«Осуществление личностного подхода через организацию внеучебной деятельности учащихся младшего звена»

«Осуществление личностного подхода через организацию внеучебной деятельности учащихся младшего звена»

Организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы. Именно о ней я хочу рассказать.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, КВНов, соревнований, поисковых и научных исследований
В базисный учебный план стандарта второго поколения добавлена внеучебная деятельность по 10 ч в неделю во всех классах начальной школы. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений выделены основные направления внеучебной деятельности:
спортивно-оздоровительное
общеинтеллектуальное
общекультурное
духовно- нравственное
социальное
Родителям было предложены 5 направлений внеучебной деятельности с целью гармоничного развития личности. По результатам анкетирования  родителями были определены следующие курсы, кружки:
Духовно- нравственное направление
Одним из главных направлений воспитательной работы является патриотическое и нравственное воспитание.
Здесь большую помощь оказывает проведение классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, бесед,
Предложенная тематика направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа, народным промыслам.
Кружок «Краеведение в начальной школе».
Курс «Я – гражданин России»
Темы курса «Я – гражданин России»: «Открывай нам, школа, дверь!», «Фотографии моей Родины.», «Обычаи и традиции русского народа «Русская осень», «О дружбе, доброте и отзывчивости», « В гостях у русской матрешки. (празднично – игровая программа)», «Где песня льётся – там легче живётся» (музыкально – конкурсная программа)», «Подарок другу. (игровая программа – размышление)», «Когда лень – все идёт через пень.»
Примерные темы занятий в рамках курса «Краеведение в начальной школе»: 1 класс
Темы:
«Мой дом»
«Терем – теремок».
«Деревенька моя деревянная, дальняя»
«Делу – время. Потехе – час».
«Я и моя история».
«По ленте времени».
«Как измерять время?»
«Рождество. Летоисчисление».
Народные праздники.
«Из уст в уста».
«Зимние забавы»
«Чебаркуль – пестрое озеро».
«Сильны и могучи богатыри на славной Руси».
«О чем рассказал бабушкин сундук?»
«Говорящие находки».
Символы на гербах
Символы дома моего.
В поисках клада.
Наш город прежде и теперь.
2 класс
«Исторические источники»
«Наука археология - наука лопаты».
«Что написано пером – не вырубишь топором».
«Аз – буки – веди».(История азбуки)
«Я и моя родословная»
Летопись моей школы.
Быль или вымысел? О чем рассказывают сказки?
Детство прежде и теперь.
Из уст в уста.
Былины о русских богатырях.
«Не посрамим Земли Русской».
«Есть женщины в русских селениях».
Каменная летопись города.
Жить – Родине служить.
Мой город в будущем.
Экскурсии по городу. Город прежде и теперь.
О прошлом родного края.

Спортивно – оздоровительное направление.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Здоровье следует понимать и определять как один из важнейших ресурсов для достижения благосостояния и удовлетворения физических, психических, социальных, культурных и духовностей.
Здесь представлен курс «Школа докторов Природы»
Цель курса: научить детей быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи курса: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.
Темы занятий: «Советы доктора Воды», «Друзья Вода и Мыло», «Глаза – главные помощники человека.», «Чтобы уши слышали.», «Почему болят зубы.», «Чтобы зубы были здоровыми.», «Как сохранить улыбку красивой.», «Надёжная защита организма.», «Рабочие инструменты» человека.», «Зачем человеку кожа.», «Питание – необходимое условие для жизни.», «Здоровая пища для всей семьи.», «Сон – лучшее лекарство.».
Также в этом направлении выделен один час на курс: «Детские подвижные игры народов России»
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В рамках этого курса разучиваем игры народов России.
Один час выделен на секцию, которую проводит учитель физкультуры

Общекультурное:
Кружок «Умелые ручки»
Кружок «Макраме»
Кружок «Бисероплетение»
Кружок «Умелые руки» организован в рамках направления общекультурное
Дети могут научиться делать множество красивых, оригинальных вещей из бумаги, пластилина, дерева и ткани. Ребята познакомятся с техникой аппликации, с оригами, попробуют себя в роли повара, художника по костюмам, актера кукольного театра. Умение пришивать себе пуговицу, приготовить несложный завтрак, сделать своими руками подарок, несомненно, пригодится каждому ребёнку.
Некоторые темы занятий: «Оформление выставки для группы детского сада», «Изготовление подарка бабушке, дедушке», «Изготовление украшения для оформления классной комнаты», «Изготовление стаканчиков для карандашей для группы садика», Беседы: «Как поздравить друга?», «Подари новогоднее настроение ближнему»,
Во втором классе в рамках этого направления ведён курс «Этикет и культура общения»
Задача учителя через ролевые игры и занятия ввести детей «в мир культуры», создать условия для становления гармоничной личности, которая умеет достойно вести себя в любой обстановке.
Вот некоторые темы занятий: «Каким я хочу быть», «Мои достоинства и недостатки», «Рыцарский этикет», «Умеешь ли ты дружить?», «О прощении»,.

Общеинтеллектуальное направление
Кружок «Играем в шахматы» привлекался преподаватель с центра детского творчества.
Курс «Смекай, отгадывай, считай»
Занятия направлены на развитие мышления и речи учащихся. Задания различного уровня сложности, занимательные задачи предлагаются.
Видеокурс «Мир вокруг нас» На занятиях этого курса детям открывается чудесный мир дикой природы с помощью коллекции DVD. Основной задачей является формирование навыков познавательных отношений детей не только с непосредственной, ближней окружающей средой, но и со средой обитания всего живого на нашей планете.
Главное в деятельности учащихся чувство собственного роста в условиях ситуации успеха. Родители оказывают поддержку и помощь в исследованиях. Они вместе с детьми радуются успехам, переживают неудачи. В своей работе дети сотрудничают с различными организациями, друг с другом, с родителями, а значит, происходит их социализация.
Конечно, у меня есть много вопросов, на которые не найдены ответы:
-Как будет организована эта деятельность, если начальная школа работает в 2 смены? Где найти помещения?
-За счет, каких средств будет произведено материально-техническое оснащение? (там, где оно потребуется)

Вопросы есть. Хочется надеяться, что появятся ответы на них.

15