МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПД.03. ИНФОРМАТИКА
Общеобразовательный цикл
основной профессиональной образовательной программы
г. Улан-Удэ, 2015
ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора Предметной (цикловой)
по научно-методической работе методической комиссией
__________________________________________ Математических и общих естественнонаучных дисциплин
____________________ Председатель
Т.О. Биликтуева _________Л.М. Сухорукова
____ ____________2015г. ____ _____________2015г.
Составитель: Уханаева З.С., преподаватель ГБПОУ «У-УИПК»

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ....................................................................................................................4
Методические рекомендации по выполнению различных видов самостоятельной…………...5Методические рекомендации по составлению конспекта………………………………….……5
Методические рекомендации по выполнению практических занятий ……………………..…5
Методические рекомендации по написанию контрольной работы и эсссе…………………….6
Методические рекомендации по составлению презентаций…………………………………..10
Перечень самостоятельных работ………………………………………………………………..17
Задания самостоятельных работ………………………………………………………………….18
Литература…………………………………………………………………………………………22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине «Информатика» предназначены для студентов первого курса.
В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу студентов отводится 40 часов. В материалах для самостоятельной работы студентов представлен курс поддержки и совершенствования общеобразовательных, коммуникативных, информационных компетенций, достигнутых в основной школе, обеспечивающих практическое выполнение заданий (поиск, набор и обработка данных) и продуктивного плана.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубления и расширения теоретических знаний;
развития познавательных способностей и активности студентов: самостоятельности, ответственности и организованности, творческой инициативы;
формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
В процессе выполнения самостоятельной работы студенты получают:
- практические умения и навыки:
умение оперировать данными на информационном рынке;
умения работать с информацией (кодировать, представлять, измерять);
умения обрабатывать информацию средствами информатики.
- учебные умения:
использовать различные информационные источники;
расспрашивать, описывать, сравнивать, исследовать, анализировать, оценивать;
проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
- специальные учебные умения:
осуществлять эффективный и быстрый поиск нужной информации;
организовывать работу на компьютере;
выбирать оптимальное программное обеспечение для работы с информацией;
излагать информацию средствами информатики.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Методические рекомендации по составлению конспекта
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
Выделите главное, составьте план;
Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
2. Методические рекомендации по выполнению практических занятий
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение ситуативных задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения ситуативных задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении поставленных задач нужно обосновывать каждый этап действий, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала решения поставленных задач составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками, инструкциями по выполнению.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный результат следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи.
3. Методические рекомендации по написанию контрольной работы и эссе
Контрольная работа — промежуточный метод проверки знаний студента с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу.
Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году по дисциплине. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении студенты ограничены во времени, могут использовать любые учебные пособия, консультации с учителем. Каждому студенту дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.
Эссе – письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Эссе является изложением содержания научной работы, художественной книги и воспроизводит содержание первичного текста, либо содержат творческое или критическое осмысление поставленного вопроса. Эссе проводится с целью проверки знаний и умений студента по отдельной теме, разделу учебной программы.
Цели выполнения контрольной работы и эссе: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков которые должны быть сформированы в результате обучения и их коррекция по полноте, глубине, обобщенности, осознанности.
Как начать работу над текстом?
Во-первых, должна быть идея, а для этого нужно научиться либо относиться к разным явлениям и фактам несколько критически (своя идея – как иная точка зрения), либо научиться увлекаться какими-то известными идеями, которые нуждаются в доработке (идея – как оптимистическая позиция и направленность на дальнейшее совершенствование уже известного).
Во-вторых, важно уметь отвлекаться от окружающей суеты (многие талантливые люди просто «пропадают» в этой суете), для чего важно уметь выделять важнейшие приоритеты в своей учебно-исследовательской деятельности.
В-третьих, научиться организовывать свое время, ведь, как известно, свободное (от всяких глупостей) время – важнейшее условие настоящего творчества, для него наконец-то появляется время. Иногда именно на организацию такого времени уходит немалая часть сил и талантов.
Писать следует ясно и понятно, стараясь основные положения формулировать четко и недвусмысленно (чтобы и самому понятно было), а также стремясь структурировать свой текст. Каждый раз надо представлять, что ваш текст будет кто-то читать и ему захочется сориентироваться в нем, быстро находить ответы на интересующие вопросы (заодно представьте себя на месте такого человека).
