Формирование функциональной грамотности чтения на уроках английского языка


Современный период развития Казахстана четко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. В Послании Президента РК народу Казахстана указывается, что развивающемуся казахстанскому обществу нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.  Грамотность - это с традиционной точки зрения определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения - один из базовых показателей его социально- культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида - от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.  Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.  Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др. Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»? Чтение - это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский).  Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц). Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может « свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.» (А.А. Леонтьев). 
В своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными  проблемами и затруднениями обучающихся при работе с текстом, а именно: учащиеся не знают значений многих слов; не умеют читать диаграммы; не умеют озаглавить текст; не понимают смысла написанного; не могут выделить ключевые слова; не в состоянии сформулировать вопрос; не могут выбрать способ решения задачи; не умеют актуализировать наличные умения; не могут перенести знания и умения из одной области на другую; часто подменяют задание на более привычное, знакомое.
Основные направления (линии) развития учащихся в рамках изучения предмета «Английский язык»: 1. Овладение функциональной грамотностью в области чтения. 2. Обучение полноценной и правильной читательской деятельности через - расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем языка; - овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; - овладение орфографией и пунктуацией; 
- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов; - приобретение и систематизацию знаний о языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых навыков и умений. 
Английский язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к иностранному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин. Гуманность общества, выражаемая через обучение языку, состоит в стремлении расширить рамки познания, поднять планку интеллектуального развития ученика.  Учитель английского языка создает на уроках благоприятную среду для формирования функциональной грамотности учеников. Умениями современного школьника являются в числе других умение создавать письменные работы разного вида и стиля, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, оформлять разнообразные деловые бумаги. Не менее важно умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов, а также Интернет-ресурсов; умение составлять и читать схемы, использовать информацию СМИ и других источников. В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. Требование к тексту 1 Текст должен быть ученику интересен. 2 Текст должен содержать неизвестную ученику информацию. Но, при этом, актуальную для ученика. 3 Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика. 4 Незнакомые слова должны "вычитываться" из текста "вычитываться" - что означает? или быть представлены в сносках. 5 Объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся). 6 Шрифт должен помогать ученику легко читать текст. Цветной шрифт, подчёркивания, разный размер при важности части текста. 7 Текст должен развивать кругозор. 8 Текст может быть взят из "реальной жизни" 9 Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами. 10 Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста. 11 Текст должен быть структурирован. Заголовок, абзацы, прямая речь и т.д. 12 При необходимости нужно адаптировать текст. 13 В тексте иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.14 В тексте не должно быть ошибок. 15 Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат детей: удивляться, решать задачу эмоционального развития 16 Содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка. Ребенок должен открыть личный смысл в читаемом. Опора на личный опыт ребёнка не обязательна. Каноны и табу при составлений заданий на функциональную грамотность чтения: -Каноны/что можно и нужно учитывать? -Табу/чего нельзя делать?  Вопросы, предполагающие ( нижние уровни пирамиды Блума), строятся на основе текста. Вопросы более высоких уровней могут основываться и на фоновых знаниях. При составлении заданий (нижние уровни пирамиды Блума) опасен выход за фактический материал текста. Формулировки заданий, предполагающие такой выход, должны быть тщательно выверены. Задания должны быть пронумерованы. Неточная формулировка задания. Чёткая, пошаговая инструкция. Запутанная инструкция. Четкое указание на форму ответа или рекомендации по возможной форме Отсутствие места и формы для ответа Оформление текста должно быть привлекательным, но не отвлекающим внимание от текста. В одном задании не должно быть более одного вопроса (где / как). Шрифт должен быть легко читаемым Нельзя допускать орфографические, пунктуационные и речевые ошибки Иллюстрации не отвлекают. Количество слов в тексте не должно превышать допустимые нормы. Задания к тексту должны быть оформлены корректно: предполагаются места для ответов Должно быть достаточно места для ответов. Вопросы, у которых могут быть несколько ответов. Задания должны быть разнообразны и по виду деятельности (ответь.., заполни.., соотнеси.., предложи) Однообразные задания одного типа Задания должны соответствовать цели Не давать заданий ради самих заданий, без четкого понимания, каков должен/может быть результат Задания должны быть разного уровня сложности: от простых вопросов по содержанию.
