Методическая разработка Организация методической работы колледжа по изучению, обобщению, распространению и применению передового педагогического опыта


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Организация методической работы колледжа по изучению, обобщению, распространению и применению передового педагогического опыта
Автор методической разработки
Старший методист ГБОУПО СКСТ
Соломенником ВЛ.
г. Севастополь
2016 г.
Цели методической разработки по теме:
«Организация методической работы колледжа по изучению, обобщению, распространению и применению передового педагогического опыта»
Оказание помощи педагогическим работникам колледжа, методическим службам образовательных организаций СПО города по проблеме «Изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта».
Автор: Соломенникова Валентина Александровна, старший ГБОУПО СКСТ
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский колледж сервиса и торговли»
Адрес: 99038, г. Севастополь, пр. Октябрьской революции, 89.
Тел/факс:41-87-20
Тел.41-87-11
Электронный адрес: sev.skst@mail.ruСОДЕРЖАНИЕ
Введение4
Раздел 1. Теоретические основы обобщения педагогического опыта6
Изучение педагогического опыта6
Обобщение и описание педагогического опыта10
Раздел 2. Формы и методы обобщения и распространения
педагогического опыта12
Примерная схема описания опыта работы преподавателя или мастера производственного опыта12
Формы пропаганды и распространения передового
педагогического опыта13
Приложения19
Список использованной литературы34
ВВЕДЕНИЕ
«Передовой педагогический опыт – это новая образовательная практика, дающая устойчиво высокие результаты»
М.Н. Скаткин
В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и
дополнительного профессионального образования» основная цель вида профессиональной деятельности: организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ.
Создание четкой управляемой и гибкой системы изучения и внедрения новейших достижений педагогической науки и практики в учебно-воспитательный процесс является одним из главнейших заданий методических служб учебных заведений. Еще В.А.Сухомлинский утверждал: «Суть руководства современной школой лежит в том, чтобы в важнейших делах на глазах у учителей создавался, дозревал и утверждался лучший опыт, который вмещал бы в себе передовые педагогические идеи».
Интересные творческие находки педагогов есть в любом учебной организации и педагогическом коллективе. Осмысление передового педагогического опыта: его создание, обобщение, оценивание, внедрение, распространение - ставит перед педагогическими работниками колледжа цепь ключевых вопросов:
Что такое педагогический опыт?
Как определить степень его новизны?
Какая технология его изучения?
Как распространять педагогический опыт, который получил позитивную оценку общественности?
Как работать с педагогами способными к творческой деятельности?
То есть что же такое педагогический опыт? Это результат творческой деятельности педагогического работника с элементами новизны, направленный на реализацию конкретных актуальных задач обучения и воспитания.
К педагогическому опыту, подлежащему изучению, обобщению и внедрению, относятся методы и приемы обучения и воспитания, применяемые преподавателями, мастерами производственного обучения, классными руководителями; формы работы педагогического коллектива колледжа, ценные почины и инициативы, обеспечивающие достижение устойчивых высоких показателей учебно - воспитательного процесса; прочные, глубокие знания, умения и навыки; высокий уровень профессионального мастерства студентов.
Педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы.
Какие могут быть в образовательном учреждении СПО насущные проблемы:
- низкое качество знаний;
- слабая математическая подготовка студентов;
- недостаточный уровень развития речи, мышления, памяти и других психических процессов;
- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
- низкий уровень воспитанности и т.д.
Если есть затруднения, педагогический работник его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим.
Педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОБЩЕНИЯ
ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА
ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
308356040005Изучение опыта работы педагогического коллектива колледжа начинается с подготовительного периода, на протяжении которого определяется проблема для исследования, подбираются объекты для изучения по данной проблеме, проводится теоретическая подготовка к изучению и планирование соответствующей работы.
Работа с педагогическим опытом планируется и осуществляется предметными (цикловыми) комиссиями колледжа. Эта работа проводится по следующим направлениям:
изучение опыта преподавателей специальных дисциплин;
изучение опыта мастеров производственного обучения;
изучение педагогического опыта преподавателей общеобразовательных дисциплин есстественно- математического и гуманитарного цикла;
изучение опыта работы классных руководителей.
Изучать и обобщать целесообразно любой опыт, способствующий решению важнейших задач, стоящих перед системой профессионального образования. Особенно углубленному и разностороннему анализу и обобщению должен подвергаться опыт заслуженных преподавателей и мастеров производственного обучения, новаторов педагогического труда, классных руководителей.
