Статья Организация развивающей образовательной среды для формирования функционально грамотной личности


Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» https://sites.google.com/site/klybnaykaОрганизация развивающей образовательной среды для формирования функционально грамотной личности
Секция «Новые подходы, принципы, направления, формы и методы в педагогической практике на современном этапе»
Гадлевская Вера Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Падунская сош», п.ст.Падунская
Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями, которые в дальнейшем пригодятся школьникам как на уроках и во внеурочной деятельности, так и в любых жизненных ситуациях.
Педагогическим коллективом было принято решение осуществлять образовательный процесс по образовательной системе «Школа 2100». Педагогов во многом привлекла определяющая цель которой звучит следующим образом: выращивание функционально-грамотной личности, развитие личности через культуру в деятельности).
Для выращивания функционально-грамотной личности необходимо создание развивающей образовательной среды, так как именно она является основой нового образовательного результата.
Среди условий построения развивающей образовательной среды школы называют:
1. Создание коллектива единомышленников
2. Изменение процессуальной стороны ВОП (от оракула к помощнику)
3. Изменение позиции взрослых в оценке успешности ребенка
4. Обогащение Внеклассной жизни школы
Развитие личности обеспечивается группой умений по использованию предметных знаний, овладев которыми, человек приобретает качества, дающие возможность решать определенные проблемы, т.е жизненно-практические задачи. Таким образом, и идет развитие человека как функционально грамотной личности. Чтобы стать такой личностью, необходимо освоить:
1. Предметные результаты: знания , умения, опыт творческой деятельности и др.
2. Метапредметные результаты способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
3. Личностные результаты: система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерантность.
Самое главное, что остается после школы - это общеучебные умения:
- организационные - умения организовывать свою деятельность;
- интеллектуальные - умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире;
- оценочные - умения самостоятельно делать выбор в мире ценностей и поступков и отвечать за этот выбор;
- коммуникативные - умения общаться, взаимодействовать с людьми.
Другими словами мы называем их УУД (универсальные учебные действия или умения). А главным средством развития умений являются продуктивные задания. Продуктивные задания (творческие, исследовательские) – это ещё один наиважнейший момент в развитии функционально грамотной личности.
В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс строится таким образом, что продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования его познавательных способностей.
Для того, чтобы ответить на продуктивный вопрос, школьникам необходимо освоить алгоритм ответа. Данному алгоритму учитель обучает детей на уроках.
Как же строить полный ответ на продуктивный вопрос?
Осмыслить задание (что надо сделать?)
Найти нужную информацию (текст, рис…)
Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому, что во-первых…, во-вторых… и т.д.».
Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя.
Работа по данному алгоритму способствует формированию грамотной монологической речи, учит школьников планировать свои действия, работать с информационным материалом, вычленять главное, работать осмысленно и целенаправленно.
Так же положительным моментом считаем проблемно - деятельностный подход в обучении, на котором данная система базируется. Деятельностный подход в процессе учения – это процесс деятельности ученика. К данному процессу в ОС «Школа 2100» предъявляется два основных требования, которые должны неукоснительно соблюдаются:
Процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Обучение деятельности – совместная учебно-познавательная деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Процесс учения должен быть творческим.
Изучение и освоение новых педагогических технологий проблемно-деятельностного подхода позволило по-новому взглянуть на процесс обучения и воспитания, что повлияло на создание благоприятного микроклимата на занятиях, условий для развития личности. Проблемный диалог, работа с текстом, проектная деятельность, технология оценивания – далеко не полный перечень вопросов, рассматриваемых на педагогических советах и заседаниях методического объединения школы.
Ещё одним немаловажным фактором считаем преемственность между всеми ступенями образовательного процесса, то есть необходимую связь между новым и старым в процессе развития.
Непрерывное образование в данной системе – это согласованность всех компонентов системы: целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации воспитания и обучения. Этот критерий также значительно влияет на успешность и качество образовательного процесса, построенного на личностно ориентированных, культурно ориентированных и деятельностно ориентированных принципах.
