Методическая разработка по разделу дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы Школа дизайна — Аппликация


Муниципальное автономное образовательное учреждение
«ЦДО»








Методическая разработка презентация раздела
«АППЛИКАЦИЯ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
«ШКОЛА ДИЗАЙНА»






Выполнила: педагог дополнительного образования
Власова Елена Алексеевна













2016г



Оглавление


1. Пояснительная записка3.

2. Цели и задачи раздела..4.

3. Псхолого – педагогическое обоснование освоения материала в
соответствии с возрастными особенностями.5-6.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.7.

5. Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм
организации деятельности учащихся.....8.

6. Система знаний и система деятельности..9-10.

7. Учебно – тематическое планирование по разделу..11.

8. Разработка занятия по разделу «Аппликация»..12-15.

9. Подведение итога по разделу «Аппликация»..16.

Список литературы.17.



















Пояснительная записка


Аппликация (от латинского слова applicatio прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации.
Данный вид техники считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной «Программой изостудия «Краски».
Аппликация – является актуальным на сегодняшний день видом техники, изучение которой позволит осуществить адаптацию детей к последующим этапам их учебной и трудовой деятельности в будущем. Раздел программы несёт в себе элементы новизны, включает в себя много новых интересных технологий декоративно - прикладных, художественно-композиционных.
Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно, открытки, украшения. Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.







2. Цели и задачи раздела.

Цель:

Целью развивающего обучения раздела и в целом всей программы, является, приобщение детей к культуре через расширение и углубление знаний в области декоративно – прикладного искусства, изучение теоретического материала по данному виду искусства, новых технологий аппликации.


Задачи:

включить детей в активную познавательную деятельность;

помочь раскрыть свои способности (развитие художественного вкуса и эстетическое воспитание, чувства прекрасного и фантазии);

познакомить с основами аппликации, обучить различным методам и способам аппликации;

научить создавать плоские и объёмные композиции аппликации из различных фактурных материалов;

дарить детям радость творчества.

















3. Псхолого – педагогическое обоснование освоения материала в соответствии с возрастными особенностями.

Учебный материал раздела аппликации и в целом всей программы оригинален тем, что преподается не только в теоретическом, но и историческом аспекте, разработан с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребёнка, что делает его освоение интересным, легким, занимательным.
По окончании раздела подводятся итоги, проводится тестирование, рефлексия устраивается выставка робот.


Младший возраст 7-10 лет


Ведущая деятельность
Творческая деятельность, направленная на усвоение культуры.
Ребёнок осваивает знания и умения. Изменяется сам. Ребёнок учиться. Трудность – мотив. Формирование познавательной мотивации (тесно связано с содержанием и способами обучения). Обучение строится в учебно - познавательной деятельности. Психические процессы меняют характер восприятие – целенаправленным и организованным наблюдением,
мышление – логическим рассуждением.


Развитие личности
Понимает, что он индивидуальность, подвергается социальным воздействиям, отличается от других. Знает, что должен обязан.
Появляется чувство гордости, стыда. Гордится своими положительными качествами (смелость, правдивость, готовность поделиться с другим). Стремление самоутвердиться путём соблюдения нормативного поведения. Если не способен выполнить требований – капризничает. Развитие усидчивости, целеустремлённости, навыков самоконтроля и самооценки. Ответственность (если становится личностным смыслом, то это черта личности). Чувство сопричастности к общему делу, чувство долга. Овладение своим поведением (правила обращения с окружающими, в определённых местах). Развитие высших чувств – эстетические, социальные. Моральные чувства: товарищество, сочувствие, ответственность, негодование (формируются под влиянием примера, впечатления от слов учителя, выполнения поручения). Но воспринимает слова воспитателя лишь тогда, когда они эмоционально его задели, когда он видит необходимость поступить так, а не иначе.
Возникновение новых социальных связей (коллектив). Разнообразные виды общения (общая ответственность, симпатия).


Познавательное развитие
Возраст интенсивного интеллектуального развития. Произвольность и осознанность всех психических процессов благодаря усвоению системы понятий. Память – мыслящая, восприятие – думающее. Благодаря этому дети впоследствии способны успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Осознание своих собственных изменений, что связано с зарождением рефлексии. Восприятие. Вначале сводится к узнаванию и называнию формы и цвета. Отсутствует систематический анализ свойств и качеств предмета. Учится наблюдать. Восприятие становится целенаправленным. При достаточно развитом наблюдении – развивается наблюдательность ребёнка, выделяется как особое качество личности. Внимание. Произвольное внимание развито слабо. Обращают внимание на то, что ярко, необычно (непроизвольное внимание). Воображение. К 10 годам приобретает полноту и конкретность. Репродуктивное воображение (изменение сюжетной линии рассказа, представление события во времени). Полезны занятия творчеством. Мышление. Приобретает абстрактный и обобщённый характер. Преобразуется в теоретическое мышление, в основе которого лежит оперирование понятиями. «Осознанность и произвольность входят в сознание через ворота научных понятий».

Общение со взрослыми и сверстниками
Новые взаимоотношения. Масса впечатлений – появление несвойственных черт характера: у одних застенчивость, у других – развязность. Формирование традиций обычаев, правил, руководство – педагога. Авторитет педагога огромен. Обращение по разным поводам.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

В итоге освоения раздела аппликации дети должны:

освоить основы аппликации;

приобрести знания о видах и технике аппликации;

познакомиться с различными материалами для аппликаций;

уметь подбирать и подготавливать материал;

научиться разрабатывать композицию аппликации;

развивать фантазию, воображение, проявляющуюся в конкретных формах творческой деятельности.




























5. Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.


Изобразительная техника – аппликация развивает у детей лучшее освоение пространства, объема, глубины, этому способствует работа с различными материалами, как бумага, ткани, природный материал, пластилин, а разнообразие различных технологий и методов выполнения и их сочетание способствует развитию фантазии, воображения, индивидуальности.
Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности прилагая трудовые усилия. У них формируется культура труда, так как они заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты.
Так же у детей совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой группе.
На занятиях по аппликации у них воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности.
Уровень овладения умениями и навыками, предусмотренными программой по аппликации, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и технике разных видов художественного ремесла.
















6. Система знаний и система деятельности

Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно
выполняемых действий, требующих от детей достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержанности, аккуратности, самостоятельности.
Творчество всегда индивидуально, но при этом оно имеет во всех случаях одни и те же фазы в прохождении процесса, последовательное прохождение всех фаз творческого процесса на уровне сознания и подсознания обязательно для творческой деятельности.

Этапы творческой деятельности:

Подготовительный - диагностика и выравнивание.

Основной – ориентация и обучение.

Творческий – закрепление и контроль.

Подготовительный этап – осуществляется в процессе изучения различных видов творческой деятельности.

Задачи этого этапа:

разработка занятий;

построение процесса обучения;

стимулирование познавательного интереса детей как условия дальнейшего развития творческой личности;

ориентация на формирование собственного стиля творческой деятельности у детей;

Основной этап – ориентация и обучение начинается и протекает параллельно с предыдущими этапами с целью обеспечить личностную включенность каждого ребенка в процесс творчества и организации деятельности.

Задачи этого этапа:

воспитание личности, умеющей самостоятельно мыслить, принимать творческие решения;

привлечение детей к совместной работе, к сотворчеству;
знакомство с основными элементами художественного творчества.

На данном этапе неотъемлемой частью занятия является эстетическое воспитание. Занятия предполагают знакомство с интересными для детей видами формами деятельности, поэтому дети, как показал опыт, с радостью выполняют предлагаемые задания.

Творческий этап – закрепление и контроль осуществляется с детьми в процессе дальнейшего изучения художественного творчества, выполнения учебных и творческих работ. Основная цель данного этапа – включение детей в активную творческую деятельность. Заканчивается обучение выставкой и анализом творческих работ.

