Рабочая программа по мини-футболу для группы НП-1



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по мини-футболу для группы НП-1 составлена на основе примерной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Мини-футбол (Футзал). Коллектив авторов-составителей: Андреев С.Н., Алиев Э.Г., Левин В.С., Еременко К.В. 2012 год. Рабочая программа рассчитана на 216 часов, построена с учетом возрастных особенностей воспитанниц, занимающихся в группе. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования учебной группы по футболу и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
Цель: укрепление здоровья воспитанниц, закаливание, гармоническое физическое развитие, достижение и поддерживание высокой работоспособности.
Задачи:
1.Образовательная: овладение техникой и тактикой игры в футбол; 2.Развивающая: развитие у учащихся основных двигательных качеств, способности к оценке силовых, пространственных и временных параметров движений, формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
3. Воспитательная: воспитание у школьников нравственных и волевых качеств, потребности в личном физическом совершенствовании.
Изучение теоретического материала осуществляется в форме 15 – 20-минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий как часть комплексного занятия
Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике.
Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная– развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболистов.
В группах начальной подготовки юные футболисты изучают основы техники футбола, индивидуальную и элементарную групповую тактику игры, осваивают процесс игры, получают теоретические сведения о строении организма, гигиеническом обеспечении тренировочного процесса, изучают тактическую подготовку с преимущественным развитием быстроты, гибкости и координации движения; сдают соответствующие нормативы. Стремятся к овладению техническими приемами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре. Обучаются основам индивидуальной, групповой и командной тактике игры в мини-футбол. Осваивают процесс игры в соответствии с правилами мини-футбола.
Перевод обучающихся на следующий год обучения в группах
начальной подготовки осуществляется по итогам результатов сдачи
контрольно-переводных нормативов.

Ожидаемые результаты
и способы определения их результативности
Результатом учебно-тренировочной работы учащихся в спортивной секции по мини- футболу являются результаты выступлений на соревнованиях, положительная динамика состояния здоровья занимающихся.
Воспитанник будет:
Знать: основы истории развития физической культуры в России; особенности развития избранного вида спорта, педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью; возрастные особенности развития основных психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой; психофункциональные особенности собственного организма; индивидуальные способы контроля за развитием его адаптивных свойств, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности; I способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью,
Уметь: технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга; проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения; разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности; контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций; управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения.
Использовать: Приобретенные знания и умения в практической и игровой деятельности, в повседневной жизни для включения занятий спортом в активный отдых и досуг









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела, темы
Наименование разделов и тем
Всего часов





1
Техническая подготовка
36


Различные способы перемещения
4


Удары по мячу ногой
5


стойка вратаря, ловля и передача мяча

4


Прием (остановка) мячей
5


Ведение мяча
6


Обманные движения (финты)
4


Отбор мяча.

4


Комплексное выполнение (сочетание) изученных технических приемов с мячом
4

2.
Тактическая подготовка
36


Понятие о тактической системе и стиле игры
4


Тактика игры в атаке
12


Тактика игры в обороне
12


Тактика игры вратаря
8

3.
Общая физическая подготовка
52


Сила
11


Быстрота
12


Гибкость
11


Ловкость
11


Выносливость
9

4.
Специальная физическая подготовка
50


Прыгучесть
13


Быстрота движений
14


Игровая ловкость
13


Специальная выносливость
10

5.
Игровая подготовка
18


Подвижные игры с элементами мини-футбола

4


Игра мини-футбол
14

6.
Контрольные игры и соревнования
10

7.
Сдача контрольных и
контрольно-переводных
нормативов

4

8.
Теоретическая подготовка
2


Основные правила игры в мини-футбол



Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль



Влияние физических упражнений на организм



История возникновения и развития физической культуры.



