Знакомство с разными геометрическими телами и фигурами, научить детей группировать предметы по форме.


Тема: Знакомство с разными геометрическими телами и  фигурами, научить детей группировать предметы по форме.
.
Тип урока: комбинированный
Цель:  Познакомить с геометрическими телами – шаром, кубом. Повторить числа от 1 до 5 .
Задачи:
Образовательные:
Повторить изученные геометрические фигуры: квадрат, круг.
Познакомить учащихся с геометрическими телами: куб, шар.
Учить различать в окружающем мире предметы, имеющие форму изучаемых геометрических тел и фигур.
Формировать навык счёта в пределах 1-5, сравнения чисел, соотнесения числа с количеством предметов.
Учить решать простые задачи и оформлять их решение.
Развивающие:
Развивать пространственное представление и ориентировку, мыслительные операции (умение работать по словесной инструкции, классифицировать, сравнивать), произвольное внимание.
Продолжить работу по формированию правильного произношения, расширять представления об окружающем мире, пополнять словарный запас.
Развивать логическое мышление.
Развивать навык самоконтроля.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, усидчивость, и бережное отношение к игрушкам.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Набор геометрических фигур и геометрических тел.
Предметы, имеющие форму шара, куба.
Наборное полотно “Цифры, знаки”
Раздаточный материал:. Занимательные письменные задания на листах.
ТСО:
Компьютер
Проектор
Экран
Презентация к уроку.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Сообщение новой темы.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление изученного материала. Практическое применение нового.
6. Итог урока.
Ход урока
I. Организация начала урока Каждый день – всегда, везде.
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Счет 1-5.
Загадки
Он и мячик, и клубок,
И Луна, и колобок…(Круг).
Я фигура – хоть куда,Очень ровная всегда,Все углы во мне равныИ четыре стороны.Кубик – мой любимый брат,Потому что я…. (квадрат).  
Учащиеся выбирают на солнышке свои имена, а вместо лучиков прикрепляют луч из прищепок
II. Основная часть урока
Сообщение темы  игрового занятия
Изучение нового материала
Задание «Составление из счетных палочек»
Дидактическое упражнение «Сколько кубиков?».
III. Организация окончания урока
1.Обобщающая беседа
Сегодня мы на уроке продолжим знакомимся с разными геометрическими телами и  фигурами, и научимся их группировать по форме.
1ч. Игра «Волшебный мешочек» (дети стоят полукругом).Учитель предлагает детям на ощупь определить форму предмета в мешочке и назвать ее (в мешочке предметы формы шара, круга, квадрата, куба)
Учитель показывает детям фигуры, форму, которых они определяли на ощупь. Дети называют их.
Ы 
Ребята у Вас в лоточках лежат разные фигуры и тела. Они одинаковые. (НЕТ)
- Возьмите из них квадрат в левую руку, а куб в правую руку.- теперь внимательно рассмотрите фигуры которые у вас в руках. -Что общего в этих фигурах и геометрических телах?
-У них есть углы.
Молодцы.
- Чем они не похожи друг на друга.
А теперь ребята возьмите лист бумаги и - Расположите эти предметы на этом листе бумаги.
-Посмотрите внимательно и скажите, целиком ли фигуры уместились на плоскости листа? 1прием – противоречие.Если все дети отвечают: «Нет».- Что интересного вы заметили?(квадрат полностью поместился на листе, а куб – нет).- Какой возникает вопрос? (почему куб не поместился на бумаге).2прием – столкновение мнений.- Все согласны?Одни дети говорят: «Да», другие – «Нет».-Сколько мнений в группе? (2).- Какой вопрос возникает? (кто прав?)-Давайте разберемся. 
Квадрат лежит на плоскости листа, а теперь обведите его карандашом. Какой след остался – квадрат.
-Теперь обведите куб и посмотрите, какой остался след? – тоже квадрат. - Полностью ли куб лежит на плоскости листа? (нет).- Да, на бумаге лежит только одна грань, а остальные расположены выше листа бумаги. Поэтому квадрат – это плоскостная фигура, а куб – объемная фигура.Также сравнить круг и шар.
 Посмотрите. Ребята все ли предметы круглой  формы одинаковые?
Ответы детей: Нет! Все предметы круглой формы плоские и неустойчивые, кроме одного.
- Правильно, это шар. Он круглый и неустойчивый. Аналогично с предметами квадратной форм.  Как не крути кубик, он устойчив и объемен по форме. У него есть углы. Это куб.
Проводится игра «Прокати в ворота»
Ход игры: Учитель предлагает двум желающим детям прокатить в ворота шар или  куб. одному из них дали шар, другому куб.
Дети по сигналу начинают передвигать предметы, стараясь быстрее прокатить их в ворота.
Ребенок, у которого шар, оказывается у ворот быстрее. Но, когда второй ребенок «прокатывает» куб, воспитатель хвалит обоих и вызывает другую пару детей. Предлагает им самим выбрать предмет, который они будут продвигать к воротам.
Обычно каждый старается взять шар, так как видел, что в предыдущей игре ребенок с шаром быстрее пришел к финалу.
Так же поступают и другие пары детей.
Учитель: Почему вы все берете шар?
Ответы детей: Шар может стоять и катиться, а куб - только стоять, катиться ему мешают углы.
- Молодцы!
А сейчас ребята поиграем в игру « Что изменилось». Для игры на доске прикреплены шар, круг, квадрат и куб). Работа в тетради. « Объедини предметов по форме».
Дидактическое упражнение «Собери цепочку».
1) По сигналу учителя команды составляют цепочку из плоскостных фигур по схеме предложенной воспитателем.
2) Построй дорожку
3) Из скольких кубиков построена ваша дорожка. ( Количественный счет кубиков и показ числа на числовой линии).
- Чем куб отличается от квадрата? (квадрат плоский, куб объемный)
- Чем куб отличается от шара? (есть углы, не может катиться).
- Какое общее свойство у куба и шара? (они оба объемные)
ПРИЗЕНТАЦИЯ.
Рефлексия.О чем мы сегодня говорили?Что нового вы узнали?Что для вас было сложным?Что было интересным?Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня занимались. Мне с вами было интересно.
Учащиеся выполняют задание
Учащиеся выполняют задание
Учащиеся выполняют задание