Требования к структуре контрольной работы и эссе:
Все структурные элементы контрольной работы (эссе) предоставляются в следующей последовательности:
Титульный лист;
Содержание;
Основная часть (включает: введение, главы и заключение);
Список используемых источников;
Приложения (при необходимости).
Требования к оформлению
Для оформления работ необходимо ознакомиться со следующими ГОСТами:
ГОСТ 8.417-81 (заменен на ГОСТ 8.417-2002) ГСИ. Единицы физических величин;
ГОСТ 7.54–88 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Представление численных данных о свойствах веществ и материалов в научно-технических документах. Общие требования;
ГОСТ 7.9-77 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация;
ГОСТ 7.1-84 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления;
ГОСТ 7.11-78 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании;
ГОСТ 7.12-93 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила;
ГОСТ 7.32-91 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления;
ГОСТ 2.105-95 Общие требования к текстовым документам.
Оформление теоретической части
Работа выполняется на компьютере и распечатывается только на белой бумаги стандартного формата А4 на одной стороне листа:
Поля – левое 30 мм, правое 10 мм, верхнее 20 мм, нижнее 20 мм;
Ориентация страницы – книжная;
Наименование шрифта – Times New Roman;
Размер шрифта – заголовки (оглавление, содержание, введение, наименование глав, заключение, вывод, список используемых источников, приложения) 14 пт, подзаголовки 14 пт, основной текст 14 пт, текст в таблицах 12-14 пт;Междустрочный интервал: текст - полуторный, таблицы - одинарный;
Выравнивание текста – заголовки по центру, подзаголовки по левому краю, нумерация таблиц по левому краю, нумерация рисунков по центру, текст по ширине;
Абзац (красная строка) – отступ 1,25 – 1,5 см;
По тексту - не используется никакого выделения: ни «полужирный», ни «курсив», ни «подчеркнутый», ни смена шрифта;Нумерация страниц – сквозная по всему документу (работе), начинается с титульного листа, но номер страницы выставляется, начиная с листа «Содержание». Страницы нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем или нижнем углу.
Оформление заголовков
Заголовки структурных элементов документа и разделов основной части следует печатать без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Заголовки должны быть краткими и соответствовать содержанию.
С нового листа начинаются разделы – «содержание», «введение», «главы», «заключение», «список используемых источников», «приложения»;
С нового листа не начинаются – подразделы;
Заглавными буквами «полужирным» шрифтом выделяются – заголовки: «введение», «главы», «заключение», «список используемых источников». Данные заголовки выравниваются по центру, без абзаца (отступ);
Заглавными буквами «полужирным» шрифтом выделяется – заголовок: «приложение», выравнивается по левому краю, с абзаца (отступ) 12,5-15 мм;Прописными буквами «полужирным» шрифтом выделяются – заголовок: «содержание» и подзаголовки (подразделы) выравнивается по левому краю, с абзацем (отступом) 12,5-15 мм;Заголовки: «содержание», «введение», «главы», «заключение», «список используемых источников», «приложения» следует отделять от подзаголовков (подразделов) и текста 2 междустрочными интервалами;Подзаголовки (подразделы) следует отделять от текста - одним междустрочным интервалам.
Оформление таблиц
Таблицы позволяют систематизировать текст, обеспечивать наглядность информации. Каждая таблица должна иметь наименование, точно и кратко отражающее ее содержание. Таблицы располагаются после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице, а при необходимости в приложении.
Номер таблицы, например: «Таблица 1», помещается над таблицей, выравнивается по левому краю;
Нумерация таблиц сквозная по всему тексту работы;
Наименование таблицы, например: «Значения интенсивности…», без точки в конце, помещается под номером таблицы и выравнивается по левому краю;
При продолжении части таблицы на следующей странице, размещать надпись о продолжении, например: «Продолжение таблицы 1» и шапку таблицы, нумерация в таблице продолжается;
Шапка таблицы не выделяется, а также в таблице не используются какие-либо выделения.
Таблицы выравниваются по центру;
Текст шапки таблицы выравнивается - в ячейке по центру;
Текст в таблице выравнивается по ширине;
Числовые значения в таблице выравниваются по правому краю;
При ссылках на таблицу в тексте следует писать «… показано в Таблице 2», «… согласно расчетам приведенных в Таблице 3» либо указывается в конце параграфа «… (Приложение 1, табл. 5)»
Оформление иллюстраций
Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа (как можно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце работы оформлены в Приложения.