Для анализа и оценки педагогической деятельности и результатов учебно-воспитательной работы преподавателей и мастеров производственного обучения необходимы определенные критерии:
новизна (ее уровень может быть различным — от научных открытий до применения достижения науки и рационализации отдельных элементов педагогического труда);
высокая результативность (результаты обучения и воспитания, достигаемые отдельными педагогами-новаторами, должны быть выше массовых показателей);
доказательность (основные показатели: достаточная проверка временем, получение тех же результатов в работе различных педагогов);
стабильность опыта (результаты опыта должны быть идентичными не только при определенных, но и при изменяющихся условиях обучения и воспитания);
преемственность (опыт всегда согласуется с массовым, не противоречит ему, а развивает и совершенствует его);
перспективность (всякое новое педагогическое явление лишь в том случае является частью педагогического опыта, если есть перспектива развития и применения его на практике). Изучение опыта требует изначально намеченного
плана работы, согласно которому следует определить объект изучения и направление, в котором будет изучаться опыт; изучить достижения педагогической пауки по выбранному направлению, ознакомиться с системой работы выбранного объекта изучения; определить уровень педагогической и профессиональной подготовки преподавателя, мастера производственного обучения, воспитателя, а также творческого потенциала всего педагогического коллектива.
Работа по изучению опыта в колледже направлена на сбор достоверных и типичных фактов в таком количестве, чтобы можно было сделать убеждающие и глубокие выводы. Источниками информации обо всем новом и передовом, что есть в практике учебно-воспитательного процесса колледжа, являются: методические рекомендации по вопросам профессионально- технического образования; материалы семинаров; годовые отчеты о состоянии учебно-воспитательной работы; справки тематических проверок, материалы педчтений, педконференций, педсоветов, предметных (цикловых) комиссий, итоги смотров-конкурсов; отчеты; материалы о работе школы передового опыта и педмастерства.
Изучение педагогического опыта, сбор фактического материала и его анализ осуществляются заместителями директора по учебно-производственной и учебно-воспитательной работе, старшим методистом, председателями предметных (цикловых) комиссий на строго определенной научной основе, позволяющей установить наличие объективных связей между отдельными фактами, явлениями, степень распространения нового в практике работы СПО, выявить, что именно отличает работу передовых педагогов от массовой практики.
Наиболее эффективным способом изучения опыта является непосредственное наблюдение процесса обучения и воспитания (уроки, внеурочные мероприятия, научно-педагогические семинары, творческие лаборатории, научно-студенческое общество, педагогические чтения и т.д.). Наблюдения сочетаются с изучением учебной документации, конспектов студентов, планов уроков, анкетированием, мониторингом, беседами со студентами, руководителями колледжа.
Преподавателю или мастеру производственного обучения, решившему изучить и обобщить свой собственный опыт необходимо:
спланировать работу по изучению и обобщению опыта так, чтобы каждый из этапов достиг своей цели;
провести разносторонний анализ всей деятельности;
выделить из собственного опыта, с одной стороны, пробелы и недостатки, а с другой, - проблемы, решенные оригинально, творчески, и соответствующие идеи, которые могли бы принести пользу другим преподавателям и мастерам;
определить тему доклада, сообщения.
Для первоначального анализа своей работы предлагается следующая схема:
Название проводимой работы.
Поставленные цели и задачи.
Предпринятые пути решения.
Описание хода проводимой работы.
Полученные результаты (положительные и отрицательные).
Общий вывод и определение задач последующей работы. Теоретическая подготовка позволяет осуществлять последовательный перевод нового и полезного в системе своей работы с практического уровня на методический, а затем и на психолого-педагогический.
Для успешной организации работы по изучению преподавателями и мастерами педагогического опыта, председателем предметной (цикловой) комиссии совместно с методистами колледжа определяется следующее:
организация проведения лекций, консультаций по теоретическим вопросам, связанным с работой над проблемой;
сбор новинок методической, педагогической и психологической литературы по проблеме;
ознакомление преподавателей и мастеров колледжа с опытом работы по данной проблеме других учебных заведений России;
планирование работы по изучению проблемы преподавателя и мастера, предметной (цикловой) комиссии колледжа,
разработка системы открытых уроков, проведение внеурочных воспитательных мероприятий, взаимопосещения уроков и занятий, их анализ;
анализ и изучение материалов по выбранной тематике;
оказание помощи в описании отдельных приемов и методов работы, оформлении рукописей;
организация проведения научно-практических конференций, семинаров, педагогических чтении, научно-практических семинаров;
организация по мере необходимости опытной, экспериментальной проверки результативности работы по данной проблеме;
контроль хода и выполнения работы с обсуждением промежуточных и окончательных ее результатов;
обсуждение предварительных итогов работы на предметных (цикловых) комиссиях, педагогическом совете;
рекомендация данного материала к обобщению и литературному оформлению;
организация сообщений или докладов по данной теме в ходе проведения того или иного мероприятия (педагогического совета, совещания, школы передового опыта, педагогических чтений, творческих лабораторий, подготовки статей и т.д.). Для педагогической деятельности преподавателя, мастера производственного обучения, руководителя, владеющего опытом, характерны следующие результаты работы:
глубина и прочность знаний, умений и навыков студентов;
стремление студентов самостоятельно приобретать знания и практически применять их в различных условиях, творческий подход к выполнению учебных заданий;
умение студентов строить свои взаимоотношения в коллективе;
культура труда студентов.
При отнесении положительного педагогического опыта к категории опыта учитывается, что одни и те же результаты могут быть достигнуты с разной затратой сил, времени и средств. Следовательно, в первую очередь рекомендуется признавать опыт, достижения положительных результатов при меньших, чем это имеется в массовой практике, затратах.
