Мастер-класс. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения


Мастер – класс «Зажги свою звезду»
Тема: развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения
Цель: показать роль творческих заданий в процессе формирования навыка чтения и повышения мотивации обучения
Задачи: доказать, что творческие задания способствуют повышению интереса к чтению; развивают воображение, фантазию; познакомить с системой упражнений и приёмов, направленных на развитие творческого мышления.
Ход мастер – класса
Шар качнулся расписной, бусы зазвенели,
Пахнет свежестью лесной от смолистой ели.
Новогодние деньки, снег морозный, колкий.
Зажигаем огоньки на пушистой ёлке.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер – класс «Зажги свою звезду».
1 звёздочка «В ожидании чуда»
Основным предметом в начальной школе является урок чтения. Овладение навыком чтения – сложный и долгий процесс. От навыка чтения зависит производительность труда на уроке, грамотность, речь учащихся. Чтение является основным показателем культуры человека.
В настоящее время отсутствие традиций семейного чтения приводит к тому, что читающих детей становится всё меньше, наблюдается спад читательского интереса.
Дети младшего школьного возраста восприимчивы, открыты, любопытны. Для них нужно создавать ситуацию заинтересованности.
В младшем школьном возрасте закладываются психологические основы творческой деятельности, развиваются воображение, фантазия, творческое мышление. Формируется умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Заметить детскую одарённость – важнейшая задача педагога. Этому способствует система упражнений и приёмов, направленных на развитие творческого мышления.
Если дети к концу четвёртого класса читают бегло, выразительно, осознанно, правильно, способны анализировать и восхищаться прочитанным, умеют подбирать рифму – это и есть чудо.
2 звёздочка «Волшебная рифма»
Знакомство с рифмой, придумывание рифмы – увлекательное занятие. Эта форма способствует вовлечению детей в чтение любимых стихотворений, приобщает к миру поэзии, развивает чувство прекрасного.1 класс
ЧистоговоркиРа-ра-ра – это снежная…. гора.
Ре-ре-ре – веселимся на … горе.
Ры-ры-ры – мы катаемся с ….горы.
Ру-ру-ру – взобрались мы на … гору.
2 класс
Буриме
……… сама, В гости к нам пришла сама
………. зима. Великолепная зима.……….пора, Это – волшебная пора,
………. ура! Её приветствуем: «Ура!»
3 класс
Доскажи словечко
Снеговик … (письмо) шлёт другу:
«Я тебе …(желаю) вьюгу.
Чтоб … (метель) весь год мела.
Льда, сугробов, …(снежных) горок
И … (морозов) «минус сорок»,
И … (душевного) тепла.
А. Усачёв.
4 класс
Собери строчки ( разрезано по строчкам, строчки перепутаны)
Новогодняя ночь
Все ушли. Мурлычет кот.
Сон приходит снова.
Что такое Новый год -
Два волшебных слова?
И уже готов ответ:
Это хвойный запах,
Серебристый лунный свет
На еловых лапах,
Невесомые шары
С сахарной обсыпкой.
И мерцанье мишуры
В полудрёме зыбкой.
Это яблочный пирог
И подарков груда.
Это сказочный порог,
За которым чудо.
Е. Явецкая.
3 звёздочка «Сказочная шкатулка»
1 класс
Рассыпались буквы СНЕЖИНКА
2 класс
Запиши слово. Из шкатулки достаём снежинки, записываем на них все красивые слова про снежинку. СНЕЖИНКА какая?
3 класс
Слоги перепутались
Тлосве – шипустая , Светло – пушистая,
Жинснека лаябе, Снежинка белая,
Каяка таячис, Какая чистая,
Каяка лаясме! Какая смелая!
4 класс
Сочини сказку «Сон в зимнюю ночь».
4 звёздочка «Прозрачные льдинки»
Это техника фантастических гипотез. Суть приёма заключается постановке вопроса:
- Что было бы, если…?
Что было бы, если бы тебя похитила Снежная королева?
Что было бы, если бы все люди стали волшебниками7Что было бы, если бы ты катался в лесу на лыжах и встретил Деда Мороза?
5 звёздочка «Хрустальный звон»
Слушание музыки Г. Свиридов «Метель» - словесное рисование.
- Какой характер у этого музыкального произведения?
- Как меняется музыка?
- Какие инструменты вы слышите?
- Какие картины природы навевает это произведение? Почему?
Чтение стихотворения – подбор музыки ( как домашнее задание).
Александр Пушкин Зимняя дорогаСквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска...Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне.
Рассматривание картины – описание картины
Описание темы: Трогательные чувства, возникающие в душе каждого человека - выпадение первого снега. Даже в городе от шума и суеты может отвлечь внезапно переменившаяся картина улицы, покрытой первым снегом. Первый снег всегда несет мимолетную радость долгого, в течении всей осени, ожидания зимы. Описание первого снега в картине Пластова "Первый снег".