Рисунки выравниваются по центру;
Номер и наименование рисунка помещается под рисунком, выравнивается по центру без точки в концы;
Иллюстрации расположенные по тексту следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, по всему тексту, например: Рисунок 1;
Допускается нумерация иллюстраций в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации этого раздела, разделенных точкой, например: Рисунок 1.1;
Иллюстрации расположенные в приложениях нумеруются в пределах данного приложения;
При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 1» при сквозной нумерации, «… показано на рисунке 1.2» при нумерации в пределах раздела, а также возможны ссылки на иллюстрации расположенные в Приложениях, например: (Приложение 1, рис.3-5).
Оформление уравнений и формул:
выделяются из текста в отдельную строку;
нумерация уравнений и формул должна быть сквозной по всему тексту работы;
выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено одна свободная строка;
если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения ( x ), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют;
при переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения применяют знак ( X );
формулы и уравнения, помещаемые в приложениях, нумеруются отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, (5.1);
ссылки в тексте на порядковые номера формул даются в круглых скобках, например, «в формуле (1)»;
пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.
Оформление используемых источников
Список используемых источников представляет собой перечень тех документов и источников, которые использовались при написании работы, расположенных в алфавитном порядке по разделам в следующей последовательности:
Нормативно-правовые источники (акты органов законодательной и исполнительной власти, ведомственные правовые акты в хронологической последовательности);
Учебники, монографии, брошюры;
Диссертации и авторефераты диссертаций;
Периодические издания;
Иностранная литература;
Электронные ресурсы.
Список используемых источников включает в себя при выполнении:
Контрольная работа – 10 наименований;
Эссе – 5 наименований.
Оформление приложений
Приложение дополняет текст работы. Приложением может быть графический материал, таблицы, расчеты, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ, ПК и т.д.
Приложения используются только в том случае, если они дополняют содержание основных проблем исследования и носят справочный или рекомендательный характер;
Характер приложения определяется автором работы самостоятельно, исходя из содержания;
Приложения располагаются в смысловом порядке излагаемого в работе;
В тексте работы на все приложения должны быть сделаны ссылки, например: «Приложение 1»;
Приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах формата А4, А3 (при необходимости) или выпускают в виде самостоятельного документа;
Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием в левом верхнем углу слова «Приложение» и имеет тематический заголовок;
При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.
Объем работы
Объем контрольной работы должен составлять 12-20 страниц (не более 30).
Введение - 1 стрГлавы – 10-16 стрЗаключение – 1 стрОбъем эссе должен составлять 6-10 страниц.
Введение - 1 стрГлавы – 2-8 стрЗаключение – 1 стрКонтрольная работа и эссе должны быть написаны грамотно, тщательно выверены, грамматические и синтаксические ошибки не допустимы, смысловая нагрузка прослеживаться через весь текст.
4. Методические рекомендации по составлению презентаций
Презентация (от английского слова - представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР. Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).
Мультимедийная компьютерная презентация – это:
динамический синтез текста, изображения, звука;
яркие и доходчивые образы;
самые современные программные технологии интерфейса;
интерактивный контакт докладчика с демонстрационным материалом;
мобильность и компактность информационных носителей и оборудования;
способность к обновлению, дополнению и адаптации информации;
невысокая стоимость.
Правила оформления компьютерных презентацийОбщие правила дизайнаМногие дизайнеры утверждают, что законов и правил в дизайне нет. Есть советы, рекомендации, приемы. Дизайн, как всякий вид творчества, искусства, как всякий способ одних людей общаться с другими, как язык, как мысль — обойдет любые правила и законы.
Однако, можно привести определенные рекомендации, которые следует соблюдать, во всяком случае, начинающим дизайнерам, до тех пор, пока они не почувствуют в себе силу и уверенность сочинять собственные правила и рекомендации.
Правила шрифтового оформления:
Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);
Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.
Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.
Правила выбора цветовой гаммы.
Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.
Существуют не сочетаемые комбинации цветов.
Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.
Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).
Правила общей композиции:
На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.
Логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева наверху и т. д.).
Логотип должен быть простой и лаконичной формы.
