной Европе в эпоху средневековья.Развивающая – способствовать развитию системного и творческого мышления обучающихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию истории.
Воспитательная – воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности, увлеченности, познавательного интереса, активности, целеустремленности, силы воли, настойчивости, активности, наблюдательности, интуиции, сообразительности, одаренности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.Межпредметные
связи
Обеспечивающие – связь с курсом школьной истории, литературы, географии, преодоление предметной инертности мышления и расширение кругозора обучающихся.
Обеспечиваемые – взаимосвязь содержания изучаемого предмета с соответствующим содержанием других предметов (литературы, философии, обществознания, информатики), как родственных циклов, так и всех других циклов учебного плана с тем, чтобы для учащихся каждый учебный предмет представлялся одной из существенных граней единой картины материального мира.; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Наглядные пособия Выставка рисунков и коллажей
Технические средства обучения Мультимедийный комплекс; презентация «История средневековой Европы»; подборка средневековой музыки; презентации и видеофильмы, подготовленные студентами.
Литература:
Основная:
Артемов В.В. История : учебник для студ. СПО : в 2-х ч. Ч.1 – М. : Изд. центр «Академия», 2015.
Дополнительная:
Соловьева С.Н. История: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов – Анапа: Изд-во ГБОУ СПО АСТ КК, 2013.
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№ п/пЭтап урока
Приемы и методы Время, мин
1 2  3  4 
1 Подготовительный этап Самостоятельная работа с дополнительной литературой, фильмами; подготовка командами домашнего задания, исследовательский метод 2 недели
2 Организационный момент Рассказ, диалог 3-5
3 Изучение нового учебного материала Рассказ, исследовательский метод, метод проектов, презентаций, игровой 70
4 Подведение итогов Рассказ, диалог 5-7
5 Задание на дом Рассказ 3-5
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№ этапа Работа преподавателя, ссылки Работа студента, ссылки № этапа
1 2  3  4 
1 Выдает студентам задания и контролирует их выполнение, консультирует по возникаемым проблемам Студенты создают команды, название, изучают материалы по заданным вопросам, готовят выступления и презентации, коллажи и т.д. 2 Приветствие, проверка присутствующих, вступительное слово, представление жюри Приветствуют преподавателя.
Команды представляют название команды и девиз 3 Наблюдает, косвенно руководит деятельностью студентов, задает вопросы, советует Команды представляют первое задание «Экскурсия по средневековому городу (рассказ с презентацией или фильмом)»; показывают второе задание «Мой герой» – рассказ о профессии; решают промежуточные задачи 4 Жюри и преподаватель анализируют работу команд, оценивают Слушают, задают вопросы, анализируют 5 Инструктаж преподавателя по выполнению Д/З. Всем: подготовка к практическому занятию № 2 – § 23 читать.
По выбору: сообщение о Александре Невском.
Преподаватель благодарит студентов за работу. Студенты записывают в рабочую тетрадь Д/З.
Сценарий занятия
1 этап (10:25 – 10:35) Представление
Добрый день, сегодня мы с вами отправимся в увлекательнейшее и необычное путешествие – мы окажемся в средневековой Европе. Помогут нам в этом 4 команды 1 курса специальности Гостиничный сервис.
А оценить работу команд нам поможет жюри:
Выдать лист оценки.
А теперь настало время представления команд. Приглашается команда города Бордо.
Команда 1 Город Бордо Название и девиз
Команда 2 Город Любек Команда 3 Город Прага Команда 4 Город Таллинн 2 этап (10:35–11:10)
Настало время Экскурсии по средневековому городу. Приглашается сборная города Бордо.
Команда 1 Бордо Команда 2 Горд Любек Команда 3 Прага Команда 4 Таллинн Пришло время вопросов.
Задание «Угадай слова» Ответы
Даны понятия, в которых переставлены слоги, поменяйте их местами и узнайте зашифрованные слова. За каждое правильно угаданное слово можно получить 1 балл. Ответы запишите на листке и передайте жюри. Время – 3-5 минут.
Внимание на экран слайд 1:
Визицияинк, одфе, шарату, гаментпер, салвас, ньорсе, нащибар, лососвия. инквизиция,
феод,
ратуша,
пергамент,
вассал,
сеньор,
барщина,
сословия.
