Концепция собственной методической системы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3



Концепция собственной методической системы
Применение игровых технологий для формирования познавательного интереса обучающихся на уроках химии.


Автор: Платова Елена Александровна
Учитель химии высшей категории








Королёв 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.3
Философские основы методической системы...4
Методологические подходы методической системы5
Педагогические принципы методической системы..5
Педагогические подходы методической системы6
4.1. Общепедагогические подходы6
4.2. Специальные педагогические подходы..7
Методы обучения, применяемые при реализации методической системы.7
Методы воспитания, применяемые при реализации методической системы8
Средства обучения, применяемые при реализации методической системы10
Этапы реализации методической системы..10
8.1. Информативный этап..10
8.2. Определяющий этап11
8.3.Обобщающий этап11
Результаты применения методической системы.14
9.1. Динамика качества знаний по химии в параллели по годам обучения...15
9.2. Процент использования игровых технологий и их элементов при обучении химии..21
9.3. Динамика повышения познавательной активности обучающихся на уроках по годам обучения.23
9.4. Динамика повышения интереса обучающихся к изучению химии.23
Значимость методической системы.27
Уровень распространения и обобщения опыта по реализации методической системы..28
Источники информации.29
«В каждом настоящем человеке скрыт ребенок, который хочет выйти и начать играть!»
Ф. Ницше
Введение
Знания по химии имеют большое значение в современном естествознании, однако, постоянно возрастающий объем информации, а также рост негативного отношения к химии, хемофобии, в современном обществе приводит к снижению интереса и мотивации на изучение этой науки.
В связи с этим сложности возникают как у учителя, так и у обучающегося. Учителю необходимо таким образом построить процесс усвоения материала, чтобы хватило времени не только на объяснение, но и на закрепление изучаемого. При этом очень важно сохранить интерес учащегося на протяжении всего урока, что непросто при высокой интенсивности работы.
Обучающийся, при данных условиях, должен прилагать немалые усилия, чтобы не отставать от заданного учителем темпа урока, выполнять домашние задания, часто не только основные, но и дополнительные, что трудноосуществимо без высокой степени мотивации к изучению химии, основанной на интересе и личностной значимости получаемых знаний.
Кроме того, изучение химии в большинстве образовательных учреждений начинается в восьмом классе. Этим обучающимся 13-14 лет, что приходится, согласно данным возрастной психологии, на средний подростковый возраст. Для данной категории обучающихся характерно явление максимализма, что часто выражается в ситуациях, когда едва у подростка получилось правильно выполнить действие по образцу, как он теряет интерес к выполнению аналогичных заданий. Они кажутся ему лишними, ведь он и так уже всё «понял» и «усвоил». В таких ситуациях серьёзный положительный эффект даёт применение игровых технологий.
Название методической системы: Применение игровых технологий для формирования познавательного интереса обучающихся на уроках химии.
Цель методической системы: формирование устойчивого интереса учащихся к изучению материала на уроках химии посредством применения игровых технологий.
Задачи методической системы:
- Изучить источники информации по игровым технологиям и механизмам их влияния на познавательную активность обучающихся на уроках химии;
- выявить зависимость между различными видами игровых ситуаций и уровнем познавательной активности обучающихся на уроках химии;
- разработать систему уроков по химии с активным применением игровых технологий;
- провести практическую проверку эффективности данной методической системы;
- обобщить, систематизировать результаты проведённой работы и поделиться опытом работы с коллегами.
Гипотеза: предполагается, что использование игровых технологий и элементов этих технологий на уроках будет способствовать формированию устойчивого интереса учащихся на уроках химии и будет выражаться в повышении качества знаний обучающихся по данному предмету.
Философские основы методической системы
Данная методическая система подразумевает следующие философские основы:
Диалектичность. Признание первичности материи и вторичности сознания. Сознание возникает в результате развития материи и является его продуктом. Явления объективного мира и сознания, причинно обусловлены. Предметы и явления не являются статичными, они постоянно развиваются, изменяются, находятся в движении.
Природосообразность. Обучение и воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, сообразно его полу и возрасту.
Методологические подходы методической системы
Методология – это учение о принципах построения, формах и способах научно – познавательной деятельности. Данная методическая система предполагает следующие методологические подходы:
Системный подход. (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов.
Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.). Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса.
Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность - это целесообразное преобразование модели окружающей действительности.
Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской). Образовательные результаты не сводятся к комбинации сведений и навыков, а ориентированы на способность и готовность личности к решению разного рода проблем.
Комплексный подход. (Б. Г. Ананьев). Выделяется такой элемент знания, как педагогический комплекс, который предполагает управляемое объединение разнородных элементов педагогических объектов, процессов и деятельности.