Система работы учителей и школы, их алгоритм деятельности направлены на максимальное раскрытие и развитие личностных качеств каждого ребенка.
Содержанием учебников, учебного материала образовательной системы построено по принципу МИНИМАКС, что так же способствует созданию развивающей образовательной среды. Материалы учебника и учитель дают возможность ученику, если он захочет, взять материал по максимуму (в учебнике для этого есть избыточные знания и избыточные задания). Минимум содержания (базовый уровень ФГОС и требования программы) должен усвоить каждый ученик. Предъявляется ученику на уроках открытия нового знания, закрепления и выносится на контроль. Максимум позволяет ученику удовлетворить свои, личностные запросы и интересы. Смысл понятия МИНИМАКС достаточно прост: МИНИ спрашиваем, МАКСИ предлагаем. Предлагаем учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена».
Выполняя задания максимального уровня:
1.Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – это индивидуальная образовательная траектория.
2. Пытаясь выполнить задания на уровне МАКСИ, ученик начинает «попадать» в свою зону ближайшего развития.
Учебники реализуют единый комплект предметных программ с общих концептуальных позиций. Они написаны в едином пространстве – методологическом, методическом, дидактическом и психологическом, что положительно сказывается на степени усвоения обучающимися учебного материала и результатах обучения. Кроме того, учебники интегрируют предметы и курсы не формально (под одну обложку), а через общие линии развития школьника средствами предмета и показ межпредметных связей.
Особо место в организации развивающей образовательной среды для формирования функционально грамотной личности имеет изменение позиции взрослых в оценке успешности ребенка. Для этого используется «Технология оценки учебных успехов» (её ещё называют «Технология оценивания образовательных достижений»). Основные принципы данной технологии:
Чёткая грань между оценкой и отметкой.
Принцип минимакс. На первом месте минимум, а максимум – для желающих.
Отметка выставляется отдельно за базовый (необходимый) и повышенный (максимальный) уровень.
Как результат образования оценивается умение, а не знания.
На контрольной работе требуем МИНИМУМ от всех.
На проверочных работах пользуемся всей литературой, любыми источниками (тетради, учебники, словари). Главное - умение работать с информационными источниками, найти правильный ответ в литературе.
Учить детей не просто добывать информацию, но и критично относиться к ней.
Кроме таблиц формирования умений, навыков в оценке деятельности следует использовать экраны настроения, «лесенки успеха».
Данные принципы оценивания взяты за основу и успешно реализуются учителями начальных классов, работающих по новым образовательным стандартам.
И, наконец, значительную роль в организации развивающей образовательной среды для формирования функционально грамотной личности имеет обогащение внеклассной жизни школы.
После уроков у ребят начинаются занятия по внеурочной деятельности, на которых дети могут развить и реализовать свои способности.
На родительском собрании коллективом учителей родителям обучающихся были предложены программы курсов и кружковых занятий по всем пяти направлениям, рекомендованным ФГОС. Каждый из родителей определил круг занятий для своего ребёнка. Внеурочные занятия позволяют раскрывать творческий потенциал каждого ребёнка, развивать различные формы общения в классном коллективе.
Как результат образования ФГОС оценивают, прежде всего, деятельность учеников:
умение решать учебные и жизненные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий, полученных на уроках и занятиях внеурочной деятельности;
умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задач;
прогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции).
Поставленный таким образом учебно-воспитательный процесс, с учётом всех требований и принципов образовательной системы, по которой работает школа, позволяет организовать необходимую развивающую образовательную среду для формирования функционально грамотной личности, сделать процесс обучения увлекательным и успешным для каждого школьника.
Заявка
Конференция «Тенденции развития современного образования»
Данные для оформления свидетельства Секция конференции и название статьи.