При работе с текстом особое внимание уделяется сквозным темам. Сквозные темы - это один из методов интеграции учебных предметов. Без этого невозможно решить проблемы современных учащихся, так как зачастую они просто не понимают, что на разных предметах изучают одно и то же. Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. Учителю в эпоху развития информационных технологий необходимо проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте повседневной жизни ученика и решения жизненно важных проблем 
Материал для составлений заданий по проверке функциональной грамотности можно брат из жизненно важных проблем: - Поиск информации о работе в государственных учреждениях, молодежных центрах, центрах занятости и т.д. («Непрерывное обучение и планирование карьеры»). - Заполнение электронных анкет, опросов, анкет регистрации (понятие о защите личных данных) («Непрерывное обучение и планирование карьеры», «Здоровье и безопасность»). - Поиск билетов на все виды транспорта. Расписание движения транспорта («Окружающая среда и устойчивое развитие»). - Работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений («Культурная самобытность и идентитет»). - Использование сайтов со сводками погоды («Окружающая среда и устойчивое развитие»). - Использование кулинарных рецептов. - Поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д. (« Культурная самобытность идентитет» «Ценности и мораль»). - Выбор товаров в Интернете («Окружающая среда и устойчивое развитие», «Технологии и инновации»): поход в магазин, рекламные буклеты, сайты магазинов, расчет стоимости блюда ценники продуктов технология приготовления блюд; экология одежды: кулинарные рецепты; этикетки, чтение условных инструкции к товарам, реклама, обозначений на товарах этикетки, карта города, бытовой химии; - Экскурсия: сайты туристических фирм, видео, статья в газете, телерепортаж , реклама турагентства и описание планирования путешествия: маршрута, статья в путеводителе, посещение турагентства, карта города, материалы сайтов, Общее понимание текста • определение темы и основной мысли текста; • различение основной и второстепенной информации; • нахождение различий в двух или более текстах/сравнение содержания текстов Поиск и извлечение информации • нахождение буквального соответствия терминов при наличии отвлекающей информации; • нахождение информации, явно выраженной в несплошном описательном тексте; • нахождение информации, неявно выраженной в несплошном тексте смешанного формата Обобщение и интерпретация • найти в тексте данные, подтверждающие определённый вывод; • найти скрытую связь между двумя частями описательного текста; • использовать информацию, содержащуюся в тексте, для подтверждения точки зрения; • определить связь между двумя текстами, обобщив информацию; • соотнести отдельную деталь в тексте с моралью/ общей идеей; • сделать вывод на основе анализа текста; • определить мотивы поведения героев.4-5. Рефлексия и оценка (оценка содержания и формы текста) • соотнести информацию в тексте с собственным опытом; • оценить поступки персонажа в коротком рассказе; • обосновать мнение, сочетая ранее полученные знания и информацию из текста; • определить назначение иллюстрации в несплошном описательном тексте; • предположить, каково будет поведение персонажа за пределами сюжета, исходя из описанных в рассказе событий; • оценка утверждений, содержащихся в тексте, на основе собственных знаний и системы ценностей. Рефлексия и оценка: размышление и оценка содержания текста. • обоснование мнения по вопросу, затронутому в тексте; • мотивация ответа на основе информации, полученной из описательного текста смешанного формата; • аргументация выбора, сделанного в результате сравнения и оценки информации; • предположить, какие собственные действия возможны в ответ на информацию, содержащуюся в тексте; • сравнение мнений героев с личным опытом и знаниями. 
Постановили:
Новая государственная программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. При обучении иностранному языку делается акцент на текстоведение, актуализируется коммуникативный подход и учитываются особенности мультикультурной среды.
Развивать  способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.
     Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.
    Осуществляет: поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации.
      Организация деятельности - целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество.
Работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств,  общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие.
Поэтому  система, стимулирующая учебно-познавательную деятельность, развивающая гибкость и нестандартность мышления, должна отвечать следующим требованиям: возбуждать интерес к деятельности по их решению; опираться на знания и опыт учащихся; способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения);   строиться на междисциплинарной (интегрированной) основе; быть направлена на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности; учитывать уровни развития творчества.

Школа-гимназия № 1 имени А.С.Пушкина
Выступление на тему:
«Формирование функциональной грамотности
чтения на уроках английского языка »
Подготовила:
учитель английского языка
Муратова Е.Г.
г. Шымкент 2015