Технологическая карта урока окружающего мира на тему: Разнообразие животных (3 класс)


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока окружающего мира,
проведенного 10.11.2016 г. во 3 «В» классе
МБОУ СОШ УИОП г.Зернограда
студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»
Невакшоновой Александрой Сергеевной
Учитель: В.И. Текучева
Методист: Л.И. Кравченко
_____________________
(подпись)
Зерноград
2016
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Разнообразие животных»
Класс: 3 «В»
Цель:  создать условия для знакомства учащихся с классификацией животных и их групповыми признаками.

Направленные на достижение личностных результатов:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
принимать и сохранять учебную задачу;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
учащиеся научатся классифицировать животных по их групповым признакам
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебник окружающего мира А.А. Плешакова 3 класс
Материалы для учителя: учебник окружающего мира А.А. Плешакова 3 класс, технологическая карта, презентация.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности -Здравствуйте ребята! Присаживайтесь!
-Меня зовут Александра Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
- Скажите ребята, что вы ждёте от урока?
- Каким вы хотите, чтоб он был?

- Мы с вами постараемся, чтобы ожидания наши оправдались и урок получился интересным и увлекательным. Здороваются с учителем
Мы хотим, чтоб урок был интересным и веселым, увлекательным и познавательным Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
2.Этап актуализации пробного действия
- На предыдущем уроке вы познакомились с разнообразием мира растений. Как называется мир растений?
- Какую роль играют растения в жизни людей?
- Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?
- Назовите растения Ростовской области, которые занесены в красную книгу?
- Тюльпа́н Биберште́йна, или Тюльпан дубра́вный— многолетнее травянистое растение. Цветки одиночные, поникающие перед цветением, с жёлтыми острыми листочками околоцветника. (Сл. 1)
- Купа́льница— род многолетних травянистых растений .
Купальница расцветает во второй декаде июня, к открытию купального сезона. Отсюда и русское название этого растения - купальница (оно связано с праздником Ивана Купалы). (сл. 2)
- Кувши́нка бе́лая - водное растение, вид рода Кувшинка семейства Кувшинковые. ( сл. 3)
- Ковыль Лессинга - род многолетних однодольных травянистых растений. (сл. 4)
- Что делают люди для охраны растений?
- Какие правила поведения в природе должны выполнять школьники, чтобы сохранить растения?
- Мы с вами повторили разнообразие мира растений.
- Мне очень понравилось, как вы отвечаете на вопросы. Это говорит о том, что вы усвоили тему урока о растениях. - Флора
-Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа, используют в пищу, лекарственные растения, мебель, тетради и учебники. Также растения используют для украшения
- Потому что идет вырубка лесов, распашка степей и лугов
тюльпаны Биберштейна, купальница, кувшинка белая,
- Охраняют их в заповедниках, ботанических садах
- Ответы детей Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу
Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

