Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Разнообразие животных» 3 класс


Технологическая карта урока.
Тема урока: «Разнообразие животных»
Ф.И.О. учителя: Куликова Г.И.
Должность и место работы: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №8 »г. Инты Республики Коми

Предметная область: Окружающий мир 3класс
Тема урока: «Разнообразие животных»
Тип урока: Урок Закрепления и систематизации знаний. Урок-исследование.

Цель Формирование представления о царстве животных.
Задачи Образовательные: Познакомить с разнообразием животных, их классификацией.
Определять принадлежность животных к определенной группе.
Классифицировать животных. Развивать познавательный интерес, умение систематизировать ранее полученные знания и применять их.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, любовь к природе, стремление узнавать
что–то новое и полезное, интерес к учёбе. Воспитывать культуру поведения в учебном диалоге.
Формировать УУД:
-Регулятивные УУД: определять и формулировать учебную задачу, корректировать, оценивать свою работу.
-Коммуникативные УУД: вести учебный диалог с учителем и одноклассниками, работать в парах, выражать свои мысли, выступать перед аудиторией.
-Познавательные УУД: формулировка проблемы, гипотезы; моделирование; анализ объектов; поиск и анализ информации в разных источниках, составление устных и письменных высказываний, обобщение своих знаний по теме.
-Личностные: способность к оценке своих учебных достижений.
Технология обучения Технология системно-деятельного подхода.
Методы обучения Частично - поисковый метод, исследовательский метод.
Оборудование для учителя
для
для обучающихся Иллюстрации с изображением животных;
- СD –диск к УМК А.А. Плешаков; Схема «Звезда»
А.А. Плешаков «Окружающий мир», учебник для 3 класс; «Рабочая тетрадь» к учебнику «Окружающий мир»; Энциклопедии о животных;



Этап урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Форма работы Результат
1.Организационный момент