Организуя процесс изучения педагогического опыта, изучающий сам должен наблюдать урок, чувствовать на нем атмосферу творчества, посещать внеклассные воспитательные мероприятия и т. п. Однако следует учесть, что посещению и анализу подлежат не отдельные, разрозненные уроки, а их система. Необходимым условием успеха является тесный контакт между теми, кто изучает опыт, и тем, чей опыт изучается.
Самообразование – это доступная, эффективная и необходимая для педагогического работника форма для изучения опыта других педагогических работников. Если это опыт уже описан, доступен и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, методических разработок, памяток, инструкций и т.д. Обобщать зафиксированный опыт можно при большом количестве описаний по одной теме.
1.2. ОБОБЩЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
2958465105410Под обобщением педагоги- ческого опыта понимают выводы общего характера, возникающие в итоге анализа отдельных фактов и явлений педагогического процесса.
Чтобы педагогический опыт мог быть использован, его нужно прежде всего достаточно полно, глубоко и методологически правильно описать. К сожалению, именно эта задача представляет главную трудность для авторов опыта. Они нередко допускают серьезные пробелы, о
шибки в его описании, чем заметно ограничивают возможность его полноценного использования.
Какие требования необходимо предъявлять к описанию педагогического опыта? Внимательное отношение к сохранению целостности педагогических явлений. Как известно, всякое педагогическое явление включает в себя определенные, внутренне необходимые и постоянно связанные между собой элементы: педагога, который призван учить и воспитывать учащегося, которого обучают профессии и воспитывают (в здоровом понимании этого слова); цели и содержание обучения и воспитания; среду, которая существенно влияет на весь процесс формирования и развития личности.
В любом педагогическом опыте все эти элементы всегда присутствуют, и сущность самого опыта заключается в нахождении наиболее оптимальной и продуктивной их взаимосвязи. Между тем в описаниях педагогического опыта часто выступает лишь один какой-нибудь элемент (главным образом, средства обучения и воспитания), а остальные показываются весьма слабо, не раскрывается связь между ними. В результате описания опыта выпадает его внутренняя логика. Тому, кто захочет использовать этот опыт, придется просто копировать описание действий, надеясь, что они приведут к тому же результату, что и у авторов опыта.
При описании опыта необходимо не забывать того, что обучение есть процесс, и, следовательно, педагогический опыт подлежит рассмотрению в его движении.
При описании опыта рекомендуется сохранять единство общего, особенного и единичного. Стремясь достичь экономии в описании, нельзя при этом нарушать целостность описанного опыта. Это достигается вдумчивым отбором минимально необходимых фактов и соображений, отражающих как единичное и особенное, так и общее в данном опыте, а также их внутреннюю связь. В описаниях не должно быть отброшено единичное и особенное за счет сохранения того общего, что было в опыте. Подобная схематизация уничтожаем своеобразие, оригинальность опыта, затушевывает то новое, что несет он в себе.
Преподавателю или мастеру производственного обучения, решившему изучить и обобщить свой собственный опыт, рекомендуется:
спланировать работу по изучению и обобщению опыта так, чтобы каждый из этапов достиг своей цели;
произвести разносторонний анализ всей деятельности;
выделить из собственного опыта, с одной стороны, пробелы и недостатки, а с другой — проблемы, которые решены оригинально, творчески, и соответствующие идеи, которые могли бы принести пользу другим преподавателям и мастерам;
определить тему доклада, сообщения.
Для первоначального анализа своей работы предлагается следующая схема:
Название проводимой работы.
Поставленные цели и задачи.
Предпринятые пути решения.
Описание хода проводимой работы.
Полученные результаты (положительные и отрицательные).
Общий вывод и определение задач последующей работы.
В целях изучения положительных приемов и методов работы подготавливается задание-вопросник тому преподавателю или мастеру, чей опыт обобщается Например:
Составляется отчёт о результатах работы.
Описываются удачные приемы обучения, которые применяются в своей работе.
Какие доклады и сообщения Вы сделали?
Какие разработки Вы создали?
5.Какие новые педагогические технологии применяются в процессе Вашей работы?
6.С каким опытом по Вашему предмету Вы знакомы?
7.Как Вы работаете над своей индивидуальной методической
темой?
8.Какие недостатки в работе учебного заведения мешают Вам в работе?
Анализ ответов на эти вопросы поможет изучить приемы и методы работы преподавателя и мастера. Таким образом пополняется материал, иллюстрирующий наиболее интересные приемы и методы работы преподавателя или мастера, способствующие повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.
Представлять педагогический опыт необходимо в виде краткого конструктивного описания, которому должны быть присущи логическая завершенность, информативность, точность трактовки педагогических понятий, научность описываемых категорий. В опыте следует отразить, зафиксировать оригинальные приемы, методы, средства обучения, творческие находки, которые вы используете в своей практической деятельности.РАЗДЕЛ П. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБОБЩЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОПЫТА
2.1. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОПИСАНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИЛИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
2477770104140Фамилия, имя, отчество, год рождения.
Образование, стаж работы.
