Календарное планирование по русскому языку 8 класс на 2015-2016 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе Ф К Государственного образовательного стандарта . Основу рабочей программы по русскому языку в 8 классе составляют следующие документы:
1 .Государственный стандарт общего образования;
«Программы по русскому языку для 5-9 классов» (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. 2.Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын)
Преподавание уроков русского языка рассчитано по учебнику «Русский язык. 8 класс» под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2014, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Значение русского языка как учебного предмета в достижении стратегических целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предопределяет метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную, а также соотносящуюся с последней — кумулятивную), язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность , участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека.
Сказанным определяются основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка в основной общеобразовательной школе; интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей. В соответствии с идеологией Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и Примерной программы в разработанном курсе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной парадигме. Применительно к содержанию курса русского языка это означает его направленность на взаимосвязанное формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Важной составляющей компетенции является, как известно, деятельностное умение, овладение которым предполагает активную учебно-познавательную деятельность ученика и его способность применять имеющиеся знания и опыт в конкретной жизненной ситуации. Поэтому реализованный в программе компетентностный подход согласуется с заявленным во ФГОС системно - деятельностным, имеющим общедидактический характер. В свете этого важной особенностью разработанного курса русского языка является его направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования соответствующих универсальных учебных действий: личностных, обеспечивающих самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-эстетических ориентиров, мотивацию к учению вообще и к изучению русского языка в частности; регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи; планирование последовательности действий и в случае необходимости их коррекция; осуществление оценки и самооценки и др.); познавательных, включающих общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников; осознанное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого вида чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности; определение основной и второстепенной информации и др.), универсальные логические действия (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация, конкретизация и др., а также подведение под понятия, выведение следствий, установление причинно-следственных связей и др.); действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы, определение и формулирование способов их решения);коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или совместной деятельности (владение всеми видами речевой деятельности, адекватное восприятие устной и письменной речи, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение полно и точно выражать мысли в соответствии с ситуацией и сферой общения; соблюдение в процессе речевого общения основных норм устной и письменной речи, норм речевого этикета и др.).
В разработанной программе реализован актуальный в современной лингводидактике когнитивно-коммуникативный подход, основой которого яляется направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов речевого развития ученика, его мышления, восприятия, воображения, а также процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности.
В отношении совершенствования механизмов мышления русский язык стоит в одном ряду с математикой, поскольку работа с лингвистическим (языковым) материалом предполагает опору на определённые когнитивные действия и их развитие. Поэтому когнитивный аспект содержания и технологий обучения традиционно связывается с презентацией лингвистических понятий, а также с развитием учебных языковых умений и навыков.
Однако человек в коммуникации выступает не только как человек говорящий, но прежде всего как человек мыслящий и умеющий адекватно излагать свои мысли и понимать чужие, поскольку взаимосвязь языка и мышления является научным фактом: «речь <...> нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется». Плохая (в смысловом, коммуникативном, языковом отношении) речь свидетельствует о несформированности когнитивных моделей, отсутствии информационных фрагментов, связи между ментальными и вербальными структурами. Поэтому в основе концепции разработанного курса русского языка лежит одно из основополагающих положений когнитивной лингвистики и психологии, в соответствии с которым язык рассматривается как когнитивный (мыслительный) процесс, осуществляемый в коммуникативной деятельности и обеспечиваемый особыми когнитивными структурами и механизмами в человеческом мозгу. Исходя из этого, в разработанном курсе когнитивность является важнейшим компонентом формирования не только лингвистической (языковедческой) и языковой компетенций, но и коммуникативных способностей учащихся и обусловливает ориентацию обучения на развитие мыслительных способностей, формирование познавательных универсальных учебных действий не только при овладении лингвистическими знаниями и языковыми умениями, но непосредственно в процессе формирования коммуникативной компетенции ученика.Когнитивное развитие ребёнка в настоящее время рассматривается и в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением самой когнитивной системы со всеми такими её составляющими, как восприятие, воображение, умение рассуждать, выдвигать гипотезы, решать проблемы и т. п. В разработанном курсе русского языка актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста (сжатие текста и его развёртывание в соответствии с коммуникативной задачей; преобразование связного текста в схему, таблицу, диаграмму и т. п.; передача информации, представленной в виде графического объекта, в форме связного текста; обобщение изученного материала и представление его в графической форме и т. п.).