Педагогические принципы методической системы
Педагогический принцип – это теоретическое обобщение, отражающее устоявшиеся и многократно проверенные на практике зависимости организации учебно – воспитательного процесса. Данная методическая системы предполагает реализацию следующих педагогических принципов:
Принцип гуманизации. Этот принцип предполагает психологически благоприятный климат, образующийся при общении участников педагогического процесса.
Принцип объективности и научности. Содержание обучение основано на положениях, соответствующих фактам, не противоречащим состоянию современной науки.
Принцип связи теории с практикой. Содержание каждого занятия должно иметь непосредственную связь с жизнью обучаемого.
Принцип последовательности и систематичности. Преподавание ведётся в строгой логической последовательности и системе. Каждый раздел имеет свое начало и завершение, каждый раздел связан с предыдущим и последующим.
Принцип доступности. Обучение опирается на уже накопленные знания с учётом возраста обучающегося, но ориентируется на дальнейшее их развитие.
Принцип наглядности. Этот принцип предполагает активное использование в процессе обучения органов чувств обучающихся, с учётом правил техники безопасности и гигиенических норм и правил.
Принцип активности обучающихся. Чем более активны обучающиеся в процессе приобретения знаний, тем более прочны эти знания.
4. Педагогические подходы методической системы
Педагогическим подходом называют оформленную в той или иной степени концептуализацию педагогической реальности. Различают общепедагогические и специальные педагогические подходы.
4.1. Общепедагогические подходы
Данная методическая система предполагает реализацию следующих общепедагогических подходов:
Личностно-ориентированный подход. (Д.Н. Богоявленский, Л.В. Занков, Е.Н. Кабанова-Меллер, З.И. Калмыкова, И.С. Лернер, Л.М. Фридман.) Действия педагога обусловлены учётом личностных, возрастных, гендерных и социокультурных особенностей обучающегося.
Деятельностный (системно – деятельностный) подход. (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин). Формирование системы знаний происходит в процессе индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся.
4.2. Специальные педагогические подходы
К специальным педагогическим подходам, применяемым при реализации данной методической системы относят:
Педагогика сотрудничества. (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн). Согласно данному подходу учитель не противопоставляется ученику, он является его другом и наставником.
5. Методы обучения, применяемые при реализации методической системы (по И.Я. Лернеру)
Метод обучения – это процесс взаимодействия между учителем и обучающимися, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Данная методическая система предполагает использование следующих методов обучения:
Объяснительно – иллюстративный метод. Этот метод применяется для формирования первичной базы знаний по предмету. Преподаватель предлагает готовую информацию, которую обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют на бумажном носителе, в своих рабочих тетрадях, и в своей памяти.
Репродуктивный метод. Это очень важный этап, на котором учитель организует деятельность обучающихся где они используют шаблоны полученных знаний и многократно повторяют их. Репродуктивный этап определяет базовые знания обучающихся и служит важным этапом для возможности использования других методов обучения.
Метод эвристической беседы. Этот метод подразумевает серию взаимосвязанных вопросов, часть из которых несёт в себе определённую небольшую проблему. При этом учитель как бы «разделяет» проблему исследования на фрагменты.
Метод проблемного изложения. Этот метод подразумевает постановку учителем такого вопроса, на который обучающиеся сразу не могут найти однозначного ответа. Но учитель указывает им пути решения, анализируя которые обучающиеся приходят к решению проблемного вопроса.
Исследовательский метод. Этот метод возможно реализовать далеко не в каждом классе. Так как он предполагает гораздо большую самостоятельность в формулировании темы, цели, задач исследования, чем метод проблемного изложения, при реализации этого метода больше самостоятельности отводится обучающимся на выдвижение гипотез, их проверку и формулирование выводов. Поэтому данный метод чаще всего применяется фрагментарно, в зависимости от уровня подготовленности группы обучающихся.
Методы воспитания, применяемые для реализации методической системы (по Г.И. Щукиной)
Метод воспитания система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Данная методическая система предполагает использование следующих методов воспитания:
Методы формирования сознания личности.
1.1. Убеждение – это воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств.
1.2. Лекция – это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы.
1.3. Диспут – столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок.
1.4. Пример - метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
2.1. Упражнение - организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.
2.2. Приучение - организация планомерного и регулярного выполнения определенных действий в целях формирования привычек.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности
3.1. Стимулирование – это побуждение, толчок к мысли, чувству, действию.
3.2. Соревнование. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие ответственности и инициативы.
3.3. Поощрение. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытать это состояние психического комфорта как можно чаще.


