Выступление на методическом объединении УВК с. Краснохолм по теме: «Обобщение передового педагогического опыта, как фактор повышения качества образования»


Выступление на методическом объединении
УВК с. Краснохолм по теме:
«Обобщение передового педагогического опыта, как фактор повышения качества образования»
(выступающий: Салтаева Е.Ю.
методист I квалификационной категории 21.10.2014 г.)
Изучение и обобщение передового опыта рассматривается в психолого-педагогической литературе как неотъемлемая составная часть любого педагогического исследования, как метод и как особый вид исследования, направленного на выявление и пропаганду достижений педагогов.
«Передовой педагогический опыт» относится к числу фундаментальных категорий педагогической науки, поэтому следует определить сущность этого понятия. Он может рассматриваться как нечто новое, неизвестное ни науке, ни практике, а может быть определен просто как педагогическое мастерство учителя.
Для оценки педагогического опыта используются следующие критерии:
высокая результативность и эффективность (результаты воспитания и обучения должны быть выше, чем у других учителей.);
наличие элементов новизны (подразумевается различная ее степень: от модификации отдельных сторон педагогического труда до научных открытий);
оптимальность (достижение более высокого результата возможно при рациональной затрате времени и сил учителя и ученика);
актуальность (Высокая значимость данного опыта, соответствие требованиям жизни, тенденциям общественного развития);
возможность творческого применения опыта (подтверждение в работе других учителей).
Изучение передового педагогического опыта носит аналитический характер и представляет собой процесс сбора информации, расчленения ее на составляющие элементы, их оценку с точки зрения педагогической эффективности, выяснения функции каждого выделенного элемента в целостном педагогическом опыте.
Обобщение передового опыта предполагает выводы как итог проведенного анализа отдельных факторов, явлений, раскрывающие связи между явлениями, противоречие, на разрешение которого направлены поиски педагога. Объектом исследования может быть какая-либо актуальная проблема.
Рекомендуемый объем – 30 листов.
Этапы обобщения педагогического опыта.
Выявление педагогического опыта. На первом этапе происходит накопление информации: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, использование метода экспертной оценки, рейтинга, самооценки. Это позволяет сделать вывод о наличии более высоких результатов, по сравнению с массовой практикой.
Описывая итоги (результаты) выполнения детьми проверочных работ, контрольных заданий, результаты обработки тестов, необходимо помнить, что главной целью этой работы является определение наличия более высоких результатов.
При анализе результатов желательно иметь количественные показатели, а для этого удобнее пользоваться уровневым подходом (оптимальный, допустимый, критический, недопустимый).
На этом этапе проводится и внутренняя диагностика собственной деятельности самим педагогом. Самодиагностика педагога осознание своей педагогической деятельности, самоанализ, способствующий установлению причинно-следственных связей в полученной о себе информации, самооценку на основе проведенного самоанализа.
Диагностическая анкета педагога
Фамилия________________________________________________________
Имя ____________________________________________________________
Отчество ________________________________________________________
Должность ________________Педагогический стаж _______________
1. Решение какой проблемы в образовательном процессе у Вас получается лучше всего из своего опыта? __________________________________________________________________________
2. За счет чего Вы добиваетесь устойчивых положительных результатов в учебной работе?_____________________________________________________________________________________________________________________
3. Возможные дополнительные, корректирующие характеристики (руководителя МО, завуча школы и директора школы, методиста РМК) _________________________________________.
2. Описание выявленного передового опыта. Описание следует проводить в соответствии со следующим планом:
теоретическое обоснование содержания опыта;
противоречия, на разрешение которых был направлен творческий поиск педагога;
суть опыта, способы, методы и приемы достижения положительных результатов;
затруднения, с которыми сталкивался педагог, и способы их преодоления;
условия, в которых формировался опыт;
временные затраты педагога и детей на достижение высоких результатов;
границы применения опыта;
практическая значимость, результативность опыта.
3. Заключительный этап изучения опыта содержит проведение педагогического анализа собранной информации. Его назначение – дать объективную оценку изучаемого опыта и определить его сущность.
Обобщение опыта предполагает систематизацию и синтез полученных данных на основе анализа. Вычленив из опыта то, что можно и следует распространить, необходимо привести его в законченную и четко определенную систему.
Обобщенный опыт может быть представлен в форме доклада, альбома, буклета, стенда, листовки, методических рекомендаций, пособия.
Технология модульного обобщения передового педагогического опыта:
наименование опыта;
условия возникновения, становления опыта;
актуальность и перспективность опыта;
теоретическая база опыта;
новизна опыта;
ведущая педагогическая идея;
технология опыта;
результативность;
адресная направленность;
трудоемкость.