Развитие отечественного футбола



















Итого:
216







Содержание программного материала.
Теоретическая подготовка- 2 часа
Данный раздел дается весь период учебного года и во всех частях тренировки (подготовительная, основная, заключительная). Теоретический материал дается в течении 5-10 минут.
Темы занятий
1. История возникновения и развития физической культуры
Понятие «физическая культура». Значение физической культуры для подготовки граждан России к трудовой деятельности и защите Родины. Формы занятий физическими упражнениями детей школьного возраста. Единая всероссийская спортивная классификация для развития спорта в России. Важнейшие решения Правительства РФ по вопросам развития физической культуры и спорта.
2.Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
Понятие о гигиене и санитарии. Общие представление об основных системах энергообеспечения человека. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Понятие о тренировке и «спортивная форма». Массаж и самомассаж. Баня. Режим дня юного спортсмена. Закаливание. Дневник. Особенности травматизма в мини-футболе. Оказание первой помощи при несчастных случаях.
3. Основные правила игры . Правила игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды. Его права и обязанности. Планирование, организация и проведение соревнований по мини-футболу. Виды соревнований. Система проведения соревнований. Судейство соревнований по мини-футболу. Судейская бригада: главный судья, 1-й судья,2-й судья, 3-й судья, хронометрист, судья-информатор. Их роль в организации и проведении соревнований.
4. Развитие отечественного футбола. Федерация футбола России. Обзор соревнований по футболу: первенство и кубок России среди команд мастеров. Международные соревнования с участием Российских команд. Лучшие Российские команды, тренеры, и футболисты.
Общефизическая подготовка- 56 часов
1. Сила. Упражнения с преодолением собственного веса, подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Упражнения с отягощениями для рук и для ног. Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
2. Быстрота. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта, с ходу, с максимальной скоростью. Бег за лидером, бег под уклон.
3. Гибкость. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведение ног, рук до предела, мост, шпагат). Общеразвивающие упражнения с предметами в парах, кругах, шеренгах.
4. Ловкость. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны, с места, с разбега и с прыжка. Стойки на голове, руках и лопатках. Элементы борьбы, подвижные и спортивные игры, эстафеты.
5. Выносливость. Бег равномерный и переменный на 500, 800,1000 м. Кроссы. Дозированный бег по пересеченной местности. Плавание.
Специальная физическая подготовка- 50 часов
Дается как в основной так и в заключительной части занятия.
.
1. Прыгучесть. Прыжки на одной и двух ногах, через линию, скамейку, партнера, предметы, а также по кругу, зигзагом, по прямой, на скорости, на дальность, в высоту. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м. Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями.
2. Быстрота движений. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительным воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партером за владение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции.
3. Игровая ловкость. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота. Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Подвижные игры с элементами ловкости («вышибалы», «снайпер», «пятнашки»).
4. Специальная выносливость. Многократное повторение упражнений в беге, в прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем с заданным темпом перехода от атаки к обороне и обратно. Круговая тренировка (скоростно- силовая, специальная).
Техническая подготовка- 36 часов
1. Перемещение, стойка игрока, повороты.
Перемещение приставными шагами, боком, лицом и спиной вперед, скрестным шагом, лицом и спиной вперед. Повороты лицом и спиной вперед. Защитная стойка. Стойка вратаря и перемещения.
2. Прием мяча. Прием внутренней стороной стопы катящихся и опускающихся мячей. Прием подошвой мячей, внешней стороной стопы. Прием летящих мячей грудью, головой. Прием опускающегося мяча бедром. Ловля мячей вратарем (катящихся, низколетящих, полувысоких, высоколетящих). Ловля, стоя, в падении, в прыжке. Отбивание мяча ногами, ладонями, кулаками, головой.
3. Ведение мяча и финты. Ведение мяча внешней частью подъема, внутренней частью подъема, внутренней стороной стопы, серединой подъема, носком и подошвой. Выполнение финтов: «уходом», «уходом с ложным замахом на удар», «уходом с переступанием через мяч». Вбрасывание мяча из-за плеча вратарем с места, в движении со скрестными шагами, без скрестных шагов, в прыжке после приземления.
4. Удары по мячу ногами и головой. Удары по неподвижному и летящему мячу. Удары серединой, внутренней и внешней частью подъема, пяткой, подошвой. Удары по мячу головой серединой лба, боковой и затылочной частью как в опорном положении, так и в прыжке или в броске.
5. Отбор мяча. Отбор мяча накладываем стопы, выбиванием и перехватом.
Тактическая подготовка- 36 часов
1.Понятие о тактической системе и стиле игры. Характеристика игровых действий футболистов команды при расстановке по схеме 1 +3, 1+2+2, 3+1. Разбор проведённых учебных и календарных игр: положительные моменты в ходе игры, ошибки, оценка игры каждого футболиста и команды в целом.
2.Упражнения для развития умения «видеть поле». Игра в «пятнашки» в парах на ограниченной площади (играют 3 – 4 пары, постоянно наблюдают за движением других пар, чтобы не столкнуться), 8 – 6 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за двумя мячами, чтобы не передать их одному партнёру).
3. Тактика нападения.
Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнёрами при равном соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание». Комбинация «Двойная стенка». Комбинация «Игра в одно-два касания» между тремя партнерами. Комбинация «Смена мест». Комбинация «Пропускание мяча» .
Командные действия. Уметь выполнять обязанности в атаке на своём игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Отвлечение соперников Создание численного преимущества в отдельных зонах игрового поля
4. Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т. е. осуществлять «закрывание» и препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам. Маневрирование Передачи Ведение и обводка.
Групповые действия. Уметь взаимодействовать в обороне при равном соотношении сил и при численном преимуществе соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнёров. Организация противодействия «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Уметь взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и построение «стенки». Комбинация с участием вратаря.
5. Тактика вратаря. Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; играть на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной высоте мячей; подсказывать партнёрам по обороне, как занять правильную позицию; выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот; введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнёру.
Игровая подготовка-18 часов
Подвижные игры с элементами футбола. Эстафеты с ведениями, передачами мяча. Игры («салки», «бег кенгуру», «коршун и наседка», «защита крепости», «бег в квадрате», «салки вокруг стойки», «вызов номеров», «пятнашки».)
Соревнования школьные и районные. Участие в соревнованиях.

