Методические рекомендации. Готовимся к итоговому сочинению по литературе.


Итоговое сочинение – одно из ключевых событий наступающего учебного года для выпускников. Уже известны тематические направления, подготовленные ФИПИ. А именно: «Разум и чувства»; «Честь и бесчестие» ; «Победа и поражение»; «Опыт и ошибки»; «Дружба и вражда». В интернете уже можно найти приблизительные темы. Это хорошо, есть от чего оттолкнуться, с чего начать.
Чтобы начать готовиться к сочинению, знать темы необязательно, да и невозможно дать готовых сочинений. Ученикам важно освоить технику создания сочинений.Достаточно изучить основные приемы и отработать их на практике.
Хочу предложить несколько, на мой взгляд, полезных приемов работы по подготовке к декабрьскому сочинению.
Первое, с чего необходимо начать, это разобраться в самих понятиях, которые составляют тематические направления. Перед нами абстрактные понятия, значение которых зачастую дети не знают или имеют о них неполное представление. Это важный этап в работе над сочинением. В дальнейшем упрощается работа с литературным материалом.По толковому словарю определяем значение слов «честь», «бесчестие» , «опыт», «ошибки» и тд.
Следующий этап работы- это выбор темы. Мы выбираем тему, которая нам наиболее понятна и близка. И здесь просто необходимо разбираться в понятиях. Напомню, что мы работаем с приблизительными темами.
Вот одна из тем в направлении «Честь и бесчестие»:«Что значит идти дорогой чести?». С ней и будем работать.
Вспоминаем, что такое честь.
Честь-этодостойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы; хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.
Теперь снова обращаемся к выбранной теме и рассуждаем, что идти дорогою чести- это значит всегда совершать достойные уважения и гордости поступки, придерживаться моральных принципов и при любых обстоятельствах сохранять свое доброе имя. Отвечая на вопрос конкретно по этой теме, мы уже заявляем основную мысль нашего сочинения, идею, которая должна лейтмотивом пройти сквозь текст, собирая его части в единое целое.
Когда становится понятно, о чем писать, можно начинать работу по отбору литературного материала.
Для удобства предлагаю начертить таблицу.
Тема Подбор произведений Подбор героев Их поступки
Что значит идти дорогой чести ?«Капитанская дочка» А.С.Пушкин Гринев
Швабрин (пример «от обратного») -благородство по отношению к Маше; преданность своему делу, Родине. Под страхом казни отказывается служить Пугачеву.
-Бесчестен с Машей, с Гриневым.Полная утрата представлений о честиприводит Ш. к измене.
«Судьба человека» М.Шолохов Андрей Соколов - ничто не может сломить героя, сильный дух находит выражение в достойных уважения поступках.
«После бала» Л.Н.Толстой
Полковник Б. -разные обстоятельства и разные поступки. Добрый и любящий отец, в то же время жестокий, безжалостный военный (сцена на плацу). Он не знает таких понятий, как честь, совесть. Быть великодушным и добрым «по ситуации», не значит идти дорогой чести.
«Песня про купца Калашникова…»
М.Ю. Лермонтов Купец Калашников За честь семьи жертвует своей жизнью.
Следующим этапом будет составление плана.Это обязательная работа. План помогает выстраивать мысли последовательно, не сбиться с идеи сочинения.
На следующем этапе работы нужно продумать вступление. Виды вступлений учащимся уже знакомы. К нашему сочинению подойдет вступление «ОТ «Я». По предложенным направлениям это одно из выигрышных вступлений.
Пример: «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, актуальна во все времена. А особенно в наши дни, когда все больше можно встретить людей, для которых моральные принципы, нравственность являются пустым звуком…
Концовка сочинения может перекликаться с зачином. Слова почти те же, а мысль должна звучать обязательно новая.
Пример:Идти дорогою чести- это значит всегда совершать достойные уважения и гордости поступки, придерживаться моральных принципов и при любых обстоятельствах сохранять свое доброе имя. Вот только, когда выбираешь дорогу чести, нельзя забывать, что честным наполовину быть не получится. Это уже другой путь, и он не похож на путь честного человека. А какой путь выбрать, решать вам. Вот только на ум почему-то сразу приходит пословица «Береги платье снову, а честь смолоду»…
Следующий этап –работа над логическими переходами. Это помогает сделать сочинение ярким,показать хорошее владение речью.
Можно предложить  для связи абзацев способ, который называется «Переход- соединение»
Пример: -Следующий герой, не отступивший от своих принципов…
- В другом произведении автор хотел показать нам…
Также здесь хорошо подойдет тип логического мостика «Прямая связь»
Пример: -Рассмотрим теперь поступки героев в произведении…
-Проанализируем этот рассказ…
После проделанной работы можно приступать к написанию сочинения.
Вот пример готового сочинения.
Что значит идти дорогой чести?
Я не случайно выбрала эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени.
К теме чести в своих произведениях обращались многие авторы. Чаще всего о чести и благородстве писали, на мой взгляд, писатели 19 века. Для них эта проблема звучала особо остро и актуально.
Но что же такое честь? Это верность своему слову, самому себе, соблюдение моральных принципов и нравственных качеств.Значит, идти дорогой чести-это честно жить, быть благородным, совершать нравственные поступки. И делать это нужно не иногда, а всю жизнь. Здесь не может быть «золотой середины». И только тогда про человека можно сказать: он идет по жизни дорогой чести.
Для меня человеком чести всегда был, есть и будет А.С.Пушкин. Верный своим убеждениям, честный, несломленный тиранией власти, погиб на дуэли, защищая честь своей семьи.
Писатель шел дорогой чести, поэтому остро воспринимал всяческие проявления бесчестия. Проблему чести и бесчестия решает он в повести «Капитанская дочка».«Береги честь смолоду».Такое напутствие отец дает Петруше Гриневу, провожая сына на военную службу. И уже сам поступок Андрея Петровича Гринева, который вместо Петербурга отправляет сына в «сторону глухую и отдаленную», чтобы Петруша стал настоящим офицером, характеризует его как человека чести и долга. Гриневы — старинный дворянский род. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства. Вся дальнейшая жизнь главного героя подчинена выполнению отцовского завета.
С честью выходит Петр Гринев из любых жизненных ситуаций. Будь то карточный долг, отношения с Машей или выбор между предательством и смертью.Ничто не сломило героя, ни разу не свернул он с дороги чести.
Другой автор, ВКаверин, в своем романе «Два капитана» решает проблему чести как важнейшей нравственной категории; говорит о ее необходимости во взаимоотношениях между людьми. В романе автор показывает два возможных жизненных пути: путь чести и путь беспринципности, подлости, бесчестья.
Главный герой романа- Саня Григорьев -образец истинной чести. Он честен сам и не терпит нечестность со стороны окружающих. В любой ситуации он остается верен себе. Саня не можетмолчать, когда узнает, что директор школы Николай Анатольевич Татаринов, намереваясь свести личные счеты с учителем географии, хочет подставить его и выгнать из школы. Сашу Григорьева не останавливает гнев директора, подлого, беспринципного человека. Герой видит несправедливость и не может допустить ее.Саша Григорьев выбрал дорогу чести ипронес через всю жизнь свою порядочность, моральные принципы, благородство.
Таким образом, идти дорогой чести-это жить по нравственным законам, жить «по совести». Это непростая дорога. К сожалению, с неё сойти проще, чем пройти этот путь до конца. Но каждый должен помнить, что честь берегут смолоду, чтобы на всю жизнь не запятнать свое доброе имя.
Виолетта Б.,ученица 11 классаЛитература
Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. М., Школа-пресс, 1995.
. Ожегов  С.И.  и  Шведова  Н.Ю.  Толковый  словарь  русского  языка. М., 1992.