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч (3 часа в неделю), в 9 классе — 105 ч.Основными направлениями в работе по развитию речи восьмиклассников являются:
а) речеведческий анализ целого текста как образцового (учащиеся должны уметь: определять и указывать типы речи, выделять, какой из них ведущий, каково назначение других фрагментов; выделять тему текста, формулировать основную его мысль, выделять микротемы, составлять план текста; определять принадлежность текста к определенному стилю речи, характеризовать языковые средства, используемые в тексте; определять основные способы связи предложений в тексте); б) развитие письменной речи учащихся на основе продуцирования текстов. Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей: • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическимисловарями.Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса.
Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых, явлений, речеведческих понятий.
Уметь:
•Дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;•Фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;•Определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;•Рецензировать устный ответ учащегося;•Задавать вопросы по прослушанному тексту;• Отвечать на вопросы по содержанию текста;
• Слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
• Прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицу на основе текста;• Используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты, по оглавлению и заголовкам статей;
• При необходимости переходить на изучающее чтение;
• Читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах.
• Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
• Вести репортаж о школьной жизни;
• Строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
• Создавать связанное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста доказательства, текста-описания;
•Составлять инструкции по применению того или иного правила;•Принимать участие в диалогах различных видов;•Адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение поддержать или заканчивать разговор и т.п.
•Пересказывать фрагмент прослушанного текста;•Пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;• Создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;• Писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);•Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию; текст:•Находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;• Распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
•Правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;•Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; • Разъяснить значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;•Разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;•Пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей; •Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;•Пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.);•Оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;• Находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
• Распознавать части речи и их морфемы;• Соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;• Опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;• Применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
• Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;• Различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;• Правильно и уместно употреблять предложения с водными конструкциями и однородными, обособленными, членами;• Правильно строить предложения с обособленными членами;• Проводить интонационный анализ простого предложения;• Выразительно читать простые предложения изученных конструкций• Проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;• Использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;• Владеть правильным способом действия при проведении изученных правил пунктуации, устно объяснить* пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно, подбирать примеры на пунктуационные правила.Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8 классе: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения, сочинение на свободную на свободную тему, сочинение рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), работа с перфокартами, комплексный анализ текста.
Содержание курса
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Повторение 8 часов
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)
КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безугарных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. 11онятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения.
Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом не осложнённом предложении
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 13. Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
VI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения). «Русский язык 5-9 классы»; 2 издание, Москва:«Просвещение»
2. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. –Москва: «Просвещение» 2012.
3. Учебник «Русский язык. 8 класс» цпод редакцией Л.М. Рыбченковой, Москва: «Просвещение», 2013, рекомендован Министерствомобразования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»).
4. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Москва: «Просвещение», 2013.
Учебно-тематический план
Раздел Тема Часы
Повторение 7
Введение 10
Синтаксис и пунктуация 7
Двусоставные предложения 16
Односоставные предложения 11
Простое предложение 35
Способы передачи чужой речи 15
Резерв 4
Итого 105
Виды контроля по русскому языку
Диктант Словарный диктант Контрольная работа Изложения Сочинения Развитие речи
2 2 2 2 3 11
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
Кол. часов № п/пНаименование раздела , тема урока Кол-во часов Дата Коррекция
Повторение 7 часов 1 Орфография. Гласные и согласные в корне слова. Написание устойчивых буквосочетаний 1 2 Написание слов с шипящим на конце Написание о, ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях разных частей речи 1 3 Написание и, ы после ц.