7. Средства обучения, применяемые для реализации методической системы ( по А.Е.Дмитриеву и Ю.А.Дмитриеву)
Средства обучения это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и обучающихся для достижения поставленных целей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и развития. Данная методическая система предполагает использование следующих средств обучения:
Естественные. Реальные объекты или их изображения.
Объёмные. Чучела, геометрические фигуры.
Изобразительные. Фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов.
Графические. Схемы, чертежи, таблицы, диаграммы.
Символические. Географическая карта, глобус.
Звуковые. Магнитофонные записи.
Мультимедиа. Средства, основанные на компьютерных технологиях. Источник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. Этапы реализации методической системы
В целом система формирования познавательного интереса учащихся на уроках химии посредством применения игровых технологий в общеобразовательной школе позволяет выделить три этапа этого процесса: информативный, определяющий и обобщающий.
8.1. Информативный этап
Этот этап предполагают решение следующих задач:
Выявление факторов, оказывающих влияние на процессы понимания и усвоения обучающимися информации, получаемой на уроках химии. Приложение 1.
Изучение игровых технологий и выявление их видов, которые могут быть применены на уроках химии. Приложение 2.
Дидактическую игру нельзя рассматривать как развлечение или отдых на уроке. Процесс обучения нельзя превращать в игру. Дидактическая игра - это методическое средство, позволяющее произвольно включить ученика в активную творческую учебную деятельность. И как любое другое средство обучения, дидактическая игра в школе должна применяться только в сочетании с другими методами, средствами и приёмами преподавания.
8.2. Определяющий этап
На этом этапе были решены следующие задачи:
Найти и адаптировать различные игры применительно к разделам курса химии средней общеобразовательной школы; Приложение 3.
Разработать цикл уроков с применением игровых технологий или элементов этих технологий; Приложение 4.
Осуществить практическую проверку формирования устойчивого интереса к изучению химии посредством применения на уроках игровых технологий и или элементов этих технологий. Для осуществления этой задачи, мною совместно с классными руководителями классов, в которых я работаю, родительскими комитетами данных классов и при консультации школьного психолога была разработана анкета для обучающихся. Приложение 5.
Выявить взаимосвязь игровых технологий с другими образовательными технологиями. Приложение 6.

8.3. Обобщающий этап
На обобщающем этапе проводятся качественное и количественное определение уровня познавательной активности учащихся, а также уровня, степени обученности и качества знаний обучающихся по химии.
Критерии и показатели уровня познавательной активности обучающихся
В таблице приведены уровни, критерии и показатели сформированности познавательного интереса.
Уровень познавательной активности
Низкий
Средний
Высокий

Критерии
показатели
показатели
показатели

1. Внимание к необычным явлениям
Привлекают внимание на непродолжительное время. Обучающихся интересуют лишь внешние эффекты. Нет самостоятельных попыток выявления сути наблюдаемого предмета или явления. Обучающиеся пассивны при объяснении наблюдаемых процессов. (Ситуативный познавательный интерес)
На длительное время привлекают внимание Обучающихся. Помимо внешних эффектов школьников интересуют причины исследуемого явления или иные свойства предмета, а также области их применения. Обучающиеся могут выдвинуть 1-2 гипотезы и провести их простейшую проверку. (Устойчивый познавательный интерес)
На длительное время привлекают внимание обучающихся. Обучающиеся активно интересуются причинами наблюдаемых явлений, выдвигают множество гипотез, проводят их проверку, при этом, используя эксперимент, моделирование, проводят математическую обработку полученных результатов. Приветствуют предложение учителя продолжить исследование, заинтересовавшего их явления или процесса на более высоком уровне.
(Включение познавательных интересов в систему жизненных целей и планов личности)

2. Использование источников информации
Источниками информации являются учитель и учебник. Нет попыток привлечь дополнительные источники.
Используют различные источники информации, но в них ищут аналогии.
Используют разнообразные источники информации. Информацию критически осмысливают, делают самостоятельные выводы.

3. Оперирование имеющимися знаниями
Практически не наблюдается. Учащиеся не выдвигают гипотез, ищут готовый ответ в учебнике, а если не находят его, то теряют интерес к изучаемому предмету или явлению.
Присутствует. Но активно используются только знания, полученные в рамках изучения одной учебной дисциплины. При возникновении затруднений попытки прекращаются.
Широко применяется. Учащиеся активно используют разнообразные метапредметные связи. При возникновении затруднений снижение познавательной активности не наблюдается.