Задачи этого этапа:

анализ полученных теоретических знаний, практических умений и навыков творческой деятельности;

самостоятельная разработка эскиза для творческой работы;

выполнение творческой работы.

Подведение итогов





















7. Учебно – тематическое планирование по разделу

Учебно - тематический план 1 года обучения


Название раздела
Количество часов



всего
теория
практика

1.
Аппликация (основа)
- из цветной бумаги
- из ткани цветной бумаги
- из пластилина и цветной бумаги

2


7
7
6

2.
Гравюра по аппликации (основа)
- из картона
- из ткани
- из природного материала

2



7
7
6

Учебно - тематический план 2 года обучения


Название раздела
Количество часов



всего
теория
практика

1.
Аппликация:
-из цветной бумаги
-из цветной бумаги и ткани
-из ткани и природного материала
-природного материала и пластилина

2

7
7
7
7

2.
Гравюра по аппликации
- из картона
- из ткани
- из природного материала

2

8
8
8








8. Разработка занятия по разделу «Аппликация».

Тема занятия: «Волшебные цветы»
Группа №1 первого года обучения
Дата проведения занятия
Цель занятия:
изучить теоретический материал по данному виду искусства, определить методику работы с учащимися на занятиях аппликацией;
продолжить формирование навыков самостоятельной работы с бумагой и другими материалами в технике «аппликация».
Задачи:
Эстетические:
развивать у детей способность к творчеству, воображение (передача формы и цвета);
учить наблюдать форму предмета, его цвет, индивидуальные характеристики, присущие этому предмету.
Трудовые:
воспитание точности, аккуратности;
формирование терпения, стремление довести начатое дело до конца;
прививать навыки культуры труда, дружеской взаимопомощи.
Обучающие:
закрепить умение выполнять аппликацию на примере изготовления композиции на тему: «Волшебные цветы»
соединение в одной работе двух технических операций (монотипия, аппликация), а также применение различных материалов для выполнения композиции аппликации.
Знание этого материала и последовательное выполнение соответствующих упражнений поможет детям в будущем грамотно решать творческие задачи, которые неизбежно будут возникать в процессе их трудовой деятельности.
Оборудование материалы к занятию:
иллюстрация работ с аппликациями;
шаблоны для цветов;
клей, кисти, краски, салфетки, оргстекло, цветная бумага и другие материалы для выполнения композиции аппликации (природный);
Планирование времени и организация этапов деятельности занятия (сдвоенное занятие по 35 минут)


п/п
Содержание материала
Время
(мин)
Организация деятельности




педагог
дети

1
Организационный этап
5
Проверка организация рабочего места. Сообщение темы и целей урока
Восприятие информации через вопрос-ответ. Готовность детей к занятию.

2
Познавательный этап
45
- повторение и анализ основных этапов деятельности: что известно; что будет нового;
- планирование работы;
- совместно с педагогом намечают этапы деятельности по выполнению аппликации;
- самостоятельно выполняют работу под контролем педагога.

3
Аналитический этап
20
Анализ работ, выделение наиболее удачных.
Закрепление информации, полученной на занятии в виде опроса. Рефлексия занятия.



Ход занятия


Педагог:

- Сегодня на занятии мы выполним очень интересную аппликацию. Объектом нашего труда будут цветы, но не простые, а волшебные.
Тема нашей аппликации «Волшебные цветы» Композиция будет состоять из цветов, которые вы придумаете сами. Фон для композиции мы выполним в технике – монотипия. Для выполнения цветов используем различные материалы (цветную бумагу, природные).

- Какие работы с использованием монотипии, аппликации вы уже делали?

- Где можно использовать аппликацию, которую мы будем делать? (Для
украшения комнаты, сделать открытку. Красивая аппликация – хороший
подарок.)

- Какие в природе цветы вы знаете?

- А какие сказка и стихи, есть о «Волшебных цветах»?

