Рабочая тетрадь по Основам православной культуры 4 класс



-17526044615104 класс
Автор Потехина Светлана Сергеевна, учитель ОПК МКОУ Куриловская начальная школа – детский сад Антроповского района
Костромской области
Урок 1. «Россия – наша Родина»
Задание 1.
Продолжи фразы, пользуясь текстом учебника на странице 4.
Мы живём в замечательной стране, имя которой - _____________
________________________________________________________
Мы уважительно называем нашу страну Отечеством, потому что______________________________________________________
_________________________________________________________
Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что ________
__________________________________________________________
Задание 2
Заполни таблицу, пользуясь учебником на стр. 4-5
Мир


Задание 3.
Что такое культурные традиции, приведите примеры таких традиций
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 2. «Культура и религия»
Задание 1.
15487653879215-8801101878965853440193611534918651983740Распределите слова, отнесённые к понятиям «Культура» и «Религия». Поставьте букву К, если данный рисунок относится к понятию «Культура», и букву Р, если к понятию «Религия»
-88011038315903825240378396532061155555615
-7943855822315

Задание 2.
Какие культурные традиции ты знаешь? Назови.
____________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Раскрась рисунок. Что здесь изображено? ________________________________________________________
-228603375660
Урок 3. «Человек и Бог в православии»
Задание 1.
Какие качества присущи человеку? (Ответьте на вопрос, пользуясь материалом учебника на стр. 8-11)

Человеку дана
Человеку полагается ещё и

Людям также даны
Почему Бога называют Творцом?
______________________________________________________________________________________________________
Задание 2.rightbottom
Опиши, что ты чувствуешь, глядя на этот рисунок?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
К кому обратился человек, если о Том, к Кому он обратился, написано вот так: « И человек обратился к тому, Кто…».___________________________________________________
__________________________________________________________
К кому обратился автор следующих реплик: «Я обратился к создателю этого фильма» и «Я обратился к Создателю»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Раскрась рисунок. Какое событие здесь изображено? _________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
leftbottom
Урок 4. «Православная молитва»
Задание 1.
Что такое молитва, какие бывают молитвы, ответь на вопрос, заполни таблицу.
МОЛИТВА, это


Задание 2.
О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли... да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 5. «Библия и Евангелие»
Задание 1.
Соотнесите понятия и определения:
Христианство
Книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, и как он родился
Библия Евангелие и другие книги учеников Христа
Священное Писание Нового Завета Люди, которые имели особый дар – слышать, что говорит им Бог
Священное Писание Ветхого Завета
Библия
Пророки Жизнь, слова и дела Иисуса Христа
Откровение Божие
Первая и большая часть Библии, состоящая из 50 книг
Апостолы
Учение Иисуса Христа
Евангелие Первые ученики Иисуса Христа
Задание 2.30727656795135
Как называется эта книга? О чём она рассказывает?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
35299651355090Назовите первых учеников (апостолов) Иисуса Христа. Соотнесите знаки, соответствующие каждому апостолу:

Апостол Марк

35299653221355
Апостол Лука

36633155116830
Апостол Матфей


36442657155815
Апостол Иоанн


Урок 6. «Проповедь Христа»
Задание 1.