4. Интерес к выявлению закономерностей, установлению общих признаков и отличий.
Отсутствуют попытки выявить какие-либо закономерности или установить общие или отличительные признаки с другими предметами и явлениями.
Попытки выявить общие закономерности, установить общие и отличительные признаки присутствуют, но если это не удается сделать с 1-2 раз попытки прекращаются.
Учащиеся активно пытаются выявить закономерности наблюдаемых изменений или процессов. Если это вызывает затруднения, обращаются к учителю или дополнительным источникам информации.


9. Результаты применения методической системы
В результате реализации методической системы были получены следующие результаты:




9.1.Динамика качества знаний по химии в параллели по годам обучения.
%
2010-2011 уч. год
2011-2012 уч. год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч. год
I полугодие


8 класс
9 класс
10 класс
11 класс

Уровень обученности
100
100
100
100

Степень обученности
54
55
65
66

Качество знаний
55
58
74
76

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
2010-2011 учебный год
Среднее значение уровня, степени обученности и качества знаний по химии в 8-х классах
%
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть

Уровень обученности
97
100
100
100

Степень обученности
52
58
54
53

Качество знаний
50
62
53
54


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Среднее значение уровня, степени обученности и качества знаний по химии в 10 классе
%
I полугодие
II полугодие

Уровень обученности
100
100

Степень обученности
77
77

Качество знаний
87
87


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
2011-2012 учебный год
Среднее значение уровня, степени обученности и качества знаний по химии в 9-х классах
%
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть

Уровень обученности
100
100
100
100

Степень обученности
52
53
54
59

Качество знаний
53
55
55
67


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Среднее значение уровня, степени обученности и качества знаний по химии в 11-м классе
%
I полугодие
II полугодие

Уровень обученности
100
100

Степень обученности
50
50

Качество знаний
42
42


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


2012-2013 учебный год
Среднее значение уровня, степени обученности и качества знаний по химии в 8-х классах
%
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть

Уровень обученности
100
100
100
100

Степень обученности
56
56
57
61

Качество знаний
76
76
77
79


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Среднее значение уровня, степени обученности и качества знаний по химии в 10-м классе
%
I полугодие
II полугодие

Уровень обученности
100
100

Степень обученности
65
65

Качество знаний
64
84


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
I полугодие 2013-2014 учебного года
Среднее значение уровня, степени обученности и качества знаний по химии в 8-х классах
%
I четверть
II четверть

Уровень обученности
100
100

Степень обученности
64
64

Качество знаний
72
73

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Среднее значение уровня, степени обученности и качества знаний по химии в 9-х классах
%
I четверть
II четверть

Уровень обученности
100
100

Степень обученности
57
56

Качество знаний
57
55


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Среднее значение уровня, степени обученности и качества знаний по химии в 11-м классе
%
I полугодие

Уровень обученности
100

Степень обученности
66

Качество знаний
76

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Вывод: В результате применения игровых технологий и элементов этих технологий на уроках химии по всем параллелям наблюдается положительная динамика:
- уровня активности;
- качества знаний;
- степени обученности обучающихся на уроках.

9.2. Процент использования игровых технологий и их элементов при обучении химии (на основании календарно – тематического планирования и планов проведения уроков)
8 класс
Процент использования

Игровые технологии
33

Элементы игровых технологий
37


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
9 класс
Процент использования

Игровые технологии
10

Элементы игровых технологий
29


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


10 класс
Процент использования

Игровые технологии
43

Элементы игровых технологий
24


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
11 класс
Процент использования

Игровые технологии
27

Элементы игровых технологий
21


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415





9.3. Динамика повышения познавательной активности учащихся на уроках в параллели по годам обучения
%
2010-2011 уч. год
2011-2012 уч. год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч. год
I полугодие


8 класс
9 класс
10 класс
11 класс

Низкий уровень
41
36
32
31

Средний уровень
56
59
61
62

Высокий уровень
3
5
7
7


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Вывод: При применении игровых технологий в сочетании с другими образовательными технологиями, с учётом возрастных особенностей детей, увеличивается познавательная активность обучающихся на уроках.
9.4.Динамика повышения интереса к изучению химии
(по результатам анкетирования)
Вопрос 1. Для Вас химия как наука и учебная дисциплина представляет сложности для изучения?
%
2010-2011 уч. год
2011-2012 уч. год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч. год
I полугодие