Уровень знаний студентов (желательно в течение нескольких лет в различных группах). Общий вывод об уровне знаний студентов.
Взаимоотношения преподавателя или мастера со студентами (из личных наблюдений изучающего опыт, бесед с другими преподавателями, из анкет студентов).
5. Степень заинтересованности студентов предметом (по материалам анкет, а также из сравнения с теми же уроками у других преподавателей). Общий вывод об уровне заинтересованности студентов предметом, который ведет данный мастер или преподаватель.
6. Состояние учебной документации: как ведутся поурочные планы, что в них более тщательно продумывается, состояние журналов учета теоретического и производственного обучения, соотношение оценок, накопляемость оценок у слабых и пропускающих занятия
студентов. Работа по выполнению учебного плана и программы. Общий вывод.
7.Накопление дидактических средств и их использование. Оснащенность уроков (в соответствии с перспективно- тематическим планированием) дидактическими материалами, их качество, приемы и методы использования. Общий вывод о применении дидактических средств в учебном процессе.
8.Состояние конспектов студентов (как ведутся записи, могут ли конспекты оказать помощь студентам при подготовке к экзаменам,количество самостоятельных работ, проверяются ли тетради преподавателем). Общий вывод.
2.2. ФОРМЫ ПРОПАГАНДЫ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ - одна из наиболее массовых форм пропаганды и распространения педагогического опыта, результатов научных исследований и методической литературы.
Задачами педагогических чтений являются:
выявление и обобщение педагогического опыта педагогических и руководящих работников системы СПО, содействие его распространению и внедрению в массовую практику учебно-воспитательной и методической работы;
содействие научно-методическому совершенствованию профессионального мастерства преподавателей, мастеров производственного обучения, руководителей, методистов, развитию их творческой инициативы и научных интересов;
привлечение педагогов к научно-методической разработке актуальных проблем профессиональной школы, к участию в проведении педагогических экспериментов.
для организации и проведения педагогических чтений, разработки вопросов использования достижений педагогической, науки привлекаются методические и научные педагогические работники (авторы педагогического опыта), председатели предметных (цикловых) комиссий. В помощь практическим работникам, желающим принять участие в педагогических чтениях, учебно-методический кабинет разрабатывает примерную тематику докладов.
Примерная тематика по проблеме педагогических чтений:
- Активизация познавательной деятельности студентов. Опыт. Проблемы.
- Современные образовательные технологии, рекомендованные для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
- Качество образования в условиях ФГОС СПО.
- Теория и практика разработки и реализации информационных технологий обучения (современные педагогические технологии обучения и воспитания).
- Формирование и развитие интересов, склонностей и способностей к различным областям науки, техники и культуры.
- Обновление содержания профессионального обучения в условиях реализации ФГОС СПО.
- Использование результатов научных исследований в деятельности преподавателя и мастера производственного обучения.
- Внедрение научных исследований, и новаторского опыта в практику работы.
3168650369570- Оптимизация и интенсификация учебно-воспитательного процесса - одно из основных направлений профессионального образования.
- Воспитание трудовой культуры и профессионального мастерства будущих рабочих и служащих.
- Профессионализм педагогической деятельности руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов СПО профессионального обучения.
- Повышение квалификации – звено непрерывного профессионально-педагогического образования.
- Преемственность всех звеньев системы повышения квалификации педагогических кадров.
Использование методов психолого-педагогических исследований в системе изучения состояния работы педагогических и руководящих кадров, повышения их квалификации.
В тематике педагогических чтений составляется инструктивное письмо и рекомендации по подготовке и проведению педагогических чтений. Примерная тематика сообщается всем педагогическим работникам колледжа. В процессе подготовки докладов тематика может быть конкретизирована в пределах рекомендуемой проблемы.
Рекомендуется примерная структура доклада:
> вводная часть;
> постановка и обоснование учебно-педагогической проблемы;
> конкретные методические приемы автора, их творческий, новаторский характер;
> глубокий анализ применяемых приемов и их влияние на повышение качества обучения и воспитания студентов;
>изложение конкретного материала, подтверждающего эффективность применяемых приемов (результаты педагогического эксперимента, контрольные работы студентов, данные, свидетельствующие о повышении качества успеваемости студентов и т. д.);
научно-обоснованные выводы и рекомендации по внедрению этого опыта другими преподавателями и мастерами производственного обучения, руководителями учебных заведений.
Методист учебно-методического кабинета колледжа в период подготовки педагогических чтений проводят работу с педагогическими работниками по тематике чтений, оказывают им помощь по отбору литературы, описанию собственного опыта, подготовке докладов.
Особое внимание уделяется составлению программы педагогических чтений. Общее правило - не перегружать докладами пленарное заседание и секции педагогических чтений. Предоставить право всем участникам педагогических чтений принять участие в свободной дискуссии по обсуждаемой проблеме.
ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА - одна из наиболее активных форм пропаганды и распространения опыта. Школа опыта дает возможность мастерам производственного обучения, педагогам и другим категориям работников изучать передовые формы, методы и приемы работы в мастерской, учебном кабинете, т. е. в практических условиях.