Приветствие учащихся, организация положительной атмосферы и учебного настроения у детей, проверка готовность Приветствуют, проверяют свою готовность к уроку. Фронт. Формирование УУД:
Л. Осознание себя как ученика.
К. Умение слушать и слышать.
2.Актуализация знаний С помощью этих знаков расскажите, какое негативное воздействие приносят люди природе.
C:\Documents andSettings\Admin.MICROSOF-B2C63B\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\ 001.jpg
- А теперь продемонстрируйте свои запретительные знаки «Береги растения», которые вы подготовили к уроку (дети демонстрируют знаки «Береги растения» и кратко их защищают). Демонстрируют нарисованные знаки. Защищают их. (В группах) Инд.
Груп. Формирование УУД:
Л.- самооценка.
Р.- Самоконтроль: выявление усвоенного и своих затруднений; коррекция своих знаний.
Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию учебника и доп. источников.
- Оценка (осознание качества и усвоения знаний пройденного материала).
К. - умение работать в группе;
- уметь слушать речь одноклассников, адресованную классу;
- не перебивать рассказы других людей;
- адекватно реагировать на ошибки сверстников.
3.Введение в тему.
Постановка учебной задачи. Учитель загадывает загадки о животных и о растениях.
(Приложение 1.) Отгадывают загадки, находят, что лишнее Инд. -Уметь слушать одноклассников, не перебивать, адекватно реагировать на ошибки товарищей.
4.Самоопределение к деятельности Учитель вывешивает иллюстрации представителей животных разных групп: бабочка, жираф, крот, жук, окунь, дятел, орел, щука, акула.
- Распределите этих животных по группам, изученных ранее (насекомые, рыбы, птицы, звери).
- Молодцы, а теперь подумайте и определите тему нашего урока (тема урока – животные). Распределяют животных по группам.
Определяют тему урока.
Планируют чему научатся и что узнают на уроке при помощи фраз:
Думаю, что на уроке я узнаю…
Я хочу узнать… Фронт.
Инд. Формирование УУД:
Л. - Самооценка;
- смыслообразование (готовность преодолевать школьные затруднения, интерес к новому; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность).
- Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Р. - Определение темы.
- Постановка учебной задачи.
- Определение последовательности действий.
- Преобразование практическую задачу в познавательную.
П. - Умение находить и выделять необходимуюинформацию;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
К. - Умение выражать свои мысли;
- слушать других;
- вступать в диалог;
- уважать другую точку зрения;
- учёт разных мнений и умение оценивать.
5.Работа по теме урока. Делит класс на группы (По количеству групп животных)
Схема «Звезда»
- Ребята, ученый, который предложил классификацию животных, был Карл Линней. Он разделил животных по сходным признакам. Он разделил животных на пять типов. (Учитель вывешивает «Звезду»).
- Но это, ребята, еще не все. Каждый тип животных делится еще на классы:
1. Первый тип мы разделим на зверей (млекопитающих), птиц, рыб, пресмыкающихся (рептилии), земноводные;
2. Второй тип: иглокожие.
3. Третий тип: моллюски.
4. Четвертый тип: Черви.
5. Пятый тип: Насекомые, паукообразные и ракообразные.
- Ребята, скажите, разнообразен ли мир животных? (ответы детей)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Продолжим, ребята? Обратимся к учебнику на стр. 88 – 90 и прочитаем определение каждой группы животных, приведем примеры.
- А теперь, откройте рабочую тетрадь на стр. 51, № 1, 2.
- Откроите учебник на стр. 90 -91 и определим с помощью атласа – определителя животных на этих страницах. Класс делится на 11 групп. Каждая группа получает карточки с рисунками животных. Обучающиеся открывают «Рабочую тетрадь» 1часть,3 класс, автор А.А. Плешаков, стр. 40 . На партах план работы,
Энциклопедии.
(Приложение 2)
3.Работают с энциклопедиями по плану, распределяют животных по группам.
4. Представители групп выходят к доске. НА экране появляется слайд. Обучающиеся рассказывают, как называется данная группа, и отмечают ее особенности.
4. Зарисовывают в схеме классификацию – звезды.
5.Физкультминутка.
6. Работают с материалом.
7.Выполняют задания в рабочей тетради, проверяют друг друга с соседом по парте.
Выполняют физминутку. Групповая работа.
Исследов. Формирование УУД:
Л. - Самооценка;
- смыслообразование (развитие интереса к новым знаниям, стремление быть полезным обществу, познавательная мотивация, интерес к новому);
- формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир;
- уважительного отношения к другому мнению.
Р. - Готовность к преодолению трудностей;
- осознание своих действий;
- формирование познавательной активности;
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
П. – Поиск и выделение необходимой информации;
- умение делать предположения и обосновывать их, делать выводы, обобщения;
- выдвижение гипотез и их доказательство;
- анализ с целью выявления общих признаков;
- построение речевого высказывания в устной форме;
- контроль и оценка процесса и результата деятельности;
- логические: осуществление поиска существенной информации из рассказа учителя, одноклассников.
К. - умение учитывать чужое мнение и уважение его;
- умение выражать четко свои мысли и обосновывать их;
- слушать и слышать речь других;
- готовность к сотрудничеству;
- взаимодействие с учителем и с одноклассниками;
-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- способность сохранять доброжелательность в ситуации конфликта интересов;
- адекватно реагировать на высказывание сверстников.
Рефлексия Отгадайте животное и определите, к какой группе относится.
(Приложение 3)
- Оцените свои достижения на уроке при помощи фраз:
Я запомнил…
Я научился…
Я узнал…
Я удивился… Отгадывают название животного и определяют, к какой группе относится
2.Оценивают своидостижения на уроке при помощи фраз:
Я запомнил…
Я научился…
Я узнал…
Я удивился… Л. – Самооценка (умение оценивать себя на основе критерия успешности).
Р. –Оценка (обобщение и коррекция своих знаний, оценка усвоенного).
П. – Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
-рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результата деятельности.
К.- Умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли, выслушивать товарища.
Домашнее задание Р.Т. стр. 53 № 3, п. 4. Стр. 54 № 5.
Уч. стр. 87 - 93.
Подготовить сообщение о животных.
Чтение книги «Великаны на поляне», рассказ «История с пиявкой». Записывают в дневник д/з Записывают в дневник д Формирование УУД:
Л.- Осознание себя как ученика.
Р. - Умение выполнять самостоятельно работу, контролируя качество на каждом этапе работы.
К.- Умение слышать и слушать.

Приложение 2.
На ПАРТАХ - план работы.
1.Рассмотрите иллюстрации.
2.Определите, какой общий признак у этих животных.
3. При помощи учебника узнайте, как называется эта группа животных.
4.Прочитайте в учебнике статью про эту группу.
5.Подготовьте рассказ, о своей группе животных используя энциклопедию.
Приложение 3.
4.Рефлексия
Отгадайте животное по описанию и определите, к какой группе относится.
А) По бокам головы - два желтых пятна. Совершенно безобиден. Не ядовит. Обычно не более 1 м. Встречается чаще всего по берегам водоемов.
(уж – пресмыкающиеся)
Б) Существо до 20 см в длину. Большую часть времени проводит на суше. Можно встретить на лугу, в поле, в огороде, в лесу. Весной переселяются в водоемы, чтобы отложить икру. Зимуют, впадая в спячку.
(Жаба – земноводное)
Г) Живет в море. ( Длина обычно до 50 см) Питается мелкой рыбой и рачками. Для нереста (откладки икры) отправляется в реки. В это время меняется ее окраска, у самцов на спине вырастает большой горб. Нуждается в охране.
(горбуша – рыбы)
Д) С давних пор ее используют в медицине. Может сосать кровь человека и крупных животных. Живет в воде. (До 15см в длину)
( пиявка – червь)
Е) Встречается в спокойных водоемах на растениях, которыми питается. Высота раковины, закрученной в виде башенки, до 6 см.
(прудовик – моллюск)
Ж) Живет в лесах, садах. Днем малоподвижен, а в сумерках и ночью занимается поисками корма. Колючий. Питается различными насекомыми.
(ежик – зверь, млекопитающие)
З) отличаются от других перекрещенным клювом, с помощью которого они достают семена из шишек. Могут выводить птенцов зимой.
(клесты – птицы)