Познакомимся со строение цветка.
Цветок состоит:

Бутона (сердцевина, лепестки)
Стебля
Листьев

Показ и обсуждение возможных мотивов для аппликации.
Композиция – правильное взаимоположение изображений элементов. Элементы должны быть связаны либо орнаментом (если это сюжетная аппликация), либо формой (если это орнамент), либо размером (например, цветы).

Чтобы композиция получилась красивой необходимо сделать фон (подобрать цвета), сделать его необычным с помощью оргстекла (монотипия).

До наклеивания все детали аппликации разложить на листе (скомпоновать).

Наклеивание начинаем с бутона цветка, так как эта одна из сложных частей нашей аппликации (бутон делается не из цветной бумаги, а из заранее заготовленных природных материалов).

Правильный подбор цвета для элементов аппликации.
Цвет – выберите наиболее удачную по сочетанию цвета. Постарайтесь объяснить ваш выбор. Что нужно учитывать при подборе цветов для деталей из природного материала (цвета должны сочетаться, не следует выбирать слишком большую гамму).
Самостоятельная работа:
Приступайте к работе, можно пользоваться планом.

Подбери цвета для фона.

Сделайте фон композиции при помощи стекла (монотипия).

Приложи шаблоны листьев и стебля на цветную бумагу, обведи и вырежи.

Скомпонуй детали аппликации на фоне в единую композицию.

Наклей цветы из косточек и семечек, а затем стебли и листья из цветной
бумаги.

Подбери цвета красок для цветов и раскрась цветы.

Заключительный этап занятия:

обсуждение готовых работ (выбор удачных), отметить достоинства.

опрос детей по теме.

проведение рефлексии:

- Понравилось ли, сегодняшнее занятие?

- Что нового я получил, узнал на занятии?

- Как я сегодня работал? - Что чувствовал я при выполнении практического задания (растерянность, грусть, радость, интерес, ничего не чувствовал)?

Подведение итога по разделу «АПЛИКАЦИЯ»
Цель моей работы изучить теоретический материал по данному виду искусства, определить методику работы с детьми на занятиях аппликацией. Знание этого материала и последовательное выполнение соответствующих упражнений поможет им в будущем грамотно решать творческие задачи, которые неизбежно будут возникать в процессе их трудовой деятельности.
Занятия аппликацией развивают у детей чувство прекрасного, формируют эстетический вкус. На занятиях развиваются творческие способности, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу. При овладении умением выполнять аппликации из бумаги других материалов (природного, ткани) и их сочетание с различными техниками (монотипия, гравюра, кляксография) развивается чувство цвета, любовь к искусству, к окружающей нас природе и миру.
Аппликация - это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
В заключении предоставляю рефлексию в виде диаграммы, из которой видно, что чем разнообразнее технология выполнения аппликации, тем интерес детей возрастает (аппликация простая из бумаги, аппликация после применения новых материалов и техник выполнения).

Наиболее интересные для детей виды и техника аппликации
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415




Список литературы


1. Агеева И.Д. – «Занимательные материалы по декоративному искусству» - М:
ТЦ Сфера, 2007 (Игровые методы обучения).
2. Богатеева З. А. Занятия аппликацией. - М., 2005.
3. Гусакова М. А. «Аппликация». - М., 2009.
4. Методика обучения изобразительной деятельности. /Под ред. Н. П. Сакулиной
- М., 2009

5. Педагогика. /Под ред. Ю. К. Бабанского. - М., 2010.

6. Свиридова О.В. «Изобразительное искусство» - Волгоград: «Учитель», 2010г.

7. Фролова Е.Н. «Чистый источник» – М., изд. «Молодая гвардия» - 2000г.

8. Шевчер А.В. «Детское народное творчество» - изд. «Просвещение» - 2007г.

9. Щедрина Е.Д. «Основы декоративно-прикладного искусства» - М., изд
«Просвещение» - 2009г.

10. Ячменева В.В. «Занятия и игровые упражнения» по художественному
творчеству» - М., изд. «Гуманитарный издательский центр «Владос» - 2007г.
испытывал)










13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT141715




Root Entry