Написание не с разными частями речи 1 4 Одна и две буквы н в суффиксах различных частей речи 1 5 Правописание не и ни с отрицательными, неопределёнными местоимениями и наречиями 1 6 Правописание корней с чередованием 1 7 Правописание сложных слов 1 Введение 10 часов 8 Введение. Что такое культура речи. 1 9 Р/р 1 Обучение сочинению-рассуждению. 1 10 Текст и его структура. 1 11 Средства и способы связи предложений в тексте 1 12 Функциональные разновидности современного русского языка. 1 13 Публицистический стиль. 1 14 Р/р 2 Сочинение на публицистическую тему 1 15 Научный стиль. 1 16-17 Практикум по теме «Текст. Функциональные стили речи» 2 Синтаксис и пунктуация 7 часов 18 Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи. 1 19-20 Р/р 3 Подготовка к контрольному изложению
Контрольное изложение 2 21 Словосочетание, его структура и виды. 1 22 Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) 1 23 Синтаксический разбор словосочетаний. 1 24 Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием. 1 Двусоставные предложения 16 часов 25 Работа над ошибками.
Понятие о предложении. 1
26 Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения. 1 27 Р/р 4 Сочинение-рассуждение. 1 28-29 Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое. 2 30 Составное именное сказуемое. 1 31-32 Тире между подлежащим и сказуемым. 2 33-34 Второстепенные члены и их роль в предложении. 2 35 Определение и его виды.
1 36 Дополнение и его виды.
Обстоятельство и его виды. 1 37-38 Р/р 5 Подготовка к контрольному сочинению. Контрольное сочинение 2 39 Обобщение по теме «Двусоставное предложение» 1 40 Контрольная работа № 1 по теме «Двусоставные предложения». 1 Односоставные предложения 11 часов 41 Работа над ошибками Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. 1 42 Основные группы односоставных предложений и их особенности. 1 43-44 Определенно-личные предложения. 2 45-56 Неопределенно-личные предложения. 2 47-48 Обобщенно-личные предложения 2 49 Безличные предложения. 1 50 Назывные предложения. 1 51 Обобщение по теме «Односоставные предложения»
Словарный диктант 1 Простое осложненное предложение 35 часов 52 Понятие о простом осложненном предложении. 1 53 Понятие об однородных членах предложения. 1 54 Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними. 1 55-56 Р/р 6 - 7 Подготовка к сочинению рассуждению
Сочинение-рассуждение.
2 57 Однородные и неоднородные определения 1 58 Обобщающие слова при однородных членах предложения. 1 59 Синтаксический разбор предложения с однородными членами 1 60 Обобщение темы «Предложения с однородными членами» 1 61-62 Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2 Работа над ошибками. 2 63 Обособление определений. 1
1 64 Обособление приложений. 1 65 Обособление обстоятельств 1 66 Обособление дополнений. 1 67-68 Р/р 8-9
Сочинение-рассуждение 2 69 Обособление уточняющих членов предложения 1 70-71 Подготовка к контрольному сочинению.
Контрольное сочинение №2. 2 72-73 Работа над ошибками
Обобщение по теме «Предложения с обособленными членами» 2 74-75 Подготовка к контрольному изложению
Контрольное изложение №2. 2
76 Работа над ошибками .Словарный диктант. 1
77-78 Предложения с вводными конструкциями. 2 79-81 Предложения со вставными конструкциями. 2 82-83 Р/р 10-11
Сочинение-рассуждение. 2 84-85 Работа над ошибками Обобщение по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» 2 86 Обобщение по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» 1 Способы передачи чужой речи 15 часов 87 Прямая речь. 1 88 Знаки препинания при прямой речи. 1 89 Диалог 1 90 Косвенная речь 1 91 Цитаты. 1 92-93 Знаки препинания при цитировании 1 94-95 Подготовка к контрольному сочинению.
Контрольное сочинение 2 96 Работа над ошибками Обобщение изученного по теме «Способы передачи чужой речи» 1 97-98 Обобщение изученного по теме «Способы передачи чужой речи» 2
99 Подготовка к итоговой контрольной работе. 1 100-101 Итоговая контрольная работа № 2
Работа над ошибками 2 Резерв 4 часа 102-105 Игровые формы уроков 4