3.Этап выявления места и причины затруднения
- Ребята, я расскажу вам одну историю.
- Жили – были две сестры – царицы. Звали их Флора и Фауна. Жили дружно и мирно. У Флоры все было в порядке. Царство растений представляло единое целое.
Назовите, из каких групп оно состоит?
- У Фауны до некоторых пор царство тоже было единым целым, и состояло из частей -групп. Но однажды случилась беда: она потеряла «Домовую» книгу, где животные все были переписаны по группам, они разбежались, мечутся, растерялись - полный беспорядок. (Слайд 5 с изображением множества животных, размещенных в беспорядке по всему полю: рак, заяц, щука, улитка, змея, черви, морской еж, орел, воробей, черепаха, лягушка, жаба, осьминог, паук, жук, пчела, и др.)- Давайте поможем царице Фауне навести порядок в её царстве, и распределим животных по группам.
- Посовещайтесь в парах и скажите: На какие группы можно разделить всех животных?
- Ребята, я задала один вопрос, а мнений было много и разные
- Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем? На какие вопросы нам надо найти ответ?
- Кажется, что все правы, и говорят правильно, но по – разному.
- Значит, нам необходимо ответить на некоторые вопросы. И первый из них:
Как разделить животных по группам?
- Есть ли ещё вопросы, на которые нам необходимо ответить?
- Какая тема нашего урока?
- Что вы бы хотели узнать о животных? - Хвойные, цветковые, водоросли, папоротники, мхи
- Животных можно разделить на диких и домашних.
- животных можно разделить по месту обитания: на воде, на суше, в воздухе.
Можно разделить по виду питания: травоядные, насекомоядные, хищники.
- Мы предлагаем разбить на группы птиц, зверей, насекомых, рыб.
- Потому что не знаем, на что обращать внимание, когда делим животных на группы.
- Нам надо бы узнать, а действительно ли животный мир разнообразен?
- Разнообразие животных
- Высказывания детей Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
4. Этап построения проекта выхода из затруднений - Откуда мы можем взять информацию? - Мы может взять информацию из учебника, от учителя, из интернета Регулятивные УУД: формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
5.Этап реализации построенного проекта
Физ.минутка - Как вы думаете, какая наука занимается изучением животных?
- Видов животных на нашей планете настолько много, что этим занимается целая наука, которая называется ЗООЛОГИЕЙ.
- В толковом словаре С.И. Ожегова Зоология – наука о животных
-Прочитайте названия животных записанных на слайде
- Как можно назвать животных этой группы?
- Прочитайте названия следующих животных
- Как можно назвать животных этой группы?
- Что значит классифицировать животных?
- Прочитайте еще раз внимательно названия животных
- Можно ли среди них выделить группы с похожими признаками?
- Чем похожи звери?
-Чем похожи птицы?
- А к какой группе можно отнести дождевого червя, морскую звезду?
- Ответить на этот вопрос поможет учебник.
- Учёные- зоологи разделили всех животных на группы. Так их легче изучать. С некоторыми группами животных мы уже знакомы.
-Замечательно!
- Откройте учебник на стр. 87
- Сейчас мы с вами прочитаем еще о некоторых группах животных.
- Первая группа животных черви. Дождевые черви являются важной частью нашего существования. Они очищают почву, а мы выращиваем и производим продукты питания и не только их. Они служат пищей для других земных существ таких, как жабы, крысы и птицы. Они живут по всему миру в мягкой влажной почве, которая существует практически в каждом уголке земли. (сл. 8, 9)
- Вторая группа животных моллюски. Возраст моллюсков можно определить по количеству колец на створке раковины. Каждое кольцо отличается от предыдущего за счет особенностей пищи потребляемой в этот период, состояния экологии, температуры и количества кислорода в воде. (сл. 10, 11)
- Третья группа животных иглокожие. Морские звезды — животные с необычной формой тела. Цветовая гамма этих животных включает практически все цвета, но чаще всего встречаются различные оттенки красного, реже синий, бурый, розовый, фиолетовый, желтый, черный цвета. ( сл. 12)
- Четвертая группа животных ракообразные.
Самым острым зрением среди животных обладает богомол креветка
Краб использует панцирь как мусорный мешок (сл. 13, 14) -Зоология
- Волк, уж, глухарь, лось, белка, лягушка (сл. 6)
- Дикие животные
- Корова, петух, свинья, кот (сл. 7)
- Домашние животные
- Разделить на группы по определенным признакам
-Да. Зверь, птица, рыба
- Тело покрыто шерстью, детенышей кормят молоком
- Тело покрыто перьями, птицы рождаются из яиц
- Ответы учеников
- Читают текст
- Рассматривают группы животных на картинках Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатуКоммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Давайте отдохнем, вставайте из-за парт.
Выполняют физ.минутку 6.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону - Продолжаем работать по учебнику
- Открываем страницу 92.
- В каждой группе животных много видов. Рассмотрите рисунок на с. 92. На нем показаны следующие виды птиц: синица большая поползень обыкновенный, воробей домовый.
- Рассмотрите рисунки внимательно.
- Посчитайте, сколько на рисунке птиц каждого вида?
- Сколько всего птиц показано?
- Сейчас мы с вами провери ваши ответы.
- Откройте с. 173
- Замечательно, вы верно ответили. - На рисунке показано 3 синицы больших, 2 поползня обыкновенных, 4 воробья домовых
- Всего показано 9 птиц трех видов Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
8.Этап включения в систему знаний и повторения;
- Я знаю, что вы большие любители загадок, и я для вас приготовила их.
Известен он во многих странах:Живёт в морях и океанах,Ему не нужен тесный пруд,Его второе имя - Спрут.Он может камня вид принять –Умеет быстро цвет менять.У него есть восемь ног…Головоногий … (сл. 15)
- К какойгруппе они относятся?
- Любит кушать пауков,
Так же мух, да и жуков
В ночь охотиться идет,
Жало по верху несет! (сл. 16)
- К какой группе они относятся?
- Модница крылатая,Платье полосатое.Ростом — просто кроха,А укусит — будет плохо. (сл. 17)
- К какой группе они относятся?
- Глубоко на дне она Словно на небе видна. Но не светит и не греет, Потому что не умеет. (сл. 18)
- К какой группе они относятся?
-Есть у маленькой лягушки
Толстопузая подружка -
Бородавками покрыта,
Целый день спит под корытом. (сл. 19)
- К какой группе они относятся?
- Мы с вами повторили животных и их разнообразие
- МОЛОДЦЫ - Осьминог
- Группа моллюски
- Скорпион
- Группа паукообразные- Пчела
- Группа насекомые
- Морская звезда
- Группа иглокожие- Жаба
- Группа земноводные Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию
9.Этап рефлексии учебной деятельности.
- Урок подходит к концу. Давайте вспомним о чеммы сегодня говорили.
1. Перечислите группы животных, с которыми мы познакомились на уроке
- Назовите 1 – 2 представителей каждой из изученных групп животных
Как вы понимаете, что такое виды животных?
- У вас у каддого на столах три кружочка разного цвета.
- Если вы узнали для себя что – то новое, покажите красный кружочек.
- Если вы узналиновую информацию, но вам ее было не достаточно, покажите желтый кружочек.
- Если вы вообще ничего для себя нового не узнали, то синий кружочек. - черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся или рептилии, птицы, звери или млекопитающие- Ответы детей
Buд — это совокупность особей, которые сходны по определенным признакам. Регулятивные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии