Статья по формированию функциональной грамотности


Ревтова О.Н.,
КГУ ОШ №1, г. Сарани
Метод проектов как средство формирования и развития функциональной грамотности младших школьников
Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь.
Китайская пословица
Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни? Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но как это сделать? Ведь учитель действует в строго ограниченных рамках классно-урочной формы обучения. Я для себя нашла выход. Он нелёгок, но, думаю, эффективен. Это применение метода проектов в учебной и внеучебной деятельности.  Данный метод считаю универсальным, так как он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью, решает многие педагогические задачи. Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык. [2, с. 24]
В своей практике  чаще всего использую исследовательские  проекты, которые по своей структуре напоминают научное исследование. Они включают обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. В настоящее время издается достаточно много энциклопедий для детей, что создает прекрасные условия для проведения исследовательских проектов  детьми младшего школьного возраста. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. [1, с.176]
Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Поэтому к данной работе привлекаю и родителей. На родительских собраниях, через групповую форму работы, приходим к выводу, что метод проектов приносит огромную пользу учащимся. Так как, работая над проектом, ученик подбирает, анализирует необходимую литературу, ставит опыты, беседует с родителями, проводит анкетирование среди одноклассников. Тем самым ребёнок познает мир, развивает кругозор, учиться мыслить критически, преодолевает определённые трудности, развивает речь, и, главное, делает открытие. Думаю, вы со мной согласитесь, что самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам.
Как же привлечь детей к участию в создании проектов, как заинтересовать их данной работой? Прежде всего, беседую с детьми. В процессе бесед выясняю интересы, проблемы, требующие исследовательского поиска для их решения. Учитываю и то обстоятельство, что темы должны быть такими, чтобы работа выполнялась достаточно быстро, но в тоже время была выполнима и приносила конкретную пользу участникам работы над проектом.
Тематика проектов, над которыми работали мои учащиеся, довольно широка: «Тайны моего имени», «Почва-зеркало ландшафта природы», «Загадочная плесень», «Живая вода», «Лекарственные растения огорода», «Откуда термометр знает – тепло или холодно?», «Влияние музыки на рост и развитие растений», «Газированные напитки – вред или польза?» и другие.
Каждому учителю следует помнить о том, что результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми": если это теоретическая проблема, то необходимо конкретное её решение. Если практическая - важен конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. [3, с.14]
Уже на протяжении нескольких лет мои ученики являются активными участниками и победителями школьных, городских, областных и республиканских конкурсов исследовательских работ среди младших школьников.

В процессе работы над проектами были выявлены плюсы и минусы метода проектов в начальной школе.
Плюсы проектной деятельности:
+ навыки самообразования и самоконтроля;
+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;
+ навыки групповой деятельности;
+ индивидуальный подход;
+ интерес к познавательной деятельности.
Минусы проектной деятельности:- возрастает нагрузка на учителя;
- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
- психологические коммуникативные проблемы;
- проблема субъективной оценки.
Но все эти трудности ничто по сравнению с приобретёнными в процессе проектной деятельности умениями и навыками. Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. А как показывает многолетний опыт, решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности. Так что выход есть! Он непрост, но эффективен и интересен, как для учителя, так и для учеников.
Литература
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. Пособие. М.: Народное образование, 1998. - 255 с.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.