Конспект урока по Окружающему миру Море и его обитатели


Конспект урока по окружающему миру в 1 классе.
Тема: «Море и его обитатели»
Цель: обобщить и закрепить знания о морях и морских обитателях.
Познавательные УУД:
- познакомить с морем как с природным сообществом;
- обобщить и систематизировать знания о море;
- сравнивать свои возможности;
- учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований;
- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
- использовать словарь учебника
Личностные УУД:
- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;
- работать над формированием рефлексивного отношения к учебе;
Регулятивные УУД:
- учить ставить цели предстоящей работы;
- учить различать учебные задания разного типа;
- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;
- учить оценивать себя и своих товарищей
Коммуникативные УУД:
- совершенствовать умение работать в паре, в группе;
- учить осуществлять учебное сотрудничество;
- учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания
Задачи:
Образовательные:
​ дать определение моря;
​ познакомить с морями;
​ закреплять знания о морских обитателях;
​ закреплять навыки рисования предметов.
Развивающие:
​ развивать внимание, мышление, воображение;
​ продолжать обогащать и расширять активный словарь детей;
​ продолжать развивать интерес к окружающему миру.
Воспитательные:
​ вызывать эмоциональный отклик;
​ воспитывать бережное отношение к природе, морям;
​ воспитывать желание охранять окружающую среду.
Оборудование: презентация про обитателей моря.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением обитателей морей, чтение рассказов про моря и их обитателей, знакомство с глобусом.
ХОД УРОКА
Мы сегодня будем говорить о море и его обитателях, совершим с вами путешествие под водой.
Море – это большой водоем с соленой водой. Море представляет собой часть океана.
Посмотрите на глобус. На нем мы можем увидеть моря. (Воспитатель совместно с детьми рассматривают на глобусе моря) Давайте посмотрим сколько у нас морей. Их очень много. Я назову вам несколько: Черное море, Азовское, Балтийское, Каспийское, Баренцево. Нашу страну Россию омывают 13 морей.
А теперь давайте познакомимся с морскими обитателями. Послушайте первую загадку:
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть... (дельфин) (слайд 2)
Дельфины относятся к млекопитающим.
Они подвижные и ловкие, прожорливые хищники, живущие в основном общественно, водятся во всех морях, поднимаются даже высоко в реки, питаются главным образом рыбой, моллюсками, ракообразными; иногда нападают и на своих сородичей. Отличаются также любознательностью и традиционно хорошим отношением к человеку.
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит —
Так живет на свете... (кит) (слайд 3)
Киты - самые крупные млекопитающие на Земле. Они бывают усатые и зубатые. Зубатые киты – это кашалоты.
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно... (акула) (слайд 4,5)
Акулы относятся к семейству рыб. Надотряд хрящевых рыб , относящийся к подклассу пластиножаберных и обладающий следующими отличительными особенностями: удлинённое тело более или менее торпедообразной формы, большой гетероцеркальный хвостовой плавник, обычно большое количество острых зубов на каждой челюсти. В настоящее время известно 450 видов акул от глубоководной мелкой длиной лишь 17 сантиметров, до китовой акулы  — самой большой рыбы (её длина достигает 20 метров).
Большинство акул является хищниками. Были случаи нападения на людей.
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза) (слайд 6, 7)
Медузы – загадочные и невероятно красивые обитатели морей нашей планеты. Встреча с ними может быть смертельной для человека, однако, люди все время стремятся их исследовать и наблюдать за их жизнью. Они – одни их самых древних обитателей Земли., которые до конца не изучены, так как обитают на глубине до 10 тыс. метров. В некоторых странах, например в Японии и Китае медуз употребляют в пищу.
Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей... (краб) (слайд 8)
Крабы относятся к семейству ракообразных. Иногда достигают огромных размеров.
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской... (конек) (слайд 9, 10)
Морские коньки живут в тропических и субтропических морях. Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений и меняя окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей. Питаются коньки мелкими рачками и креветками. Трубчатое рыльце действует как пипетка — добыча втягивается в рот вместе с водой.