Этикетка. Т.е. данные об авторе статьи (в сжатой форме) к публикации на сайте. e-mail, с которого оправляется статья на конференцию Размер оплаченного оргвзноса (200 руб. или 350 руб.) и адрес * Если оплачен сборник, то написать сумму оплаты и адрес.
Ф.И.О. (полностью) автора Должность Сокращенное название учреждения Гадлевская Вера Николаевна Учитель МБОУ «Падунская сош» п.ст.Падунская Секция Новые подходы, принципы, направления, формы и методы в педагогической практике на современном этапе.
Статья Организация развивающей образовательной среды для формирования функционально грамотной личности
Гадлевская В.Н., учитель начальных классов МБОУ «Падунская сош» п.ст.Падунская
HYPERLINK "https://e.mail.ru/messages/inbox/" weradom2.2@mail.ru 
200 руб. ------------
Заявка
на участие в конкурсе «Педагогические идеи, методики, технологии»
Гадлевская Вера Николаевна Учитель МБОУ «Падунская сош» п.ст.Падунская Номинация «Организация воспитательного процесса»
Конкурсный материал Эссе «С чего начинается Родина?» Гадлевская В.Н., учитель начальных классов МБОУ «Падунская сош» п.ст.Падунская weradom2.2@mail.ru 
240 руб. ------------
240 руб. – Гадлевская В.Н. конкурс «Педагогические идеи, методики, технологии»
200 руб. – Гадлевская В.Н. конференция «Тенденции развития современного образования»
Всего: 440 руб.
Эссе «С чего начинается Родина?»
Номинация «Организация воспитательного процесса»
Гадлевская Вера Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Падунская сош» п.ст.Падунская

Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех концов нагрянули они,
Иных времен татары и монголы.
Николай Рубцов
Недавно мне в руки попала статья о состоянии патриотического воспитания в России, в которой приводились результаты анкетирования, позволяющие сделать вывод о том, что положительные тенденции в деле воспитания патриотов в нашей стране далеко неутешительны.
Мы живем в очень сложное время. К сожалению, стало нормой неуважение к старшему поколению, уничтожение памятников истории, стремление к праздной жизни, равнодушие к чужому горю. Такие понятия как милосердие, забота о ближнем, любовь к Отечеству у многих вызывает усмешку или, в лучшем случае, поток правильных слов, расходящихся с делом. Средства массовой информации, выступления лидеров государства позволяют сделать выводы о том, что воспитание гражданина – это особая забота нашей страны. Но те же средства массовой информации выливают на нас такое количество негатива, что даже взрослому человеку трудно разобраться в сути происходящего. Что же делать с такой информацией, обрушивающейся на неокрепшие души наших детей, на их незрелый пока еще ум? Как в таких условиях сохранить в наших детях духовность, как помочь выбрать правильные нравственные ориентиры, научить их любить Родину такой, какая она есть.
По этому поводу есть много размышлений, методических разработок, советов. 12 октября 2010 Правительство России обнародовало программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы". Как указано в программе, патриотизм должен стать "нравственной основой активной жизненной позиции граждан". Россиян, «положительно оценивающих результаты проведения мероприятий по патриотическому воспитанию», также должно стать значительно больше — не 40%, как сейчас, а все 90%. Так что же сделать, чтобы желаемое стало действительным?
Как воспитать у подрастающего поколения любовь к Родине, гордость за причастность к её наследию? Как донести до детей смысл слов «гражданин», «патриот», многогранность их значения, и в то же время единое целое, неразделимое и неотделимое от человека понятие? Как пробудить те нравственные качества, которые помогут сформироваться достойным гражданами своей страны?
Хочется вспомнить песню В. Баснера на слова М. Матусовского:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Данная песня практически является своеобразной программой по воспитанию любви к Родине или, говоря современным языком, по воспитанию гражданственности.
