Функциональная грамотность школьников как ключевой ориентир становления конкурентоспособной личности


КГУ «Мамлютская санаторная средняя школа - интернат»
Доклад

Тема: Функциональная грамотность школьников
как ключевой ориентир становления конкурентоспособной личности
Учитель: Яфарова Е.Н.
2015 г.
В настоящее время в Казахстане идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. С этой целью Правительством РК от 25 июня 2012 года №832 утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, целью которого является создание условий для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан.
Функциональная грамотности – это тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе и предполагает способность человека решать стандартные и нестандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе приобретенных знаний, то есть социализацию личности
Компонентами функциональной грамотности являются:
знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели
Индикаторы функциональной грамотности Умения (эмпирические показатели):
Общая грамотность Написать сочинение, реферат.
Считать без калькулятора.
Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов.
Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
Компьютерная Искать информацию в сети Интернет.
Пользоваться электронной почтой.
Создавать и распечатывать тексты.
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам.
Заботиться о своем здоровье.
Вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Информационная Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов.
Читать чертежи, схемы, графики.
Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).
Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки.
Анализировать числовую информацию.
Коммуникативная Работать в группе, команде.
Расположить к себе других людей.
Не поддаваться колебаниям своего настроения.
Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям.
Организовать работу группы.
Владение иностранными языками Перевести со словарем несложный текст.
Рассказать о себе, своих друзьях, своем городе.
Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники.
Грамотность при решении бытовых проблем Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах, в том числе интерактивных).
Планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи.
Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями.
Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, GPS-навигатором
Правовая и общественно-политическая грамотность Отстаивать свои права и интересы.
Объяснять различия в функциях и полномочиях Правительства, Президента, Парламента, Сената, Мажилиса
В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Выделяются следующие ключевые компетенции выпускника средней школы:
Управленческие (способность к разрешению проблем).
Информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться на протяжении всей жизни).
Коммуникативные (способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках).Социальные (способность к социальному взаимодействию).
Личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, быть толерантным).
Гражданские (способность нести ответственность за свою родину на основе казахстанского самосознания и культурной идентичности).
Технологические (способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя).
Как известно, основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию; формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.
В новом стандарте начального образования образовательный процесс характеризуется «субъектно-субъектным» отношением всех участников: ученик - субъект своего познания, учитель – организатор познавательной деятельности На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка деятельности.
Внедрение в учебный процесс идей 7 модулей Программы позволяет реализовать задачи процесса обучения и создать условия для развития функциональной грамотности учеников новой формации, обладающих желанием действовать с целью развития собственного понимания предмета.
В результате такого обучения ученики :позитивно настроенные на процесс обучения и взаимосотрудничество (новые подходы в обучении коллаборативная среда)
критически мыслящие и испытывающие потребность в знаниях (обучение критическому мышлению, использование ИКТ в преподавании и обучении , управление и лидерствво в обучении учебный диалог, работа в группах),
понимающие суть оценивания и взаимооценивания (обучение для обучения и оценивание обучения суть критериального оценивания, взаимооценивание),
проявляющие свои способности и таланты (обучение талантливых и одаренных, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями дифференцированная работа АВС на уроке и дома, задания на опережения ),
умеющие дать рефлексивную оценку своей деятельности (рефлексия учебной деятельности и понимания изучаемого материала, эмоционального состояния)
Обучение ориентированное на ученика дает возможность ученику раскрыться как личности, стать полноправным участником процесса, а не пассивным слушателем.