Позиция студентов в системе межличностных отношений в группе и социально — психологическая адаптация


Позиция студентов в системе межличностных отношений в группе и социально - психологическая адаптация
С первых дней поступления в колледж студент оказывается в новой для себя среде, в непривычной обстановке: новые педагоги, новые товарищи по учёбе, новая система требований. И в этой системе он должен определить свои позиции, своё отношение к профессии, к обучению, к сокурсникам.
В процессе повседневного общения личностные свойства проявляются более явно и ярко. Формируется структура межличностных отношений: выделяются различного типа лидеры, появляются изолированные и отверженные – те, с кем другие, по каким либо причинам не желают общаться. Одни лидеры помогают педагогам в решении учебно – воспитательных задач. Другие оказываются в сане дезорганизаторов или замыкаются вместе со своими друзьями в узкой группировке, поглощённые своими интересами. Образующиеся группировки объединяют своих членов общими нормами поведения, отношением к тем делам, которые являются для них эмоционально значимыми, в том числе и к вопросам учёбы, труда, выполнения общественных поручений, совместному проведению досуга.
Круг близких друзей и приятелей позволяет чувствовать себя психологически защищённым.
В любом случае сплочённая малая неформальная группа накладывает свой отпечаток на поведение студента, на его систему отношений к окружающему миру. Поэтому изучение позиций студентов в системе межличностных отношений является необходимым условием эффективного управления становлением и развитием студенческого коллектива.
Но такой коллектив вряд ли будет создан без активных действий педагогов по регулированию межличностных отношений. Знать и изучать эти взаимоотношения – одна из педагогических задач руководства коллективом. В этом педагогам колледжа могут помочь разработанные в социальной психологии методики изучения системы межличностных отношений, соотношения формальной и неформальной структур коллектива, выявления особенностей групповых норм и правил поведения, способов регулирования конфликтных ситуаций.