Воспитывать любовь к родному дому, к своей семье, закладывать основы бережного и созидательного отношения к окружающему миру, конечно, нужно с детского возраста. Начиная познавать окружающую действительность, взаимодействуя с ней, ребёнок учится любить мир, в который он пришёл. Ведь самые яркие и позитивные переживания человек получает в детском возрасте и хранит это в памяти. Именно поэтому с малых лет человеку нужно увидеть и понять красоту родных мест, узнать историю своего Отечества, своей семьи.
Подобно тому, как цветок вырастает из зерна, наша любовь к Родине начинается с любви к «уголку земли», где мы родились и выросли.
В раннем детстве мир маленького человека ограничивается стенами отчего дома, по мере взросления понимание этого мира начинает соотносится с осознанием своей кровной причастности к священному и высокому, что называется родной страной.
Действительно, чаще всего слово Родина ассоциируется у людей с тем местом, где они родились и выросли, где прошли годы их детства, с их малой родиной. Для большинства людей родина начинается с семьи, где с рождения закладываются основы мироощущения, миропонимания, формируются те моральные принципы и жизненные позиции, которые впоследствии выразятся в отношении человека к Родине, как неотъемлемой части его самого. Но не следует забывать и том, что эта малая родина, семья являются маленькой частичкой большой страны, и её, эту страну, нужно любить, беречь и ценить.
Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависят от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, от уважения к историко-культурному наследию своего народа.
Проблема российского патриотизма ещё и в том, что многие люди оказались не способны адаптироваться к переменам, происходящим в стране, к новым условиям жизни. Результат этого – апатия и равнодушие, попытка жить одним днем и абсолютное равнодушие к нравственным ценностям, в том числе и к Родине.
Какова же роль взрослого: учителя и, в первую очередь, родителя в становлении гражданина, патриота своей Родины?
Прежде всего, необходимо донести до понимания детей тот факт, что без грамотных, образованных молодых людей, уважающих законы своей страны, её историю, думающих не только о собственной выгоде, но и о будущем России нам не поднять страну, не вернуть ей могущество и мировое влияние. С ранних лет в них надо формировать ответственность и чувство долга по отношению к близким и Родине.
Специалисты утверждают, что еще в самом раннем возрасте в ребенке пробуждается заинтересованность ко многим вещам. Нам необходимо объяснить ему, что такое Родина.
Родина – это очень сложное и емкое понятие, включающее в себя многие чувства – от любви до уважения. Многогранность любви к Родине проявляется не только в привязанности человека к определенному географическому месту. Это и хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек родился и живет. Это мать и отец, поэтому Родину называют Отчизной, Отечеством, а предки наши называли Отчиной.
Любовь к родным местам, к малой родине входит в круг общечеловеческих ценностей.
Проблема патриотического воспитания волновала и волнует многих.
В этой связи хочется привести слова Леонова, который говорил: «Большой патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где живешь». Это понятие имеет далеко не одинаковую трактовку в педагогической литературе. В монографии И.Е.Кравцова содержание данного понятия трактуется как «любовь к своему Отечеству, к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному и государственному строю. Патриотизм – это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость».
И.Ф.Харламов рассматривает патриотизм как совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на её благо, умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Все эти высказывания несомненно подчёркивают любовь к Отечеству, Родине.
Чувству Родины нельзя научиться, но нельзя не учить. Потому вопрос: «Как воспитать у ребенка любовь к Родине? » имеет один универсальный ответ. Сначала нужно научить ребенка быть добрым, ответственным и неравнодушным. Нужно пробудить в нем чувство привязанности к чему-либо. Но прежде необходимо «научить» ребенка видеть красоту, которая окружает его. Ибо, ребенок, не любящий природу, не сможет полюбить Родину. Чувство восхищения богатствами окружающей среды и дарами природы являются предшественником настоящего патриотизма. Здесь термин «научить» имеет лишь условный характер. Никто не должен насильно сажать ребенка за парту и объяснять ему красоту цветка или дерева. «Обучение» проводится каждый день и в ненавязчивой форме: во время прогулки, в походе в лес или путешествуя по местным достопримечательностям.