Рассмотрите репродукцию картины Поленова «Воскрешение дочери Иаира». Что изображено на картине? Устно составьте рассказ.
Задание 2.
Дополните предложения:
А Христос учил: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему _______________________... Любите ________врагов ваших, благотворите ненавидящим вас… Что пользы человеку, если он весь мир приобретёт, а душе своей _____________....Где сокровище ваше, там будет и __________ ваше».
Урок 7. «Христос и его крест»
Задание 1.
-4610101365885Объясни, что означают перекладины на православном кресте? ________________________________________________________________________________________________________Дощечка с надписью ИНЦИ – _________________________
____________________________________________________Нижняя перекладина поднята в правую сторону. Это знак того, что…
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Во время Русско-турецкой войны 1877-78гг. в плен к туркам попал русский солдат. Враги велели ему снять с себя нательный крест и отказаться от веры в Христа. За это они обещали сохранить жизнь. В случае отказа пленного ждала страшная смерть. Турки вырыли большую яму и кинули в неё несколько десятков крыс. Их долго не кормили и крысы озверели. В яму бросали раненых пленных, и крысы набрасывались на них, оставляя лишь обглоданные кости. Двое врагов подвели пленника к самому краю ямы и угрожали сбросить к голодным крысам. Русский солдат схватил своих врагов и вместе с ними прыгнул в эту страшную яму. Турки были поражены его бесстрашием. Он погиб от травмы, полученной в результате падения – крысы не тронули его тело – они сожрали только палачей. 
Почему солдат отказался снять крест?
Можно ли назвать его поступок подвигом, почему? 
Способны ли современные солдаты российской армии на подобные подвиги? 
-708660470535 Задание 3.
Зачем христиане носят нательные крестики?
________________________________________
________________________________________
Что означает выражение: «нести свой крест?» 
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
Задание 4.
Раскрась рисунок. Расскажи, о чём идёт речь?
-4133854518660
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 8. «Пасха»
Задание 1.
Как отмечают праздник Пасхи православные христиане? Установи 2444115116840соответствие:
Праздничная служба Три поцелуя в щёки
Пасхальное приветствие: Звонить в колокола
Приветствие друг друга Кулич, пасха, крашеные яйца (почему красят?)
Пасхальное угощение Благодатный огонь, крестный ход
7 дней каждый может… «Христос воскресе!» «Во истину воскресе!»
Назовите главный атрибут праздника____________________
Задание 2.
-895351022985Раскрась пасхальное яйцо:
Задание 3.
На Пасху принято дарить друг другу открытки, создайте и вы свою пасхальную открытку.
-784860956310
2724155309235
Задание 4.
Какие эпизоды пасхального богослужения здесь изображены? Напишите.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 9. «Православное учение о человеке»
Задание 1.
Заполни схему: Какие дары Бога составляют внутренний мир человека?
Задание 2.
Что такое душа? Какие болезни души ты можешь назвать?
Душа – это ________________________________________________________
_____________________________________________________
Болезни души 35871157547610______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 10. «Совесть и раскаяние»
Задание 1.
Пользуясь материалом учебника стр. 36-39, дайте определения следующим понятиям:
Добро

Зло

Грех

Совесть

Раскаяние
Задание 2.
Попроси прощения
Украл
Найдите дело, противоположное греху:
Верни
Солгал


Подари
Пожадничал

Наберись сил сказать правду
Сказал злое слово

Урок 11. «Заповеди»
Задание 1.
Не завидуй
Не укради
Не убивай
Не лги
Почитай отца твоего и матерь твою.
Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает
Не ищи правды в других,
коли её в тебе нетВору потакать – что
самому воровать
На свете всё найдёшь,
кроме отца и матери
Насилие яд для души
Соотнеси пословицу и заповедь:

Задание 2.
Назовите заповеди, которые Бог дал Моисею?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 12. «Милосердие и сострадание»
Задание 1.

Милосердие



Заполните схему. Что значит милосердие?
Задание 2.
Что такое милостыня? Как ты понимаешь это слово?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Дайте своё определение: «Ближний для меня – это_____________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________»
Урок 13. «Золотое правило этики»
Задание 1.
Сформулируйте золотое правило этики: _____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
В православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех» Что означает «любить грешника?» ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Раскрась рисунок. Как бы ты его назвал?
6343655452110
3
Урок 14. «Храм»
-514351288415Задание 1.
1
2
Назовите, что обозначено цифрами на иконостасе?
1 _________________________________________________________________
2 _________________________________________________________________
3 _________________________________________________________________
43967407660640 Задание 2.
Что такое алтарь? Какие правила существуют при входе в алтарь?
______________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 15. «Икона»
Задание 1.
Соотнесите название иконы и её изображение:178689039268401663065131699039966901316990
41967153928110-6324603928110-6324601318260
Икона Феодоровской Божией Матери
Икона Казанской Божией Матери
Икона Иверской Божией Матери
Икона Божией Матери СкоропослушницаИкона Святых Мучениц: Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Блаженная старица святая Матрона Московская

