ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ













































Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Подготовка к ОГЭ» учителя истории Пичугиной Т.М. в 9 Г классе предназначена для подготовки обучающихся 9-х классов к ГИА в новой форме.
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа занятий состоит  из трех разделов:
Особенности ГИА по обществознанию.
Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.
Тестовый практикум.
Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:
работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.

Ожидаемый результат:
к окончанию года обучения обучающиеся должны:
знать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность;

Тематическое планирование



Тема
Количество часов



теория
практика
всего

1
Входной контроль
2
1
3

2
Раздел 1. Общество и человек
3
3
6

3
Раздел 2. Человек, личность
1
3
4

4
Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества
2
3
5

5
Раздел 4. Социальные отношения
2
3
5

6
Раздел 5. Политика
1
3
4

7
Раздел 6. Право
1
1
2

8
Раздел 7. Культура
1
3
4

9
Итоговое занятие
-
1
1


ИТОГО
13
21
34










Календарно-тематическое планирование элективного курса по обществознанию в 9 классе



урока

Тема
Количество часов
Планируемая дата
Скорректированная дата

1
Входной контроль
1
01.09-05.09


2
Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА
1
07.09-12.09



3
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию.
1
14.09-19.09


4
Основные подходы к выполнению заданий первой части, содержательная линия «Общество»
1
21.09-26.09


5
Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы,
1
28.09-03.10



6
Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)
1
05.10-10.10


7
Глобальные проблемы человечества
1
12.10-17.10


8
Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «А»
1
19.10-24.10


9
Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть «В»
1
26.10-30.10


10
Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «С»
1
09.11-14.11


11
Промежуточный контроль
1
16.11-21.11


12
Деятельность человека, ее основные виды
1
23.11-28.11


13
Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть «А», часть «В»
1
30.11-05.12


14
Решение заданий по теме «Человек» часть «С»
1
07.12-12.12


15
Тестирование по теме «Человек»
1
14.12-19.12


16
Экономика, ее роль в жизни общества
1
21.12-26.12


17
Рыночная экономика
1
11.01-16.01


18
Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В»
1
18.01-23.01


19
Решение заданий части «С» по теме «Экономика»
1
25.01-30.01


20
Тестирование по теме «Экономика»
1
01.02-06.02


21
Социальная структура. Социальные отношения
1
08.02-13.02


22
Семья Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака
1
15.02-20.02


23
Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть «А» , часть «В»
1
22.02-27.02


24
Решение заданий части «С» по теме «Социальная сфера»
1
29.02-05.03


25
Тестирование по теме «Социальная сфера»
1
07.03-12.03


26
Политика, ее роль в жизни общества. Государство, формы правления.
1
14.03-19.03


27
Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть «В»
1
21.03-26.03


28
Решение заданий части «С» по теме «Политика»
1
04.04-09.04


29
Тестирование по теме «Политика»
1
11.04-16.04


30
Понятие «право». Нормы права. Отрасли права
1
18.04-23.04


31
Тестирование по теме
1
25.04-30.04


32
Понятие «культура» Духовная жизнь общества .
1
03.05-07.05


33
Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «А», «В», «С»
1
10.05-14.05


34
Итоговый контроль.
1
16.05-21.05







































Учебно-методическое обеспечение курса

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005
2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005
3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 клссовМ., 2004г.
4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997 5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.
6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. М.: ЦГО,1997-2000
7. Интернет-ресурсы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001
2002
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки.Л., 2003
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004
Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., перераб. М., 2004
Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004
Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005
Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004
Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для
Список источников.
http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - полная электронная версия курса «Введение в обществознание» 8-9 кл

«СОГЛАСОВАНО»
на заседании ШМО
«____»_______2015г.
Протокол №1
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УМР
__________ Н.И. Ермолаева
«_____» _________ 2015г.








13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 3 Заголовок 415