8 класс
9 класс
10 класс
11 класс

А. Ни в малейшей мере
2
3
3
3

Б. В некоторой степени да
46
53
56
56

В. Да, это сложно
47
40
38
38

Г. Мне кажется, понять это просто невозможно
5
4
3
3


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Вопрос 2. Не скучаете ли Вы на уроках химии?
%
2010-2011 уч. год
2011-2012 уч. год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч. год
I полугодие


8 класс
9 класс
10 класс
11 класс

А. Конечно нет!
6
5
6
6

Б. Нет, на уроках есть интересные моменты;
77
80
80
80

В. Если честно, то бывает
12
11
10
10

Г. Я там откровенно скучаю
5
4
4
4


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Вопрос 3. Как бы Вы отнеслись к тому, что Ваша будущая профессиональная деятельность будет связана с химией?
%
2010-2011 уч. год
2011-2012 уч. год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч. год
I полугодие


8 класс
9 класс
10 класс
11 класс

А. Возможно, почему бы и нет?
7
42
81
90

Б. Может быть, я пока не задумыва (лся; лась) над этим вопросом;
83
51
12
4

В. Очень бы этого не хотелось
5
3
3
3

Г. Ни за что!
5
4
4
3



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Вопрос 4. Считаете ли Вы химию интересной и важной наукой?
%
2010-2011 уч. год
2011-2012 уч. год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч. год
I полугодие


8 класс
9 класс
10 класс
11 класс

А. да, конечно, это интересная и важная наука
28
36
47
47

Б. интересная, но не очень важная наука
14
12
8
8

В. важная, но неинтересная наука
50
47
42
42

Г. и неинтересная, и не очень важная наука.
8
5
3
3


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Вопрос 5. Как Вы относитесь к играм на уроках химии?
%
2010-2011 уч. год
2011-2012 уч. год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч. год
I полугодие


8 класс
9 класс
10 класс
11 класс

А. это интересно, мне нравится
14
18
20
21

Б. немного необычно, но привлекательно
17
15
12
11

В. Так материал становится более понятным
61
63
65
65

Г. мне всё равно неинтересно и ничего не понятно
5
4
3
3


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Вывод: Применение игровых технологий в сочетании с другими образовательными технологиями способствует повышению интереса обучающихся к изучению химии.
10. Значимость методической системы
Подобраны и адаптированы для курса химии общеобразовательной
школы различные игры;
Разработаны критерии и показатели уровня сформированности познавательной активности учащихся;
Разработана система уроков курса химии средней общеобразовательной школы с активным применением игровых технологий;
Проведена практическая проверка эффективности применения игровых технологий на уроках химии в общеобразовательной школе.



11.Уровень распространения и обобщения опыта по реализации методической системы
Уровень образовательного учреждения::
Заседания школьного методического объединения учителей естественно-научного цикла.
Педагогические советы школы. Приложение 7.
Муниципальный уровень:
Проведение открытого урока с применением игровых технологий 5 февраля 2013 года.
Проведение семинара с элементами открытого учебного занятия «Игровые технологии на уроках химии в средней школе». Декабрь 2013 года. Приложение 8.
Всероссийский уровень:
Статья «Применение игровых технологий на уроках химии с целью повышения уровня понимания и усвоения изучаемого материала». На сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Приложение 9.










Источники информации
Бершадский М.Е. Понимание как педагогическая категория -М.: кафедра образовательной технологии АПКиПРО, 2004.
Загвязинский В.И., Астаханов Р. Методология и методы психолого – педагогического исследования. Уч. Пособие -М.: Академия, 2001
Занько С.Ф. и др. Игра и ученье. – М.: Просвещение, 1992.
Казанцев Ю.Н. «Формула успеха, или как увлечь учащихся новым предметом» // Химия в школе. –2009. - 2. - стр. 15-19.
Корнеева И.А. Активизация познавательных интересов через ролевую игру. – М. Просвещение, 1995.
Мастер-класс учителя химии –М.: Глобус 2009
Минкин Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1983.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М.: Просвещение, 1996.
Селевко Г.К. Воспитательные технологии –М.: НИИ школьных технологий, 2005
Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ –М.: НИИ школьных технологий, 2005
Симонов В.П. Оценка качества в образовании –М.: Издательство МГОУ, 2007.
Симонов В.П. Урок. Планирование, организация и оценка эффективности –М.: Издательство МГОУ, 2006
Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. –М.: ВЛАДОС, 2000
Чернобельская Г.М. Актуальные проблемы методики обучения химии в школе –М.: Педагогический университет «Первое сентября» ,2007.
Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа, 2003.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE 15


13PAGE 143015