Задание 2.
Чем икона отличается от картины? Какие детали должны обязательно присутствовать на иконе?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
247652459990
Урок 18. «Как христианство пришло на Русь»
Задание 1.
Заполните пропуски:
Источник своей истории христианство видит в _________. Люди, ставшие христианами объединились в общество, которое называется _______________.
Крещение – это присоединение к __________. Человек погружается в _______(в реку или в большую купель) с призванием Бога и надеждой на его _________.
Слова для справок: Церковь, Бог, вода, помощь
Задание 2.
Кто изображён на иллюстрациях, сделайте подписи:
1
-6705606374765
5
4
3
47110658041640_1.____________________________________________________2.____________________________________________________3.____________________________________________________4.____________________________________________________5.__________________________________________________
2
-67056087369651072515804164029584658041640
Урок 19. «Подвиг»
Задание 1.
Объясните значение следующих понятий:
Подвиг ради себя__________________________________________________
__________________________________________________________________
Жертва ради другого человека______________________________________
__________________________________________________________________
Жертва Богу ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Подвижник ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2.
Расшифруйте фразу.
,
, . 22860255270 .
Ключ к заданию:

-5372107384415____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 20. «Заповеди блаженства»
Задание 1.
Прочитайте текст, ответьте на вопрос, какое искушение преодолел Иннокентий Смоктуновский? ______________________________________
__________________________________________________________________
Замечательный артист и умный человек Иннокентий Смоктуновский говорил: «Я, может, и жив только потому, что верую в Господа. Я через все тяготы войны прошел… Мне было шесть лет, и в какой-то праздник тетя дала мне тридцать рублей: «Пойди в церковь, отдай на храм». Тридцать рублей! На эти деньги года полтора можно есть мороженое! Я уже принял решение, что оставлю деньги себе, а тетке скажу, что отнес. И тем не менее почему-то все равно иду к храму. Сам не понимаю, как с зажатым кулаком я оказался около церкви. Зашел внутрь, твердо зная, что никому ничего не отдам. И вдруг подошел к служителю и сказал: «Возьмите на храм, пожалуйста»… С той поры я понял, что Кто-то на Небе поверил в меня. Если бы тогда я не отдал эти деньги, я не смог бы пройти войну, плен, тюрьму».
Задание 2.
Что мы называем Заповедями Блаженства? __________________________
__________________________________________________________________
Что обозначает слово «Блаженный?» ________________________________
Где были провозглашены Заповеди Блаженства? _____________________
__________________________________________________________________
Что обозначает выражение «Чистые сердцем?» _______________________
__________________________________________________________________
Задание 3.
О какой заповеди идёт речь в пословицах?
Что посеешь, то и пожнёшь. Кто посеет ветер - пожнёт бурю.
__________________________________________________________________
Урок 21. «Зачем творить добро?»
Задание 1.
Вспомните Золотое правило этики, запишите его, как вы понимаете его?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4301490926465
Задание 2.
Рассмотрите иллюстрацию. Составьте рассказ на тему «Друзья познаются в беде»
-10134604784090____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Нарисуй кресты: Христов, Петров, Андреевский, почему крест Петра отличается от креста Христова?
Урок 22. «Чудо в жизни христианина»
Задание 1.
Прочитайте притчу «Вера в чудеса. Как вы думаете, что ответила мальчику его мама? _______________________________________________
__________________________________________________________________
45300901650365
Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?
Задание 2.
Вставьте пропущенные определения, пользуясь материалом учебника на странице 70-71:
_________________________ - это видимое проявление внутренних добрых свойств человека. Три главные христианские добродетели - _______________, __________________, __________________________.
Задание 3.
Как вы понимаете слова Христа: «Отчего, когда Я был голоден, вы не дали Мне есть? Почему, когда Я жаждал, вы не напоили Меня? Я был странником, а вы не приняли Меня? Я был наг, и вы не одели Меня? Я был болен и был в тюрьме, но вы не посетили Меня?...»-6515107403465____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-365760678815Урок 23. «Православие о Божием суде»
Задание 1.
Прочитай слова замечательного святого ХХ века Николая Сербского:
Сила духа.
Недостаточна сама по себе сила воли, и сама по себе сила чувств, и сама по себе сила ума. Недостаточны они и вместе взятые без светлой цели...
То же самое и с так называемой силой духа. Когда облечена во мрак эгоизма и тщеславия, она пугает и людей, и окружающую природу. Когда же освещена Божиим светом, тогда становится источником радости для всех и всего.
Понимаешь ли ты, о чем говорит святой? Напиши свое мнение.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2.
Если ты знаешь, напиши, как называются основные посты, установленные Православной Церковью.
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
Задание 3
Прочитайте стихотворение И.А. Бунина «И цветы, и шмели...»
Что хотел сказать Богу лирический герой этого стихотворения?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
37871407927340И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
Урок 24. «Таинство Причастия»
Задание 1.
Определите, какие таинства изображены на иллюстрациях, сделайте подписи:
-4229101650365
17487902440940
-784860center
16535405050790
Задание 2.
Объясните, что значат слова «Причастие» и «Тайная Вечеря»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Пользуясь учебником (страница 79) ответьте на вопрос: В чём главное назначение Церкви? _______________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 25. «Монастырь»
5015865564515Задание 1.
Что такое монастырь?
______________________________________________________
Дайте определение понятиям:
Монахи: __________________________________________________________
Монашеский обет: _________________________________________________
Задание 2.
-5753104193540Сделайте правильные подписи к фотографиям монастырей. Слова для справок (Киево-Печерская лавра, Ипатьевский монастырь, Троице-Сергиева лавра, Соловецкий монастырь)
_________________________________________________
12153905174615
___________________________
-9277356517640____________________________________________
-8515358416290
______________________________________
Урок 26. «Отношение христианина к природе»
4072890983615
19202405136515
Урок 27. «Христианская семья»
Задание 1.
Объясните, в чём смысл этого высказывания?
Семья – наш дом, защита, опора. Семья убережет от бед и невзгод. _____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________37014152745740
Задание 2.
Дополните высказывания:
Вступление в брак в православии называется ___________________________
Семья – это маленький ________________, призванный ограждать детей от бед.
Семья основана на ________________ и создана ради неё.
Задание 3.
Прочитайте притчу: как вы думаете, чему она нас учит? В чём её смысл?
Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.
Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:
– Бог дал мне жену и детей, у меня есть, кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.
Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:
– Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.
Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.
Урок 28. «Защита Отечества»
Задание 1.
Как вы понимаете слова Христа: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду?» _________________________________________
__________________________________________________________________
39395401964690Задание 2.
О каких защитниках Отечества идёт речь?
Славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. __________________________________________________________________\
Силач, легко выдернувший из земли соху, которую не могла вытащить вся дружина Вольги Святославовича. _____________________________________
Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича. ____________________
Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира.___________________________________________________
Задание 3.
Задание: составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны.
1.     Кто Родине верен,… тот в бою примерен.
2.     Русскую заповедь знай,… легко в бою.
3.     Тяжело в учении,…                           а товарищ дружеством.
4.     За правое дело,…                               в бою не зевай.
5.     Бой красен мужеством,…                 стой смело.
Задание 4.
Из предложенного списка имен и фамилий нужно выбрать только те, которые являются фамилиями великих русских полководцев, маршалов, генералов. Подчеркните их.
Георгий Жуков, Иван Грозный, Федор Шаляпин, Михаил Кутузов, Пётр Чайковский, Юрий Гагарин, Михаил Ломоносов, Павел Третьяков, Александр Суворов.Урок 29. «Христианин в труде»
Задание 1.
-432435955040Что такое труд? Дайте определение, пользуясь материалом учебника с 93
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Заполните пропуски в тексте:
Первые люди _____________________________ были поселены в райском _____________. Четвёртая заповедь говорила: «Не вкушай плодов _____________________________________ добра и зла. В древе познания не было никакого _________________. Более того – оно было ___________.
Задание 3.
Продолжите пословицы:
Любишь кататься - долго спать не будет
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Каков работник, а человек - в труде
Кто труд любит, такова ему и плата
Золото познаётся в огне, люби и саночки возить
Без топора не плотник, будет у тебя и хлеб, и молоко водиться
Была бы охота - так и на полатях замерзнем
В лес не съездим, заладится всякая работа
Будешь трудиться - без иглы не портной
Урок 30. «Любовь и уважение к Отечеству»
Задание 1.
Прочитайте строки из песни, выучите их. С чего начинается Родина для вас?
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Пользуясь материалом учебника стр. 95. Дополните слова Н. В. Гоголя: «Ты жалуешься, что тебя никто не любит. Но какое нам дело, любит ли нас кто или не любит? Наше дело: __________________________________
________________________________________________________________?» Любовь – это когда можешь ________________________________________
_________________________________________________________________»
Задание 3.
-4514857071360Отчество – это все мы. Подумайте и напишите, что вы можете сделать для других?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________