Конспект урока по математике на тему Правильные и неправильные дроби в 4 классе


Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет: математика
Тип урока: «открытие» нового знания.
Тема: «Правильные и неправильные дроби»
Цель: познакомить с понятиями «правильная и неправильная» дробь; выявить отличие правильной дроби от неправильной.
Продолжительность: 40 минут
Класс: 4 «Б»
Технологии: проблемно-диалогическое обучение
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.По способу организации и осуществления познавательной деятельности: объяснительно - иллюстративный, словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, методы опосредованного управления с помощью источников информации.
Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Методический комплекс: Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. Часть 2– М.: Издательство «Ювента», 2014.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Формировать умение устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.
Мотивационная работа на результат в исполнительской деятельности.
Регулятивные УУД:
Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации искать средства её осуществления.
Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Познавательные УУД: 
Получат возможность на практике познакомиться с правильными и неправильными дробями.
Осуществлять анализ материала с выявлением существенных признаков.
Группировать, классифицировать материал, сравнивать результат и делать выводы.
Выполнять логические операции, соотнося с известными понятиями.
Коммуникативные УУД:
Формировать умение договариваться, находить общее решение.
Высказывать свою точку зрения, сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.
Оборудование для проведения электронного (интерактивного) голосования, ноутбук, проектор, ДК, тест по теме «Доли и дроби», созданный в программе MimioStudio, презентация Microsoft Office PowerPoint 97-2003.
Наглядность: у каждого ученика по 2 круга, карточки с дополнительным материалом, схема-эталон.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент. Психологический настрой. (2 мин.)
Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке;
2) определить содержательные рамки урока. Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Прозвенел уже звонок -Начинается урок.
А теперь все повернитесьИ друг другу улыбнитесь.Улыбнитесь мне, гостямИ садитесь по местам.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Приветствуют учителя, гостей.
Воспринимают на слух перечень принадлежностей необходимых для урока, визуально и кинестетически контролируют готовность. УУД 2
Актуализация опорных знаний (5 мин.)
Цель:
1) повторить смысл дроби, умение читать и записывать дроби;
2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
3) повторить смысл дроби;
4) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение и обоснование;
5) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения. –Над какой общей темой мы работаем на уроках? (О дробях)
Тест по теме «Доли и дроби» (система ЭГ)
Фронтальная работа:
Слайд 1
А) Длина дороги равна 20 км. Заасфальтировано 2/5 дороги. Сколько км заасфальтировано? (8 км)
Слайд 2
Б) Автобус проехал 12 км, что составило 2/3 всего пути. Какова длина всего пути? (18 км)
Слайд 3
В) Туристам нужно пройти путь 5 км. Они прошли 2км. Какую часть пути они прошли? (2/5)
3*Логическая задача:
У мальчика было несколько груш. Он решил их разделить между своими сёстрами. Младшей сестре он дал половину своих груш и ещё одну грушу, а старшей сестре – остальные 2 груши. Сколько груш было у мальчика? (5 груш)
Участвуют в выполнении заданий с помощью пультов голосования.
Решают задачи с опорой на наглядность (презентация), поочередно проговаривая правило нахождения части числа и числа по части.
Коллективно проговаривают правило.
Решают задачу логического характера. УУД 2
УУД 4
УУД 8
Проблемная ситуация. Самоопределение к деятельности. (2 мин.)
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения: три группы дробей.
- Разбить дроби на 3 группы в ответах №10 с. 15 и записать в тетрадь.
1. 9/11   3/13   3/10   34
2. 7/7   6/6   44  
3. 12/8   5/4
- Что заметили?
- Чем похожи дроби в первой группе? (Числитель меньше знаменателя)
- Что интересного заметили во второй группе? (Числитель равен знаменателю)
- Чем интересна третья группа? (Числитель больше знаменателя)
- Разве такое возможно!? (Предположения учеников)
- Что мы должны узнать сегодня на уроке? (Существуют ли данные дроби в математике, как они получаются и как называются?) 1 человек работает у доски, остальные в тетрадях.
