Технологическая карта урока по математике на тему Дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (4 класс)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
4 класс МБОУ СОШ №34 пгт. Джубга учитель Гончарова Нинелия Николаевна
Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №34»
Предмет Математика
Тема урока Дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Цель: знакомство с правилом вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Задачи: формировать умение складывать, вычитать и сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, решать задачи с дробями, формировать личностные, коммуникативные, познавательные УУД при работе в группах, развитие речи, памяти, логического мышления и внимания учащихся.
Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент (2 мин) Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие Доброе утро, солнцу и птицам! Доброе утро, улыбчивым лицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым и доброе утро длится до вечера! Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра…улыбнитесь. Девиз нашего урока:
« С малой удачи начинается большой успех».
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Вы с ним согласны? Проверяется готовность к уроку.
Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог.
Хором дополняют реплику учителя.
Объясняют смысл высказывания.
Поддерживают диалог. Регулятивные: - нацелить на успешную деятельность.
Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания.
Коммуникативные: - формировать умение слушать и слышать.
2. Этап создания мотивации к ученой деятельности учащихся (4 мин)
3 Этап актуализации знаний. (7.мин) Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне
Создание условий для актуализации опорных знаний и изученных способов действий. Эту зиму с нетерпением ждали все люди нашей планеты. Ведь в это время должно было произойти грандиозное по своему масштабу событие. И оно произошло. А какое, вы узнаете, разгадав шифрограмму.
В таблице каждому числу соответствует буква.
68 5 84 37 59 27 55
О М И Д ПЛ А
100-32=68 О 47+37= 84 И
111:3=37 Д 75: 15=5 М
83-24=59 П 66 - 39=27 Л
23+22 =55 А

В году 365 дней. Зимняя олимпиада продолжалась с 7 по 23 февраля. Какую часть они составляют от года? Что показывает знаменатель дроби , числитель дроби? Математический диктант (решение устных задач)
Хоккейный период длится 20 минут. Сколько минут идёт весь матч, если в нем 3 периода? (60)
Сколько девушек участвуют в командной лыжной гонке, если всё расстояние 28км, и каждая пробегает по 7 км (4)
Скорость полета в слаломе - 140 км/ч, а скорость лыжника - 28 км/ч. На сколько одна скорость больше другой?(на 112 км/ч)
Конькобежец пробежал 100 метров за 5 секунд. Найди его скорость. (20 м/с)
Фигуристка, стоя на одной ноге, весит 40 кг. Сколько она будет весить, если присядет на одну ногу? (40кг) Над какой темой мы уже несколько уроков работаем? (Дроби) Схема.
– Рассмотрите “Домик”, который выстроился в процессе изучения темы. Что интересного вы замечаете?
– Изучая дроби, мы поднимались по этажам. Давайте вспомним, что мы умеем делать с дробями.
– На этом уроке мы продолжим работу над темой “Дроби”.
Блиц опрос
• Что обозначает натуральное число?
• Что обозначает дробное число?
• Что показывает знаменатель дроби ?• Что показывает числитель дроби?
• Как найти часть от целого?
• Как найти целое по части числа?
• Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями? • Как сравнить дроби с одинаковыми числителями, но разными знаменателям ? Слушают учителя.
Включаются в учебную деятельность.
Решают примеры и заполняют таблицу.
68 27 84 5 59 84 55 37 55
О Л И М ПИ А Д А

ОЛИМПИАДА
Доказывают правильность своего решения
17 дней, 17/365.
Знаменатель – на сколько равных частей разделили целое, числитель – сколько таких частей взяли.
Каждый может за версту видеть дробную черту, над чертой – числитель знайте, под чертою-знаменатель. Дробь такую непременно надо звать обыкновенной.
Выполняют действие умножения и доказывают свой выбор;
Выполняют действие деления и доказывают свой выбор;
Вспоминают формулу и находят скорость конькобежца.
Учащиеся сверяют ответы: 60, 4, 112 км/ч, 20 м/с, 40 кг.
Ребята получают значки с изображением олимпийских талисманов.
Дроби
- В нем все, что мы изучили в этой теме.
Изображать дроби на моделях, сравнивать их, решать задачи на нахождение части числа, выраженной дробью, числа по его части, выраженной дробью.
1/6 часа, 2/10 метра, 3/8 суток,
3/6 минуты, 1/10 кг, 1/7 недели
Учащиеся сравнивают дроби, делают вывод.