В зависимости от задач и объема изучаемого материала школы бывают однодневные, многодневные, постоянно действующие; в зависимости от контингента участников и масштаба изучаемого опыта - колледжные, общегородские, всероссийские.
К преподаванию в школе привлекаются
высококвалифицированные специалисты из числа мастеров производственного обучения, преподавателей, методистов.
Количество слушателей школы от 10 до 30 человек. Для практических занятий рекомендуется распределить слушателей на группы по 3—5 человек.
При организации школы создается бюро и назначается руководитель, уточняется контингент участников, разрабатывается программа, подготавливается и размножается необходимая литература, наглядные пособия, разрабатывается проект рекомендаций.
В школе педагогического опыта колледжа находят применение разнообразные формы и методы работы. Прежде всего, это выступление руководителя школы перед слушателями с рассказом о системе своей работы, методике изучения отдельных тем, демонстрации трудовых приемов и упражнений. Проводятся открытые уроки или посещение серии занятий руководителем школы. Иногда занятия в школе носят форму собеседований или диспутов.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ эффективная форма методической работы по пропаганде и использованию результатов научной работы, педагогического и производственного опыта, методической литературы.
Мероприятия по организации научно-практической конференции внимательно продумываются и планируются. На конференции, как правило, всесторонне изучается определенная научно-педагогическая концепция, теория. При подготовке организаторы конференции четко определяют вопросы, которые будут рассматриваться и обсуждаться.
Многое зависит от того, как правильно будет определена тема конференции, при ее подборе в первую очередь надо исходить от фактических потребностей, интересов и запросов педагогических работников.
Как правило, до окончательного определения темы научно-практической конференции проводится анкетирование (опрос) педагогических работников колледжа. Результаты опроса рассматриваются на предметных (цикловых) комиссиях, определяется тема предстоящей конференции. После определения темы составляется примерная тематика выступлений, разрабатывается программа, организуется сбор тезисов докладов, определяются докладчики по основным научным вопросам проблемы.
К подготовке и проведению научно-практической конференции привлекаются специалисты в данной области. В программе работы конференции продумывается и организуется тематическая выставка научно-педагогической и методической литературы. Готовится методический раздаточный материал. Важно, чтобы научно-практическая конференция не заканчивалась с последним словом ведущего. Участники конференции в результате работы должны получить научно обоснованные ответы на поставленные вопросы по проблеме.В процессе обсуждения вопросов, вынесенных на обсуждение, вырабатываются совместные рекомендации научных и педагогических работников по использованию результатов научных исследований в учебно-воспитательном процессе.
«КРУГЛЫЙ СТОЛ» Заседания «Круглого стола» проводятся по конкретным (узким) вопросам, с которыми необходимо ознакомить педагогический коллектив колледжа. «Круглые столы» организуются, как правило, в ходе проведения научно-практической конференции. Вопросы для обсуждения за «круглым столом» выявляются на основе изучения планов, заявок и предложений педагогических работников. В работе «круглого стола» участвует обычно небольшая группа специалистов. Рекомендуется до начала работы подготовить вопросник, с которым заранее знакомятся участники «круглого стола». Например, при организации работы «круглого стола» по теме «Повышение качества профессиональной подготовки на основе внедрения ФГОС СПО» для обсуждения были предложены следующие вопросы:
Пути перестройки содержания, форм и методов обучения в современных условиях на основе стандартов.
Интенсификация учебного процесса при использовании на уроках государственных стандартов.
Технологичность как свойство современного образования.
Технология «Портфолио».
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).
Технология «Интеллект-карты» (Mind maps).
Технология «Креативное письмо».
Учебные исследования студентов.
Метод проектов.
Кейс-стади или метод анализа единичных ситуаций.
Смена позиций педагога.
Подготовка педагога к реализации принципа открытости в образовании.
Результативность и успех работы «круглого стола» зависит от многих факторов, но прежде всего от компетентности ведущего и заинтересованности его участников. На заседание «круглого стола» желательно пригласить научных сотрудников отраслевых научно-исследовательских институтов, работников научно-методических организаций, высших, учебных заведений и т. д.
Участники «круглого стола» до начала его работы должны быть ознакомлены с проблемой, которая будет рассматриваться. Иметь соответствующую литературу и раздаточный материал.
Результатом работы «круглого стола» могут быть методические рекомендации для педагогических работников колледжа; предложения по использованию результатов научных исследований и методической литературы для совершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения качества подготовки и переподготовки рабочих; создание авторских коллективов для разработки и создания учебной и методической литературы; предложения по совершенствованию имеющейся методической литературы по данной проблеме.
ДНИ ИНФОРМАЦИИ С целью оперативного ознакомления педагогических работников колледжа с новейшими достижениями науки и техники, педагогического и производственного опыта, а также новыми поступлениями методической литературы ежеквартально проводится День информации, основой которого является, с одной стороны, открытый просмотр новых поступлений методической литературы, с другой стороны, пропаганда результатов научных исследований, педагогического и производственного опыта. Эффективность Дня информации зависит от того, насколько правильно и продуманно был подобран необходимый материал и проведены подготовительные мероприятия. В план подготовки Дня информации можно включить следующие мероприятия: объявление (оповещение) о Дне информации; подбор материалов; организация, открытого просмотра материалов; подготовка библиографического обзора материалов; встреча с авторами методической литературы, педагогического и производственного опыта. При организации тематического Дня информации информационный материал подбирается в соответствии с перечнем профессий, по которым ведется подготовка и переподготовка рабочих в профессиональном учебном заведении.