УУД 6
УУД 7
Изучение нового материала (15 мин.)
Цель: сформировать представление о правильных и неправильных дробях.
1.Наблюдение над группой дробей.
– Запишите следующие дроби в соответствующую группу: 4/4, 3/4, 5/4.
- В какую группу вы записали 4/4 и почему? (Во вторую, т.к. числитель равен знаменателю)
- А дробь 5/4? (В третью, т.к. числитель больше знаменателя)
- В какую группу записали дробь 3/4? (В первую, т.к. числитель меньше знаменателя) Выполняют записи в тетрадях, делают по ним выводы. УУД 7
2. Практическая работа.
- Проведём практическую работу, чтобы узнать, существую ли в математике дроби 4/4 и 5/4.
1) - Возьмите 2 равных круга и разделите их на 4 равные части.
- Сколько четвертых долей содержит один круг? (4/4) Почему так? (4/4 = 4:4 =1)
- Сколько четвертых долей содержат два круга?
- Запишем в тетрадь: 1=4/4     2=8/4
Вывод: Значит, если числитель и знаменатель дроби равны, то дробь равна целому или 1.
m/m=1
- Что необычного в этих дробях? Можно ли черту дроби понимать как знак деления? (Да)
2) - Заштрихуйте 5 четвертых долей круга цветным карандашом. Какой дробью можно выразить закрашенную часть?
- Пять четвёртых долей круга можно выразить дробью 5/4.
- Что это значит? Сколько это долей? - Значит дробь 5/4, в которой числитель больше знаменателя, тоже существует. Дробь 5/4 больще единицы.
m/n>1, если m>n
m/n<1, если m<n
Вывод: Следовательно, все записанные нами по группам дроби, существуют в математике. Как же они называются? (открывается тема урока на доске)
 – Подумайте и назовите тему и цель урока.
«Правильные и неправильные дроби» (открывается тема)
Слайд 4 - 5
- Перед вами опорные слова, которые помогут сформулировать цель (вывешиваются на доску)
Цель:
- познакомиться с понятиями правильная и неправильная дробь;
- определить отличие правильной дроби от неправильной.
Работают в парах.
Практическая работа.
Разделить 2 равных круга на 4 равные части.
Запись в тетрадях.
Вывод.
Отвечают представители от пар.
m/m=1
m/n>1, если m>n
m/n<1, если m<n
Дети называют тему урока и предполагают цели. УУД 1
УУД 5
УУД 6
УУД 9
УУД 10
Цель: зафиксировать понятия «правильная» и «неправильная» дроби» во внешней речи.
 3. Работа по учебнику
- Как думаете, какие дроби называются правильными? А неправильными?
- А теперь откроем учебник на странице 14 и прочитаем правила.
- Составим эталон, записав его на математическом языке в тетрадях.
m/n=1– неправильная дробь 8/8 = 1
m/n>1, если m>n – неправильная дробь 9/5
m/n<1, если m<n – правильная дробь 3/7
с.13 №2 (фронтально). Запиши с помощью дробей число шестых долей круга.
Какая > 1,<1,=1? Какая лишняя? Почему? 4\6, 6\6, 8\6, 12\6, 17\6. Сравнивают свой вывод с выводом в учебнике на стр. 14
Выполняют задания в учебнике с комментированием, опираясь на эталон.
Проговаривают правило.
УУД 1
УУД 6
Физкультминутка (2 мин.) Вы на славу потрудились,
И немного утомились
Дружно встать нам всем пора
Начинается игра!
Игра «Будь внимателен»
с использованием понятий правильных и неправильных дробей.
- Я буду показывать на дробь, а вы будете выполнять
- Если дробь правильная наклоны вперед – назад.
- Если дробь неправильная- хлопок
- Если равна единице- топаем ногами
2/5, 7/7, 4/7, 7/4, 5/8, 8/8, 15/8, 9/24
0- ловушка Выполняют упражнения, одновременно применяя знания на практике. УУД 6
Закрепление первичных знаний
(10мин.)