Рассуждение учащихся, их высказывания.
Ответы учащихся, их рассуждения, обобщения, выводы. Регулятивные: ставить и формировать учебную задачу на основе соотнесения того , что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.
Познавательные: - уметь ставить и решать проблемы.
Личностные: способствовать развитию познавательных интересов учебных мотивов.
Коммуникативные: уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Регулятивные: - определение промежуточных целей с учетом конечного результата;
- выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценка результатов работы;
- саморегуляция к волевому усилию и преодолению трудностей.
Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
Личностные: формировать адекватную, позитивную, осознанную самооценку.
Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4. Этап «открытия» новых знаний. (8 мин) Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Прочитайте математические записи.
73 + 25
43км +3 2км
3/7 + 2/7
- Чем похожи данные записи?
- Чем данные суммы отличаются?
- Найдите значения сумм. Всё ли вам удалось? Какие трудности у вас возникли?
А хотите научиться?
-Как вы думаете, какая тема урока? Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
Алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями
• Прочитай дробь
• Проверь, одинаковый ли знаменатель
• Найди сумму числителей
• Знаменатель напиши тот же
- Давайте поддержим нашу сборную на соревнованиях.
*За первые пятнадцать минут лыжник прошёл 3/8 всего пути, за последующие пятнадцать минут – 2/8 всего пути. Какую часть пути прошел лыжник за пол часа тренировки?
– Условие задачи проиллюстрируем с помощью схемы:
– С помощью какого действия мы можем объединить части?
- Как вы нашли результат? - Кто попробует вывести формулу, если количество равных частей - b, количество частей a и c.
Почему возникло затруднение?
- Поставьте перед собой цель: - Научиться складывать дроби с одинаковыми знаменателями.
Давайте уточним тему урока.
Составьте задачу по рисунку.
- Что общего в решении?
- Сделайте вывод, ребята! Это суммы.
- Они записаны разными числами, натуральными, именованными, дробными.
- Не умеем складывать дробные числа.
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

Учащиеся зарисовывают схему задачи. Высказывают свои рассуждения.
Учащиеся выбирают арифметическое действие, доказывают свой выбор.
Иллюстрируют условие задачи с помощью схемы.
ab+cb=a+cbНет образца, не встречались с такими заданиями.
- Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
- Складывали дроби с одинаковыми знаменателями.
- При сложении дробей с одинаковыми знаменателями достаточно сложить только числители. Коммуникативные: - формировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, формирование проблемы, решение проблемы, доказательство.
Физ.минутка. (2мин) Реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения.
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем. Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться Коммуникативные: - уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде.
5 Этап первичного закрепления (7мин) Выявление качества и уровня усвоения новых знаний и способов действий. Установление причин недостатков в знаниях и способов их устранения. Развитие логического мышления, математической речи, умения анализировать и делать выводы.
2. Работа в группах. Исследования.
-В каждой группе будет свое задание. Выполнив эти задания вы сможете назвать тему нашего урока математики.
1.Вы угостили друга шоколадкой и дали ему 1/3 ч, то какая часть шоколадки осталась у вас?
2.С друзьями вы пили чай со сладким пирогом, 4/6 ч пирога съели, то какая часть пирога осталась у вас?
3. За полдником сестренка съела 2/7 плодов мандаринки, братишка – 3/7, сколько плодов мандарин съели?
4. Для приготовления компота мама использовала 2/8ч зеленых яблок и 3/8ч розовых яблок…поставьте вопрос и решите задачу.
Ученики работают в парах, совещаются, помогают друг другу.
Выполняют и записывают решение. Делают рисунки.
Делают рисунок. Записывают решение.
Делают рисунок. Записывают решение.
Ставят вопросы, записывают решение. Делают рисунок.
Ученики работают в группах, делают рисунки, записывают решение. Каждая группа презентует итог работы. На доске появляются записи и рисунки учащихся. Личностные: - формировать интерес к способу решения и общему способу действия.
Познавательные: находят сумму ( действия сложения) как объединение совокупностей предметов в одно целое.
Коммуникативные: управление поведением, контроль, оценка действий товарища.
6. Организация первичного контроля.(7 мин) Развитие логического мышления, математической речи, умения анализировать и делать выводы. Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, установление недостатков и пути их устранения.
Самостоятельная работа
1 2/7+4/7= 1 11/15-6/15=
2 6/9-3/9= 2 3/12+ 7/12=
3 5/8+2/8= 3 4/10-3/10=
4 4/6-3/6= 4 4/11+5/11=
5 8/9-5/9= 5 12/25-9/25=
6 3/8+3/8= 6 8/20+9/20=
7 1/7+4/7= 7 7/17- 2/17=
8 5/6-2/6= 8 5/13+6/13
9 7/9-5/9= 9 9/18+3/18=
Сложение по числовому лучу можно выполнять по тому же правилу, что и сложение натуральных чисел: отметить первое слагаемое на числовом луче и переместить вправо столько долей, сколько показывает второе слагаемое Самостоятельно находят сумму (разность), объясняют смысл действия сложения как объединения совокупностей предметов в одно целое.
Выполняют сложение (вычитание) по числовому лучу.
Во время выполнения самостоятельной работы можно вызвать к доске слабоуспевающего ученика и вместе с ним решать примеры с объяснениями, проговаривая правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями. Регулятивные: -уметь планировать свои действия в соответствие с поставленной задачей, осознание того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению.
Личностные: самоопределение, формировать интерес к способу решения.
Познавательные: - осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы.
7.Подведение итогов урока(3мин) Проверка сформированности способности складывать дроби с одинаковыми знаменателями. Дать оценку работы класса и отдельных обучаемых. – Назовите тему урока. ().– Назовите правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями ( )– У кого в самостоятельной работе не было ошибок, кто работал на уроке с желанием.
прикрепите смайлики.

Я очень Мне надо У меня доволен разобраться ошибок.
Своей в некоторых много работой. вопросах.
Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить их числители, а знаменатель оставить тот же. Регулятивные: оценка – осознание уровня и качества усвоения материала.
8. Рефлексия. (3 мин) Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности, мотивация деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.