Организаторами этих мероприятий могут быть библиотекари, заведующие педагогическими (методическими) кабинетами, председатели предметных (цикловых) комиссиях колледжа.
Для проведения Дня информации в имеющемся фонде библиотеки колледжа отбираются необходимые литературные источники. Недостающие источники заказываются по межбиблиотечному абонементу.
Для организации открытого просмотра проводятся тематические выставки, которые представляют не только новейшую литературу по теме, но и литературу, вышедшую в последние годы. Литература, представленная на выставке, должна пройти библиотечно-библиографическую обработку, быть сгруппирована по разделам. Эту работу проводит библиотекарь учебного заведения. В ходе подготовки тематической выставки составляется перечень литературы по теме с использованием каталогов и картотек. Литература систематизируется, выделяются основные разделы, составляется краткий обзор выставки. Рекомендуемый срок действия тематической выставки, как правило, 1 месяц. Во время выставок организуются обзоры методической литературы. Устные библиографические обзоры (проводятся библиотекарем) - эффективная форма массовой и групповой информации инженерно-педагогических работников о новинках литературы. Обзоры новой методической литературы проводятся по мере поступления нескольких изданий. Обзор сопровождается показом литературы и краткой аннотацией того нового и интересного, что в ней содержится. В работе принимают участие председатели предметных (цикловых) комиссиях. С целью пропаганды литературы обращается внимание слушателей на материалы, которые могут быть использованы на уроках теоретического и производственного обучения.
Эффективность Дня информации определяется по числу участников, количеству используемых источников информации, количеству запросов на представленную литературу.
По каждому Дню информации желательно иметь краткий отчет о проведении мероприятия.
Приложение 1
Рассмотрение объекта педагогического опыта
Тема (проблема) опыта________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Где хранится материал об опыте________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мероприятия по внедрению опыта (организованная школа передового опыта, творческая группа, дана методическая рекомендация, создан видеофильм, проведен семинар, осуществляется наставничество и т.п.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество носителя опыта__________________________________
Год рождениядолжность_______________________
Педагогический стажНаграды, звания_______________
Выводы (уровень готовности к распространению, возможные формы дальнейшего внедрения и распространения, возможный уровень использования и т.п.)_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоги последней аттестации____________________________________________
____________________________________________________________________
Содержание опыта (руководящая идея, цель, новизна, практическая значимость, уровни актуальности и т.д.)_________________________
____________________________________________________________________
Кто, когда изучал опыт_________________________________________________
____________________________________________________________________
В какой форме обобщен опыт (описания, альбом, буклет, видеофильм ,плакат, стенд и т.д.___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кем одобрен опыт (постановление педагогического совета, методического совета колледжа)______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУПО СКСТ
________________
«___»___________20___ г.





Старший методист
ГБОУПО СКСТ В.А. Соломенникова
Приложение 3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
СОГЛАСОВАННО
на заседании Методического совета
ГБОУПО СКСТ
Протокол № ___ от « 22 » июня 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУПО СКСТ
___________________И.Н. Смолякова
« 24 » июня 2016 г.
Научно-практическая конференция
«Современные образовательные технологии – условие успешной реализации ФГОС»
Цели и задачи:
- привлечение педагогических работников колледжа к творческой проектной деятельности, к решению актуальных проблем профессионального образования;
- активизация творческой и интеллектуальной инициативы педагогических работников;
- демонстрация и пропаганда лучших достижений педагогических работников;
- совершенствование профессиональной компетенции педагогов в контексте реализации образовательных технологий ФГОС;
- изучение опыта деятельности педагогических работников, вовлечение их в исследовательскую и иную научную деятельность в области профессионального образования.
Дата и место проведения конференции:
Дата: 29 июня 2016 года
Время: 10.00
Место: кабинет № 15 ГБОУПО СКСТ
Условия участия в конференции:
- работы должны носить проблемный, исследовательский характер, отличаться новизной, актуальностью, теоретической и практической значимостью, грамотным и логичным изложением материала, обязательно содержать следующие части: постановку проблемы (задачи), методы ее решения, выводы, отличия (преимущества) от известных решений;
- текст работы представляется в Методический совет колледжа в электронном и печатном варианте в одном экземпляре. Ф.И.О. автора печатаются в правом верхнем углу первой страницы строчными буквами курсивом. Далее печатается наименование статьи и организации;
- по итогам конференции формируется сборник статей;
- все работы, удовлетворяющие тематике и задачам конференции, публикуются на сайте колледжа, авторы получают сертификат.
План
научно-практической конференции
«Современные образовательные технологии – условие успешной реализации ФГОС»
№ п/п Время
Тема выступления Докладчик
10.00 – 10.05 Открытие конференции Вступительное слово Директор
Смолякова И.Н.