Цели:
1) тренировать способность находить правильные и неправильные дроби, а так же к самоконтролю и самооценке;
2) проверить с помощью эталона для самопроверки свое умение складывать дроби с одинаковыми знаменателями.
Работа по учебнику
с. 14 №5
с. 14 №6
В= { 3\14, 7\29 } C= { 28\5, 16\16, 32\11, 48\48}
Подчеркните дроби равные 1.
с.15 №8
С. 14 №9.
Под диктовку запишите проценты в виде дробей со знаменателем 100.
7%. 25%. 96%. 100%. 148%. 750%..
7/100, 25/100, 96/100, 148/100, 750/100…
- Какие из этих дробей правильные? Подчеркните.
- Какие неправильные?
- Какая дробь равна 1? Обведите.
4) с. 15 №12
Слайд 6 физминутка для глаз
Работа по индивидуальным карточкам
Приложение 1
5) Решить задачи
Бочонок был заполнен медом на 7/9. Медвежонок Винни-Пух съел 5/9 бочонка меда. Сколько меда еще осталось? (2/9)
- О герое какой сказки шла речь? Кто автор произведения? (Алан Милн «Винни-Пух»)
За три дня турист прошел 11/12 пути. В первый день он прошел 4/12 пути, во второй день – 3/12 пути. Какую часть пути прошел турист за третий день? (4/12)
Мини-тест Приложение 2
1.Правильная дробь
а) больше 1 - раб) меньше 1 - мо
в) равна 1 - пи
   2.Если в дроби числитель равен знаменателю, то она равна
а)  1  - лод б) 2 - ген в) 5 - ваз
3. Дробь        будет неправильной, если
а) больше 1 – ц    б) равна 1– ы  в) меньше единицы – ж
1 2 3
б а а,б
МО- ЛОД - ЦЫ
Работают коллективно с использованием ДК
1 ученик работает у доски
Взаимопроверка
Один ученик работает у доски, остальные самостоятельно. Самопроверка.
Работа в паре
Выполняют гимнастику для глаз с использованием презентации.
Выполняют самостоятельно задание по вариантам.
Осуществляют взаимоконтроль.
Оценивают работу одноклассника.
Выполняют задания по индивидуальным карточкам, расшифровывают слово «молодцы»
УУД 2
УУД 4
УУД 9
УУД 10
Рефлексия деятельности (4 мин.)
Цель:
1) зафиксировать достижение поставленных целей;
2) оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса;
3) обсудить домашнее задание.
- С какой новой темой познакомились?
- Какие дроби правильные? Неправильные?
- Какая дробь больше 1?
- Какая дробь меньше 1?
- Если числитель равен знаменателю, что мы скажем о такой дроби? (=1)
- Кому было трудно на уроке? Кому легко?
- Оцените свою работу
Слайд 7
- Закрасьте
4/4 круга - если поняли всё, связанное со сложением дробей, можете работать сами и объяснить другому и на полях у вас 4 восклицательных знака.
3/4 круга – если всё поняли, можете работать, пользуясь правилом, но на полях у вас 3 восклицательных знака.
2/4 круга – если поняли, но у вас остались вопросы и на полях у вас 2 или 1 восклицательный знак.
- Поднимите круги кто закрасил 4/4 круга. Молодцы!
- Поднимите круги кто закрасил 3/4 круга. Хорошо!
- Поднимите круги кто закрасил 2/4 круга. Ничего если не всё поняли, на следующем уроке ещё раз повторим.
- Сегодня за хорошую работу на уроке получают
Отметку «5»…
Отметку «4»…
Отметку «3» … (оценивание)
Слайд 8
- Запишите домашнее задание.
с. 13 №2,3; с.15 №13
Творческое задание: Придумать задачу на движение, которая решается так же.
Урок сегодня завершён,Но каждый должен знать:Познание, упорство, трудК успеху в жизни приведут!
– Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок! Называют тему и цели урока, высказывают мнения о решении данных задач, затруднениях, которые возникли.
Участвуют в обсуждении
Оценивают свою работу
УУД 4
УУД 10