Опорная схема урока по биологии на тему: Изолирующие механизмы ( 11 класс)

Опорная схема урока по биологии(11 класс)

по теме: « Изолирующие механизмы».

Вопрос урока: Каково значение изоляции в эволюции?
Ход урока:
Организационный момент.
Опрос домашнего задания.
Что мы изучали на прошлом уроке?
Перед вами лежат рабочие карты, где есть задание № 1. На листочках в строчку, выполните диктант(+ или -) . Задание на 2 варианта.
(Эту работу дети выполняют по рабочей карте – задание № 1) – см. рабочую карту.
Актуализация знаний.
Проводится фронтальный опрос:
А) Что является результатом естественного отбора?
Б) А Ч.Дарвин встречался с многообразием видов?
В) Где, конкретно он встречался многообразием видов?
Г) На примере, каких птиц?
- У вас на столах имеются карты путешествия корабля (сканированные листы), а на доске наглядный материал ( плакат разных видов вьюрков). Все они произошли от одного предка, который обитал на материке.
Д) В чём отличия этих птиц?
Е) В чём причина отличия организмов, обнаруженных Ч.Дарвином на Галапогосских островах, от близкородственных форм на материке?

Всеми своими вопросами я стремлюсь подвести детей к новой теме сегодняшнего урока.
- Изоляция.
IV. Изучение нового материала.

Эпиграф урока: Изоляция? Изоляция!
Это Вам не просто информация.
На многих примерах мы в том убедимся,
в поток информации все погрузимся.
Узнаем, что есть механизмы в преградах
Для эволюции - это всё надо.
-Что бы вы хотели узнать об изоляции?
Дети сами называют, я просто записываю на доске. Например:
- определение
- классификация
- механизмы
- результат
Это и будут цели нашего урока.
-Итак, в тетрадях записываем число, тему урока.
ТЕМА: ИЗОЛЯЦИЯ. ИЗОЛИРУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ.
- Обратите внимание на вопрос урока в ваших карточках. В конце урока мы с вами должны будем на него ответить: « Каково значение изоляции в эволюции?»
- А начнём, с определения. Запишем, изоляция- это разобщение, ограничение или нарушение свободного скрещивания организмов.
- А какая классификация? Посмотрите на доску, там схема.
ИЗОЛЯЦИЯ

биологическая
пространственная |
|

географическая репродуктивная

- Примером пространственной изоляции может служить ареал распространения соболя ( на доске карта ареала соболя-плакат).
Географическая изоляция может возникнуть в результате не только географических барьеров, но и в силу большого расстояния между популяциями одного вида. Часто причиной такой изоляции является деятельность человека. В начале нашего века, ареал соболя был сплошным и занимал значительную часть Евразии, но уже в 20-30-х годах в связи с интенсивным перепромыслом этого зверька его ареал приобрёл мозаичную структуру: распался на отдельные участки, разделённые значительным расстоянием, препятствующим свободному скрещиванию удалённых друг от друга популяций. В 40-50 –е годы благодаря большой работе охотоведов по восстановлению численности соболя и расселению зверьков в местах их былого обитания ареал соболя был восс тановлен.
- По второму виду изоляции предлагается поработать с учебником стр.214 параграфа 59 учебника В.В.ПАСЕЧНИ КА. ( на это задание у вас 1,5 минуты).
- Вопросы по прочитанному материалу:
А)Что такое репродуктивная изоляция?( запишите в тетрадь).
Б) Что лежит в основе любой изоляции?
- А сейчас, подробнее мы познакомимся с механизмами изоляции ( более подробнее на примере биологической изоляции). Для этого: выполняем задание № 2 в рабочей карточке- составление схемы изолирующих механизмов. См. рабочую карту. Здесь идёт работа в группах на 4 минуты по тексту учебника стр. 215 параграфа 59. После работы по желанию учащиеся выходят к доске и заполняют схему по заданию №2.




ИЗОЛИРУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ

предзиготические

постзиготические






Дети у доски заполняют схему, объясняя все определения, понятия и термины.
- Более подробно остановимся на предзиготичесих механизмах. Для этого, выполним задание № 3( в рабочих карточках). Я объясняю как делать таблицу. Дети делают самостоятельно таблицу( 6 минут) , затем проверяем её- ответы с места.
Вид изоляции
Сущность
Примеры

Экологическая
Разные места обитания
Фруктовые мушки на Гавайских островах

Временная
Разное время размножения, сроки размножения в разное время года и суток.
Раз
·°ные виды амфибий(несовпадениесроков размножения). Цветение у растений.

Поведенческая
Разное поведение в период размножения
Светлячки со своей траекторией световых сигналов.

Механическая
Различие в размерах и форме половых оргаов или в строении цветка.

Морская звезда и некоторые виды моллюсков.

V . Закрепление изученного материала.
- Выполните задание № 4 в рабочей карточке. Сдавать по желанию, ставлю только хорошие оценки.( М,Э,П,П,В,Э,Э).
- После того как сдали по желанию некоторые ученик работу, проверяем это задание и отвечаем на вопрос: « Почему выбрали именно эту букву?»
- Далее проводится блиц- опрос:
А) Что такое изоляция?
Б) Какие бывают виды изоляции?
В) Что лежит в основе географической изоляции?
Г) Что такое репродуктивная мзоляция?
Д) Какие 2 механизма выделяют у рпродуктивной изоляии?
Е) Дайте им определения.
Ж) Какие виды изоляции есть у предзиготического механизма?
З) Перечислите их, дайте определения каждому.
И) Какие виды изоляции есть у постзиготического механизма?

Итак, мы сегодня познакомились и это прописано на доске, с определением, классификацией, механизмами изоляции.
- А каков же результат изоляции? Давайте вернёмся к вопросу урока, и ответим на него. К чему может привести изоляция? Каково значение изоляции в эволюции?
Возможно, дети дают правильный ответ, что изоляция ведёт к образованию новых видов.
-Делаем вывод:
В основе изоляции лежат изолирующие механизмы. Они происходят в результате репродуктивной или географической изоляций. Они ведут к образованию новых видов.
- Оценки за урок:
А) все получат оценки за диктант;
Б) оценки по желанию за биологический диктант ( кто сдал работу);
В) за работу на уроке получат наиболее активно работающие дети оценку.
- Домашнее задание:
параграф № 59 , подобрать по 5 примеров о видах изоляции.




























ИЗОЛЯЦИЯ. ИЗОЛИРУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ.

Рабочая карта № 1.

Задание 1. Выберите правильный ответ ( 1 вариант- стабилизирующий отбор
2 вариант- движущий)
-- Сюда относится явление полиморфизма
-- Действует в постоянных условиях среды
-- Классический пример- бабочки пяденицы
-- Результат- выживание наиболее приспособленных
-- Во время шторма погибли воробьи с очень длинными или короткими крыльями
-- Обеспечивает фенотипическую неизменность видов
-- Выработка у насекомых устойчивости к ядохимикатам
-- Схема отбора










Изменчивость признака
Задание 2.
Составьте схему изолирующих механизмов, используя учебник стр.215, 216( работа в группах).
Работа в группах проводится по три человека
1 вариант- 1 группа,
2 вариант- 2 группа.
Пользуйтесь учебником, все страницы необходимые вам указаны.
После выполнения данного задания, будем его проверять.



ИЗОЛИРУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ

предзиготические

постзиготические








Задание № 3.
Составьте таблицу по видам изоляций( работа в группах , стр.215-216).
Вид изоляции
Сущность
Примеры


















Задание № 4.
Биологический диктант ( закрепление) : П-поведенческая изоляция, В- временная, Э- экологическая, М- механическая.
-- У лёгочных моллюсков различные половые органы
--По месту обитания выделяют три вида зябликов ( тайга, перелески, парки)
-- Светлячки различаются по световым сигналам
--Ритуал опознания брачного партнёра у крабов
-- Различные сроки цветения у популяций погремка лугового
-- Форели в озере Севан имеют разные места нереста, сроки и глубину нерестилищ
-- В Техасе разные виды дубов растут на разных почвах ( известковые, песчаные, магматические).


































15