Контрольные испытания.
ОФП
1.Бег - 30м
2.Подтягивание на перекладине из положения лёжа
3.Прыжок в длину с места
4.Прыжок по Абалакову вверх толчком двух ног
5.Бег 1000 м
СФП
Тройной прыжок с места
Пятикратный прыжок с места
Бег 30 м с обводкой мяча
Обводка 4 стоек удар по воротам
Броски мяча из за головы


Материально-техническое обеспечение.

1. Ворота д/мини-футбола – 2 шт.
2. Заградительные занавеси – 2 шт.
3. Скамейки гимнастические – 4 шт.
4. Шведская стенка – 1
5. Мячи футбольные – 7 шт.
6. Компрессор для накачки мячей – 1 шт
7. Сетка для мячей –1 шт.
8. Конусы-метки – 10шт.
9. Обручи гимнастические – 8 шт.
10. Манишки различительные – 15 шт.
11. Игровая форма – 10 комплектов (футболка+трусы)
12. Сумка для переноски мячей- 1 шт.


ЛИТЕРАТУРА
Мини-фубол (футзал) : Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва С.Н. Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В. Еременко. - М.: Советский спорт, 2010. - 96с.
Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва/ Российский футбольный союз.- М: Советский спорт, 2011
Андреев СЛ. Мини-футбол. - М.: ФиС, 1978. - 111 с.
Андреев СЛ. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
Максимеико И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. - Луганск: Знание, 2000. - 276 с.
Филин В.П., Фомин И.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1980.-255 с.
Юный футболист: Учеб. пособие для тренеров / Под общей ред. А.П. Лаптева и А.А. Сучилина. - М.: ФиС, 1983. - 254 с.
Богин М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
Мутко В.Л., Андреев С.Н. , Алиев Э.Г. Мини-футбол–игра для всех – М. Советский спорт, 2008.- 264 стр
Тюленьков С.Ю. , Федоров А.А. Футбол в зале: система подготовки.- М.: Терра-Спорт,2000.-86 стр.(Библиотечка тренера)
Чанади А. Футбол. Техника. М., 1978.
Чанади А. Футбол. Стратегия. М., 1981.
Цирин Б. Я., Лукашин Ю. С. Футбол. М., 1982.







Муниципальное бюджетное образовательного учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа"
Белоярский городской округ



«Согласовано »

Заместитель директора по УВЧ
____________ С.Г. Орлов

«___» ___________2016 г.

«Утверждено»
Директор
МБОУ ДО ДЮСШ
____________ С.Л. Кузьмин

«___» ___________2016 г.






Рабочая программа на 2016 -2017 учебный год



Тренер преподаватель: Солдатова Елена Борисовна

Вид спорта: мини-футбол

Группа: НП-1








2016 год
15