В.А.Сухомлинский, рассуждая о воспитании патриотизма, писал о том, что детство должно вспоминаться в «ярких, солнечных образах», но дети должны не просто видеть красоту мира, они должны её «пережить как радость, как полноту своей духовной жизни». Но эта красота должна войти в детское сердце вместе с мыслью о том, что не было бы «ни ласковой маминой песни, ни сладких снов на рассвете…», если бы не пролили свою кровь «от Волги до Эльбы тысячи и тысячи героев».
Но чем дальше отступают от нас военные годы, тем сложнее донести до сознания современного ребенка эту мысль. Теперь другие герои и приоритеты: Бэтмен, Человек-Паук, Павел Воля, которому необходимо «заработать миллион», герои «Нашей Раши», якобы показанные с юмористической стороны, а попросту унижающие не только свое достоинство, но и достоинство человека, живущего в России, развлекательные программы, где главным становится голое тело, сплетни, деньги и жизнь, так называемых, «звезд». Нынешнее молодое поколение, к сожалению, утратило нравственные ценности, тесно связанные с понятием «Родина». Чувство патриотизма, гражданственности в наше время потеряли истинное значение для русского человека.
Со всех концов нагрянули они,
Иных времен татары и монголы…
Битва за души молодых людей, россиян идет нешуточная, и во многом битву эту мы проигрываем. Нравственные ценности, жизненные ориентиры подрастающего поколения подменяются сиюминутным, проходящим.
Тем важнее для нас становится изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа. Это было и остается важнейшим направлением в воспитании у школьников патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.
Нельзя любить Родину и не ощущать с ней тесной связи. Для этого ребенок должен знать, как любили, берегли и сражались за Родину его дедушки и бабушки. Глубокое чувство любви к Родине всегда живёт в людях, именно это чувство и «заставляет» их проявлять заботу о Родине. Поэтому особая роль в патриотическом воспитании принадлежит военной истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов, учится беззаветному служению Отечеству, готовности встать на его защиту.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
Очень важно ответственно подходить к освещению прошлого и настоящего, к его критике, учить ребят анализировать и делать соответствующие выводы. Необходимо быть предельно честным в освещении фактов прошлого и настоящего, не сгущать краски, а уважение к истории Родины сделать ведущим принципом работы по воспитанию патриотизма.
Чувство любви к Родине закрепляется в школе, где ребенок от учителей, из прочитанных книг узнает о прошлом и настоящем нашей страны, о ее культуре, о людях, которыми мы гордимся, о народах, живущих в нашей многонациональной стране, об их дружбе.
Если скажут слово "Родина",
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот…
...Или степь: от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная, но у всех она одна!
Гордость за свой народ, его достижения, разговоры о наших производственных делах, наша приемлемость и терпимость, умение понять позицию других народов, непримиримость к негативным высказываниям о своей стране – все это передается ребенку для того, чтобы потом вылиться в глубокое чувство патриотизма. Чувство патриотизма становится принципиальным и обобщено-действенным отношением человека к жизни, определяющим ее поведение и поступки.
«Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей!» – писал В. Дворянской.
И где бы ни находился поистине русский человек, он всегда мысленно возвращается к истокам своей Родины.
Рассеялись по свету россияне.
Всю жизнь себе покоя не дают.
Но в чужедальних городах и странах
Повсюду песни русские поют.
И снятся им российские просторы,
Березовые светлые леса,
И слышатся им в радости и в горе
Далеких, славных предков голоса.
… И пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословенье матери, на груди. И где бы ни оказался веленьем истории русский человек, сердце его, как стрелка компаса, неуклонно бывало устремлено в одном заветном направлении, в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на воинскую страду, как на светлый праздник. Тем и была крепка, тем и стояла столетья русская земля.
Русский писатель А.Н.Толстой сказал: «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо большее… Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней».