Методические рекомендации по подготовке к сочинению-допуску 2016-2017

Методические рекомендации по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2016 – 2017 учебном году
Направления
Примерные темы сочинений
Рекомендуемые произведения для прочтения и анализа
Примечание
Цитаты

«Разум и чувство» 
1. «Готов ли разум подыграть, Когда душе открыто буйство?» (О.Василенко)
2.Чего больше в любви: чувства или разума?
3.Бывает ли любовь разумной?
4.Что руководит поступками человека в экстремальной ситуации: чувства или разум?
5. Почему сложные решения рекомендуют принимать “с холодной головой”?
6. Когда “ум с сердцем не в ладу”? (Грибоедов)
7. Есть совесть – есть и стыд.


Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася»
И.А. Бунин «Чистый понедельник», «Темные аллеи», «Солнечный удар», «Легкое дыхание», «Холодная осень»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет, «Олеся»»
А.М. Горький «Старуха Изергиль»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
И.А. Гончаров «Обломов»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

направление ориентировано на размышления о чувстве и разуме как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека

«Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей» (Аристотель)
«Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы невольны» (Г. Флобер)

«Честь и бесчестие» 
1. «Ненавижу, люблю и мечтаю, 
И бесчестие знаю и честь» (В.Морозов)
2. «Пока сердца для чести живы». (А.С.Пушкин)
3. В чем различие между честью и честностью?
4. Как вы понимаете слова честь и бесчестие?
5. Честь и честность ум рождают, а бесчестность его забирают.
6. Что значит идти дорогой чести?

Л.Н. Толстой «Война и мир»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича»
Джек Лондон «Белый клык»
В.В. Быков «Сотников»
А.П. Чехов «Студент»
В.Г. Распутин «Уроки французского», «Пожар», «Женский разговор», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Живи и помни»
В.П. Астафьев «Печальный детектив»
О.О. Павлов «Конец века»

направление нацелено на размышления о чести и бесчестье как полярных понятиях

«Честного человека можно преследовать, но не обесчестить» (Вольтер)
«Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности» (Цицерон)
«Честь дороже жизни» (Ф.Шиллер)
«Береги платье снову, а честь смолоду» (Пословица)


«Победа и поражение» 
1. Можно ли прожить счастливую жизнь без побед?
2. Самая главная победа – победа над собой.
3. Что помогает одержать победу на войне?
4. Может ли поражение стать победой?
5. Когда победа хуже поражения?
6. Следует ли извлекать уроки из поражений?
7. Чем хороша и чем плоха жажда победы?

Л.Н. Толстой «Война и мир»
Б.Л. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие»
В.П. Астафьев «Царь-рыба»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
А.П. Чехов «Вишневый сад»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
М.А. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
И.А. Гончаров «Обломов»
М. Горький «На дне»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

направление дает возможность поразмыслить над такими проблемами, как победа и поражение в войне, с самим собой, причина и цена победы или поражения

«Победа ослабляет народ: поражение пробуждает в нем новые силы...» (Антуан Сент-Экзюпери)
«На моем корабле множество флагов, но среди них нет белого» (Тед Тернер)
«Поражение и победа одинаковы на вкус. У поражения - вкус слез. У победы - вкус пота»
(Ольга Муравьева)
«Список своих редких побед человек составляет лишь затем, чтобы не думать о своих постоянных поражениях» (Марк Аврелий )
«Чтобы выиграть “войну” ,иногда нужно проиграть “бой”» (Н. Бонапарт)
«Победа над страхом придаёт нам силы» (В. Гюго)
«Победы можно быстро добиться, трудно ее закрепить» (Ранке)



«Опыт и ошибки» 
1. У всех есть право на ошибки
2. Любой опыт важен, и нет деления на позитивное и негативное
3. Почему нужно анализировать свои ошибки?
4. Согласны ли в с тем, что ошибки - это ключевой компонент жизненного опыта?
5. Что добавляет читательский опыт к жизненному опыту?
6. Как вы понимаете высказывание “жизнь прожить - не поле перейти”?
7. Какую жизнь можно считать прожитой не зря?

Л.Н. Толстой «Война и мир»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
А.П. Чехов «Ионыч»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
Ги де Мопассан «Ожерелье»


направление даёт возможность проанализировать возможные пути приобретения человеком жизненного опыта 
«опыт, сын ошибок трудных» (А.С.Пушкин)
«Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью» (Филлис Терос)
«Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки» (Лоуренс Питер)


«Дружба и вражда» 
1. Есть в логике нашей изъян:
Что прощаем врагам,
Не прощаем друзьям.
2. Какие качества раскрывает в человеке дружба?
3. Друг и приятель – в чем разница?
4. С другом друг бранится – недруг веселится.
5. Легко ли обрести истинного друга?
6. Как сохранить дружбу?
7. Когда вражда может перерасти в дружбу?

Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Э.М. Ремарк «Три товарища»
Даниель Дефо «Робинзон Крузо»
В.А. Каверин «Два капитана»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери»
А.А. Фадеев «Разгром»
И.А. Гончаров «Обломов»
В.Г. Короленко «В дурном обществе»

направление связано с размышлениями о ценности человеческой дружбы, о возможном превращении вражды в дружбу и наоборот
«Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши» (Расул Гамзатов.)
«Я друзей не по пальцам считаю,
А врагов мне по пальцам не счесть» (В.Морозов)
«Никогда не судите о человеке по его друзьям.
У Иуды они были безупречны» (Французский поэт Вале)
«Человек часто сам себе злейший враг» (Цицерон).




15