И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме... (черепаха) (слайд 11, 12)
Морские черепахи относятся к пресмыкающимся. Они практически не изменились за миллионы лет, с тех пор как появились на планете. Морские черепахи отличаются от своих сухопутных сородичей тем, что у них вместо лап плавники. Живут черепахи в среднем 80 лет.
Что за шар плывет с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмешь.
Этот шарик — ... (рыба-еж) (слайд 13)
Рыба – еж из семейства рыб отряда иглобрюхообразных.
Насчитывает 6—8 родов, распространённых практически во всех тропических морях. Длиной до 60 см. Тело, принимающее при опасности форму шара, покрыто острыми шипами. Кожа и внутренности рыбы ядовиты.
В море есть ещё и другие обитатели. Давайте с ними познакомимся.
Морские звезды (слайд 14) — класс беспозвоночных типа иглокожих. Примерно 1600 современных видов (в России — 150).
Величина звёзд колеблется от 2 см до 1 м, хотя большинство — 12—25 см. Многие виды ярко окрашены. Это малоподвижные животные, наиболее часто имеющие пять лучей. Однако встречаются экземпляры, имеющие три, четыре или шесть лучей. Лучи, или руки — органы, отходящие от центрального плоского либо слабо выпуклого диска морской звезды. Большинство морских звёзд — хищники, питающиеся главным образом моллюсками.
Также в море много различных красивых рыбок.
Самая яркая рыба Черного моря – троепёр . Очень редка и красивая рыба. Троепер живет на жестких грунтах, покрытых водорослям на небольшой глубине 5-10 метра, однако в местах с недостаточной освещенностью. Может достигать до 8 см в длину. (слайд 15).
Глазчатая зеленушка еще называется глазчатый губан, или рулен. Достигают максимальной длины 14 см. Обитают на глубинах 1—30 метров. Держатся небольшими стайками среди скал и зарослей водных растений. В теплое время эти рыбы строят гнезда из обрывков водорослей над ямками, вырытыми в грунте, или свивают гнездо-тоннель, сплетая соседние ветви. Сделав гнездо, самец вьется — танцует — перед ним, зазывая самку. (слайд 15).
Есть в Черном море и одна-единственная тропическая рыбка, а называется она рыба-ласточка – уж очень ее хвост похож по форме на хвост ласточки. Молодые до 5см длиной, светящегося голубого цвета. На самом дне рыбы-ласточки строят из травы гнезда и икринки в них строго охраняют самцы. На зиму теплолюбивые «ласточки» «улетают» в морские глубины, где их не потревожат холода и штормы (слайд 16).
Еще один красавец черноморских глубин — это симпатичная рыбка, которая имеет множество названий: смарида, спикара, менола, рыжык, бобырь, рыжый окунь (синий окунь). Она меняет цвет так же легко, как и пол: в детстве, 1-2-х годовалом возрасте, все смариды — самки, а потом, в 2 года, они превращаются в самцов. Поэтому самцы всегда крупнее, так как попросту старше (их длина — 15-25см). Самки — рыжеватые, а самцы чудесного голубого цвета, доходящего порой до ослепительно-синего, с красивыми флуоресцирующими полосками. Стайки смарид можно встретить, так же как и «ласточек», не глубже 10-12 метров (слайд 16).
Ещё на глубине 15-30 метров , куда опускаются только аквалангисты и опытные подводные охотники можно увидеть шапки красной водоросли филлофоры ребристой (слайд 17).
Кладофора — род широко распространённых макроскопических зелёных водорослей. Имеют вид прикрепленных кустиков из ветвящихся нитей, образованных одним рядом многоядерных клеток со слоистой оболочкой и сетчатым строением (слайд 18).
Ребята, вы увидели красоту подводного мира, а ведь многим видам обитателей глубин грозит практически полное исчезновение, как по естественным причинам, так и из-за деятельности человека. Поэтому природу и все живое на Земле и в море надо беречь и заботиться.
Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Где мы побывали?
С какими морскими обитателями познакомились?
Кого вы уже знали? Я узнал (узнала)…
Было интересно…
Я запомнил (запомнила)…