Переходим к следующему заданию. Вопрос команде сборная города Бордо. Если команда не знает правильного ответа, то отвечать могут другие команды по очереди. Внимание на экран (Слайд 2).
Команда 1 Бордо Как называется музыкальный средневековый инструмент который вы видите на слайде? Колесная лира
Команда 2 Любек Внимание на экран, слайд 3. Какая деталь одежды называется брэ? Мужские узкие штаны (похожие на колготки)
Команда 3 Прага Внимание на экран, слайд 4. Какая деталь одежды называется хеннин? Женский высокий конусообразный головной убор
Команда 4 Таллинн Внимание на экран, слайд 5. Какая деталь одежды называется камиза? Женская и мужская рубашка с длинным рукавом
Внимание на экран (Слайд 6). Перед вами средневековая миниатюра из книги. На листке или в тетради, опишите, событие о котором нам поведал средневековый хронист. Составьте диалог, который, по вашему мнению, мог состояться между этими людьми. Время – 5 минут.
Время подошло к концу. Приглашается…
Команда 1 Бордо Команда 2 Любек Команда 3 Прага Команда 4 Таллинн Подведение предварительных итогов. Слово жюри
3 этап (11:15–11:50)
Домашнее задание: Рассказ о профессии «Мой герой»
Приглашается команда города
Команда 4 Таллинн Аптекарь
Команда 3 Прага Алхимик
Команда 2 Любек Ганзейский купец
Команда 1 Бордо Крестьянин винодел
Переходим к следующему заданию. Вопрос команде города Бордо. Если команда не знает правильного ответа или ещё возможны варианты, то отвечать могут другие команды по очереди. Внимание на экран (слайд 7)
Команда 1 Бордо Внимание, черный ящик.
В нем находятся предметы, которые в Европе узнали после крестовых походов и без которых мы не обходимся ни одного дня.
Вопрос: Что в черном ящике? Мыло, вилка, ложка
Команда 2 Любек (Слайд 8) Внимание, черный ящик!
В этом ящике находится то, что в средние века ценилось на вес золота, а теперь очень часто употребляется в пищу.
Вопрос: Так что же в черном ящике? Перец
Команда 3 Прага (Слайд 9) Внимание, черный ящик!
В этом ящике находится предмет, без которого человек в средневековом городе в темное время суток просто не мог выйти из дома.
Вопрос: Так что же находится в черном ящике? Фонарик
Команда 4 Таллинн (Слайд 10) Что означают крошки на тарелке, которые предлагают девушкам на свадьбе? Ночью им присниться суженый
Меч и метла (веник) положены крестом. Через них перепрыгивает невеста. Что это означает? Теперь она не невеста, а жена.
Музыкальное домашнее задание. Приглашается команда
Команда 4 Таллинн Команда 3 Прага Команда 2 Любек Команда 1 Бордо Пришло время новых вопросов.
Слайд 11-12. Внимание на экран. Прочитайте текст. Что в рассказе, правда, а что — вымысел? Найдите в тексте 3 исторические ошибки и запишите в тетрадь или лист ответа. Время –3-5 минут. Ответы сдать жюри.
Гирольд нетерпеливо ерзал на дубовой скамье. Рядом его сосед прилежно склонился над листком бумаги. А Гирольд думал о том, как они вдвоем с другом Арнульфом (он был старше годами и учился у другого учителя) побегут после занятий ставить силки на птиц. Мальчик и не заметил, как к нему подошел строгий отец Мартин — учитель. В руках у него был учебник грамматики ученого монаха Алкуина — по нему учили в школе. «Опять бездельничаешь?!» — голос святого отца прозвучал как гром среди ясного неба. И Гирольд был наказан — после уроков он должен был перевести большой отрывок из грамматики Алкуина с родного на латинский язык.
Ответы:
Вместо бумаги использовался пергамент;
Ученики не делились по возрасту;
Учебник грамматики Алкуина был составлен на латинском языке.
4 этап(11:50–12:00)
Жюри подводит итоги конкурса
Преподаватель благодарит студентов за работу.