10.05 – 10.15 Инновационная деятельность педагога в современных условиях Старший методист
Соломенникова В.А.
10.15 – 10.25 Персональный сайт преподавателя как средство формирования информационного пространства образовательного учреждения Преподаватель высшей категории Шутька В.Н.
10.25 - 10.35 Работа преподавателей колледжа с одаренными студентами Преподаватель высшей категории Ткач В.П.
Практическая часть конференции
10.40 – 10.50 Применение современных инновационных технологий преподавателями, мастерами п/о профессиональных модулей Мастер п/о
первой категории
Крюкова И.Н.
10.50 – 11.05 Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) 2016 Преподаватель Беликова Л.Н.
(опыт)
11.10 – 11.20 Организация научно-исследовательской работы студента как фактор повышения качества профессионального образования Преподаватель первой категории
Васюнина Т.С.
11.20 – 11.30 Инновационный подход к организации контроля деятельности студентов колледжа (портфолио студента) Мастер п/о
первой категории
Каменецкая Л.В.
11.30 – 11.45 Формирование фонда оценочных средств (КОС) Преподаватель высшей категории
Машнина О.А.
11.50 – 12.00 Подведение итогов научно-практической конференции Директор
Смолякова И.Н.
Старший методист ГБОУПО СКСТ _______________ Соломенникова В.А.
Приложение 4
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
СОГЛАСОВАННО
на заседании Методического совета
ГБОУПО СКСТ
Протокол № 4 от « 14 » декабря 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУПО СКСТ
___________________И.Н. Смолякова
«_____»____________2015 г.
28 декабря 2015 г. в 09.00 в кабинете № 10 состоятся «Педагогические чтения» по теме:
«Современные образовательные технологии, рекомендованные для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)»
Целью проведения «Педагогических чтений» является активизация вовлечения педагогов колледжа в освоение и применение современных образовательных технологий, обсуждение теоретических и практических проблем в рамках реализации ФГОС СПО.
Задачи:
- получить полное представление об образовательных технологиях и их использовании в практической работе;
- проработать этапы внедрения образовательных технологий (практикум) во время практических занятий;
- повысить профессиональный уровень, поделиться опытом с коллегами колледжа;
Методическая цель: Показать коллегам формы и методы «Педагогических чтений» с использованием информационных технологий.
ПЛАН
проведения «Педагогических чтений» по теме:
«Современные образовательные технологии, рекомендованные для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)»
№ п/п Время
Мероприятие Ответственный
28.12.2015 г.
09.00 Регистрация участников Методист
09.05 Открытие педагогических чтений.
Приветственное слово директора колледжа Директор Смолякова И.Н.
09.15 Выступление участников педагогических чтений с презентациями Педагоги колледжа
10.45-11.05 Перерыв Семинар-практикум
11.05 Краткая информация об особенностях проведения семинара-практикума по теме педагогических чтений Преподаватель обществознания
Смолякова Дарья Кирилловна
11.10 Практическое занятие № 1 по теме: «Технология «Портфолио» 11.20 Практическое занятие № 2 по теме: «Технология «Карты мышления или интеллект-карты» 11.30 Практическое занятие № 3, №4 по теме: «Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) 11.50 Практическое занятие № 5 по теме: «Творческие работы» (технология «учебных исследований» или «метод проектов») 12.05 Практическое занятие № 6 по теме: «Креативное письмо» 12.35 Рефлексия. Оценка эффективности Педагогических чтений. 12.50 – 13.00 Подведение итогов. Достижение поставленных целей и задач. Старший методист
Директор
Приложение 5
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУПО СКСТ
________________ И.Н. Смолякова
«___»___________2015 г.
ПЛАН
работы семинара-практикума мастеров производственного обучения кулинарного отделения на 2015-2016 учебный год
№ п/п Тема занятий Дата проведения Место проведения Ответственные
Приготовление слоеного теста и изделий из него 12 ноября
2015 г. столовая СКСТ Нестандартные оформления Новогоднего стола 15 декабря
2015 г. каб. № 15 Мастер-класс «Барный кейтеринг. Креативная подача коктейлей» декабрь
2015 г. ОАО Севбар «Селфибар» Эксклюзивное оформление кондитерских изделий январь
2016 г. Кондитерский цех Онищенко Л.А.
Курка С.
Лазарев А.
Приготовление пряничного теста, оформление айсингом февраль
2016 г. Кухня-столовая Беликова Л.Н.
Копцова Т.М.
Мастер-класс «Разноцветные бисквиты» март
2016 г. столовая СКСТ Беликова Л.К.
Онищенко Л.А.
Мастер-класс «Молекулярная кухня» апрель
2016 г. Столовая СКСТ Копцова Т.М.
Плуталова Е.В.
Старший мастер производственного обучения ___________Мазан Л.И.
Приложение 6
Государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования города Севастополя
«Севастопольский колледж сервиса и торговли»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУПО СКСТ
_______________И.Н. Смолякова
«____»___________2015 г.