Первый снег.
 left000  Аркадий Пластов - русский живописец, который жил в советское время. Он родился в деревне и больше всего любил рисовать деревню, деревенскую жизнь и крестьян. Ему нравились яркие, захватывающие цвета. А вот картина Пластова "Первый снег" в цветовом выражении довольно однообразная, тусклая, ее главные цвета - белый и серо-коричневый. Но и это не делает картину скучной. Наоборот, она "теплая", несмотря на то, что изображает зиму.  На картине мы видим небольшой фрагмент крестьянской жизни. Перед нами порог деревянного дома, за ним - береза. Вдали виднеется еще изба. Падает снег. Видимо, он начал падать давно, потому что вся земля покрыта снегом, намело уже довольно большие сугробы. На один из сугробов на заднем плане приземлилась ворона.   Как и всегда в пейзажных работах Пластова, их центром являются человеческие фигуры. На этот раз парочка детей - мальчик лет шести и девочка чуть старше. Скорее всего, они с опозданием выглянули в окно, увидели, что идет снег, и стали поспешно одеваться. Ярко-желтый платок девочки, впопыхах накинутый и прикрывающий почти всю ее фигурку, вносит в картину искру неожиданной радости.   Наверное, дети торопились играть, кинуться в снег, бросаться снежками, но, выскочив на порог, остановились, завороженные снегопадом. Хлопья снега плавно опускаются перед ними. Замерев на пороге, дети в восторге озираются вокруг и не решаются пока что двинуться дальше.   Скупость художника на цвета и детали в этой картине объясняется тем, что она была написана в 1946 году, в суровое, безрадостное, голодное, послевоенное время. Но даже тогда дети верили в сказку и в чудо. Нетронутую детскую душу художник сравнил с чистым первым снегом.
6 звёздочка «Серебристый колокольчик»
Турниры – викторины
С.Маршак «12 месяцев»
 Какой месяц в начале сказки передавал свои права следующему за ним брату?
 Декабрь  Январь  Февраль  Ноябрь 
Чем занималась родная дочка?
 работала  пряники ела, да на перине валялась  убиралась  танцевала 
 Кто отправил падчерицу за подснежниками?
 мачеха  дочка  отец  сын 
 Что увидела девочка между деревьев?
 волка огонёк  лису  зайца 
 Кем были люди, которых увидела девочка? охотниками  дровосеками  двенадцатью месяцами  разбойниками 
 Чем ударил месяц Январь о землю?
 ледяным посохом  палкой  сосулькой  кочергой 
 За чем отправилась мачехина дочка в лес к двенадцати месяцам?
 за огурцами  за помидорами  за земляникой и грушами  за картошкой 
 Что стала делать мачехина дочка, когда увидела костёр?
 подошла греться у костра стала танцевать  начала петь  принялась шутить 
 Исполнили ли двенадцать месяцев желание мачехиной дочери?
 нет  да  прогнали её  подарили ей подарки 
 Что стало с мачехиной дочкой?
 она превратилась в зайца  её замело снегом  она убежала 
 она улетела птицей в небо 
7 звёздочка «Полёт ангела»
На уроках литературного чтения дети знакомятся с произведениями различных жанров. Составляют характеристики героев, высказывают своё к ним отношение. Художественное слово вызывает желание стать лучше, сделать что-то хорошее. Много текстов посвящено воспитанию доброты, отзывчивости, взаимопомощи.
4класс Э. Шим «Снег и Кисличка»
Дифференцированное домашнее задание: перечитать отрывок
«… Слова могут заразить тебя жалостью и добротой, нежностью и любовью… Кто много чувствует, тот быстро гибнет. А чтобы прожить долго, надо ничего не чувствовать, ни о чём не думать, ничего не говорить, ничего не слушать и совсем не двигаться, словно ты мёртвый» .Подготовить выступление в защиту жалости, доброты, нежности и любви.
Перечитать отрывок:
«…. Так, значит, Снег умер?
Может быть - да, а может быть - нет.
Снег растаял, превратился в воду. Вода напоила травы и деревья,
ушла под землю, прошумела ручьями, по речным руслам утекла в моря. А
потом летучим туманом она поднялась в воздух, собралась в белые облака
и седые тучи.
И высоко-высоко вверху, в холодной сверкающей пустоте вновь
родился из воды Снег, чтобы в своё время выпасть на землю и укрыть её
от морозов.
И опять случится с ним такая же история, и повторится вновь, бесчисленное множество раз, потому что всегда будут на земле доброта, красота и любовь. А раз они есть, никто не ответит, где кончается смерть и начинается жизнь».
Попробуйте переписать отрывок, чтобы главным действующим лицом был человек. Начните так « Так, значит, дедушка умер?...»8 звёздочка « Новогодние пожелания» или рефлексия
Уважаемые коллеги! Актуальна ли для вас проблема обсуждения?
Понятно ли изложена сущность проблемы?
Получили вы удовольствие , от данного мероприятия?
Что бы вы хотели пожелать друг другу в эти предновогодние дни?
Не запрещай себе творить,
пусть иногда выходит криво –
твои нелепые мотивы
никто не в силах повторить.
Е. Евтушенко.