Развитие навыков функциональной грамотности чтения на уроках географии.


Развитие навыков функциональной грамотности чтения на уроках географии.
Учитель географии
КГУ «Червонная СШ»
Теплова Юлия Олеговна.
Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования ряда государств Европы и Азии, в частности Республики Казахстан.
В условиях модернизации роль географии, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
В рамках обновления Государственного общеобязательного стандарта образования как ныне действующей 11-летней, так и 12-летней школы развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования.
Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.
Навыки функциональной грамотности формируются в условиях школы. Поэтому перед учителем стоит задача: развивать и формировать навыки функциональной грамотности учащихся на уроках географии. Каждый урок предусматривает изучение учащимися текстового материала параграфов и другой литературы, то необходимо сделать акцент на формировании функциональной грамотности чтения.

Чем понятие «чтение» отличается от понятия «фунциональное чтение»? Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский). Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При фунциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Что такое грамотность чтения? В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества. В исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни: поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень); поиск в тексте нужной информации по множественным критериям; поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией; поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания; понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.
В методических целях удобно использовать классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA. Они делят тексты на сплошные и не сплошные. Ниже приведены примеры различных заданий, которые предлагаются учащимся на наших уроках при работе со сплошными текстами, позволяющими развивать и проверять навыки чтения
Задания «множественного выбора»: - выбор правильного ответа из предложенных вариантов, т.е привычный тест. Например, река со слепым устьем: А) Аксу В) Или С) Орь Д) Нура Е) Шу.§ - определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту. Например, при изучении темы «Внутренние воды Северной Америки» предлагаю такие вопросы: 1) Большой Каньон находится в долине реки Колумбия; 2) Маккензи относится к бассейну Северного Ледовитого океана;§ 3) Ниагарский водопад находится на реке между озёрами Мичиган и Эри
Задания «на соотнесение»: - нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями и т.д. При изучении темы «Реки и озера Африки» в 7-м классе учащиеся выполняют следующее задание: выберите соответствие между озерами и их особенностями:§ 1.Танганьика А) находится на Эфиопском нагорье 2.Виктория В) самое глубокое на материке 3. Чад С) остаточное – от древнего моря 4. Тана Д) на его поверхности наблюдаются мощные волны 5.Ньяса Е) «родственное» Танганьике - нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений. При изучении темы «Бразилия» в 11 классе предлагается ответить на 20 вопросов по §48, например, как Бразилия получили свое название?§ Что такое Пантанал? Чем примечателен Каражас? Что такое капок и из чего его получают? Что такое терра роса и как она используется?
Задания «на дополнение информации»: - заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом. Например, при изучении ПТК в 8-х классах предлагается работа со «слепым» текстом. Туранская равнина занимает ________ и ______ страны. К Казахстану относится только ее _______ часть. По окраинам равнина приподнята на __ м, понижаясь в сторону ______. На севере Туранская равнина соединяется __________ ложбиной с __________ равниной. В пределах Казахстана Туранскуюравнину__________делит на 2 части: _______и ______. Северная часть занята _______, а южная _______. В их рельефе встречаются ______. Подвижные пески образуют ______________.§ - дополнение (завершение) предложений. Например, при изучении темы «Антарктида» предлагается выполнить задание по тексту учебника. Закончите предложения (всего 22): 1.Антарктида является частью древнего материка…§ 2.Антарктиду окаймляет самое крупное течение … 3.Водное пространство вокруг Антарктиды … 4. Много шельфовых ледников в морях … 5.Трижды пересек Южный полярный круг …
Задания «на перенос информации»: - заполнение таблиц на основе прочитанного. Например, при изучении Северной Америки в 7- м классе предлагается такое задание: с помощью текста учебника и карты атласа составьте таблицу «Реки Северной Америк軧 Бассейн реки Название реки Притоки - дополнение таблиц/схем на основе прочитанного, например, при изучении темы «ТЭК» в 9-м классе составить таблицу:§ Урало-Эмбинский бассейн Параметры Мангистауский бассейн Область Крупные месторождения Состав и качество нефти Особенности транспортировки Центры переработки
К несплошным текстам относятся: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности, план помещения, местности, сооружения и т.д. Примеры заданий, предусматривающих использование не сплошного текста.
С помощью карты атласа найдите ответы на вопросы и запишите их в тетрадь. 1.Крупнейшая река, впадающая в Мексиканский залив 2. Самая большая река бассейна Северного Ледовитого океана 3. Крупное бессточное озеро в районе Большого Бассейна 4. Крупная река бассейна Тихого океана, впадающая в Калифорнийский залив 5. Озеро, пересекаемое параллелью 470с.ш. и меридианом 900з.д.
При изучении темы «Климат Казахстана» предлагаются учащимся задания при работе с несколькими карто-схемами в учебнике. При изучении климата материков в 7 классе даются задания по анализу климатограмм, выполнение которых требует от учащихся определенных навыков мышления. При изучении рельефа материков учащиеся выполняют задания на сопоставление тектонических и общегеографических карт.
Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения? Такой ученик может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев). Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и да