ПЛАН
работы школы передового опыта
на 2015-2016 учебный год
Школа передового опыта как форма методической работы реализует цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества. ШПО тесно сотрудничает со школой молодого педагога в качестве наставников молодых педагогов.
Задачи:
- стимулирование заинтересованности педагогов в результатах инновационной образовательной деятельности, освоении инноваций и их внедрении в педагогическую практику;
- повышение престижа педагогов, активно участвующих в совершенствовании содержания и методов образовательной деятельности, достигших высоких результатов обучения студентов;
- создание открытого информационного банка передового педагогического опыта в Колледже;
- издание продуктов обобщения передового опыта;
- повышение качества педагогического мастерства и результатов освоения профессиональных, общих компетенций, знаний, умений и навыков студентов;
- внедрение в практику опыта работы педагога инновационных разработок, адаптируемых к условиям Колледжа.
Приоритетные направления:
- изучение и внедрение современных образовательных технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных технологий, разработка цифровых образовательных ресурсов;
- развитие учебно-исследовательской работы со студентами профессиям;
- организация наставничества.
В колледже утвержден план работы школы передового опыта, в котором намечены следующие мероприятия:
семинары по темам: «Способы формирования профессионально-педагогических компетенций педагогов колледжа», «Мастерство педагогов колледжа»;
семинары по обмену опытом по темам: «Организация работы педагогических работников колледжа по созданию УМК», «Мониторинг и диагностика УВП в новых условиях образования», «Возможности интерактивного оборудования и информационных технологий в УВП», «Портфолио педагогических работников и студентов колледжа»;
проведение открытых уроков по применению информационных технологий;
проведение круглого стола по составлению УМК, практических методических пособий;
демонстрации новых педагогических технологий.
№ п/п Содержание работы и тематика заседаний Срок исполнения Ответственный
Организация наставничества
1.1 Задачи на новый 2015-2016 учебный год;
Сентябрь 2015 г. Ткач В.П.
Шутька В.Н.
1.2 Семинар «Творческий педагог способен зажечь в студентах жажду познания» Сентябрь 2015 г. Ткач В.П.
Шутька В.Н.
1.3 Закрепление молодых педагогов за наставниками Сентябрь 2015 г. Руководители ПЦК
Перцева С.И.
1.4 Посещение открытых занятий педагогов «Школы передового опыта» В течение года
по графику Руководители ПЦК
1.5 Семинар «Организация современного занятия» Октябрь 2015 г. Перцева С.И.
1.6 Контроль проведения занятий молодыми специалистами В течение года
по графику Члены школы
Изучение и внедрение современных образовательных технологий
Мастер-класс «Использование сетевых технологий в обучении» Ноябрь 2015 г. Михина О.Н.
Выпуск методических пособий, публикаций; создание цифровых образовательных ресурсов В течение года
по графику Руководители ПЦК
Семинар «Формирование фондов оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС СПО по программам подготовки специалистов среднего звена» Декабрь 2015 г. Шутька В.Н.
Проведение открытых занятий с использованием современных образовательных технологий В течение года
по графику Крюкова И.Н.
Круглый стол «Методические приемы активизации образовательной деятельности студентов на занятии теоретического обучения» Февраль 2016 г. Артюхина Н.А.
Перцева Н.И.
Развитие учебно-исследовательской работы со студентами по дисциплине, специальности.
3.1 Семинар «Организация поисково-исследовательской деятельности студентов» Апрель 2016 г. Руководители студенческого общества.
Васюнина Т.С.
3.2 Участие в научных конференциях В течение года
по графику Руководители ПЦК
4. Виды сайтов в образовании. Для чего педагогу нужен персональный сайт Декабрь 2015 г. Ткач В.П.
5. Сайтостроение в системе UCOZ Декабрь 2015 г. Мелешко И.В.
6. Проведение консультаций по сайтостроению Декабрь 2015 г. Перцева С.И.
Ткач В.П.
7. Круглый стол «Инновационные процессы в обучении. Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы» Январь 2016 г. Заместители директора, председатели ПЦК
8. Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности педагогических работников в коллективе колледжа. «Формула успеха – формирование общих и профессиональных компетенций педагогов, выявление их творческого потенциала по графику (из опыта работы)»
Май 2015 г. Педагог-психолог
9. Посещение молодыми специалистами занятий опытных педагогов
В течение года
по графику Педагоги-наставники
10. Подведение итогов работы школы передового опыта. Методическая выставка достижений педагогов Июнь 2016 г. Перцева С.И.
Старший методист ________________________ Соломенникова В.А.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Махмутов М.И., Современный урок. 1981.
Скаткин М.Н. Изучение и обобщение педагогического опыта. 1972.
Журнал «Управление современной школой. Завуч», 2016 г.
Профессиональный педагогический журнал «Учитель», 2016 г.
Журнал «Среднее профессиональное образование», 2015 г., 2016 г.
Журнал «Инновации в образовании», 2016 г.
Журнал «Профессиональное образование в современном мире», 2013 г.
Журнал «Педагогическая мастерская», 2016 г.
Научно-методический журнал «Методист», 2016 г.