Дизайн должен быть простым, а текст — коротким.
Изображения домашних животных, детей, женщин и т.д. являются положительными образами.
Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран — все это придает дизайну непрофессиональный вид.
Не стоит забывать, что на каждое подобное утверждение есть сотни примеров, доказывающих обратное. Поэтому приведенные утверждения нельзя назвать общими и универсальными правилами дизайна, они верны лишь в определенных случаях.
Рекомендации по дизайну презентацииЧтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления.
Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде. Рассмотрим рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.
Оформление текстовой информации:
размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);
цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;
тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;
курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.
Оформление графической информации:
рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;
желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;
цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;
иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;
если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
АнимацияАнимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории. Звук:
звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;
необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;
если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.
Единое стилевое оформление:
стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;
оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;
все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.
Содержание и расположение информационных блоков на слайде:
информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);
рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;
желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;
ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;
информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо;
наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;
логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.
Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании — тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста.
После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления. Правила компьютерного набора текстаПри компьютерном наборе текста необходимо соблюдать определенные правила. Это позволит получить тексты, близкие по оформлению к оригинал-макетам, используемым при издании книг. Кроме того, правильно оформленные и структурированные тексты легче перенести с одной платформы на другую (т.е. прочитать в другой операционной системе) или опубликовать в глобальной сети Internet.
Общие правила оформления текста:
Точка в конце заголовка и подзаголовках, выключенных отдельной строкой, не ставится. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится после последнего из них. Порядковый номер всех видов заголовков, набираемый в одной строке с текстом, должен быть отделен пробелом независимо от того, есть ли после номера точка.
Точка не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри нее. При отделении десятичных долей от целых чисел лучше ставить запятую (0,158), а не точку (0.158).
Перед знаком препинания пробел не ставится (исключение составляют открывающиеся парные знаки, например, скобки, кавычки). После знака препинания пробел обязателен (если этот знак не стоит в конце абзаца). Тире выделяется пробелами с двух сторон. Дефис пробелами не выделяется.
Числительные порядковые и количественные выражаются в простом тексте словами (обычно, однозначные при наличии сокращенных наименований), цифрами (многозначные и при наличии сокращенных обозначений) и смешанным способом (после десятков тысяч часто применяются выражения типа 25 тыс.), числительные в косвенных падежах набирают с так называемыми наращениями (6-го). В наборе встречаются арабские и римские цифры.
Индексы и показатели между собой и от предшествующих и последующих элементов набора не должны быть разделены пробелом (Н2О, м3/с)
Нельзя набирать в разных строках фамилии и инициалы, к ним относящиеся, а также отделять один инициал от другого.
Не следует оставлять в конце строки предлоги и союзы (из одной-трех букв), начинающие предложение, а также однобуквенные союзы и предлоги в середине предложений.
Последняя строка в абзаце не должна быть слишком короткой. Надо стараться избегать оставления в строке или переноса двух букв. Текст концевой строки должен быть в 1,5-2 раза больше размера абзацного отступа, т.е. содержать не менее 5-7 букв. Если этого не получается, необходимо вогнать остаток текста в предыдущие строки или выгнать из них часть текста. Это правило не относится к концевым строкам в математических рассуждениях, когда текст может быть совсем коротким, например "и", "или" и т.п.
Знаки процента (%) применяют только с относящимися к ним числами, от которых они не отделяются.
Знаки градуса (°), минуты ('), секунды ('') от предыдущих чисел не должны быть отделены пробелом, а от последующих чисел должны быть отделены пробелом (10° 15').
Формулы в текстовых строках набора научно-технических текстов должны быть отделены от текста на пробел или на двойной пробел. Формулы, следующие в текстовой строке одна за другой, должны быть отделены друг от друга удвоенными пробелами.
Знаки номера (№) и параграфа (§) применяют только с относящимися к ним числами и отделяются пробелом от них и от остального текста с двух сторон. Сдвоенные знаки набираются вплотную друг к другу. Если к знаку относится несколько чисел, то между собой они отделяются пробелами. Нельзя в разных строках набирать знаки и относящиеся к ним цифры.
В русском языке различают следующие виды сокращений: буквенная аббревиатура — сокращенное слово, составленное из первых букв слов, входящих в полное название (СССР, НДР, РФ, вуз); сложносокращенные слова, составленные из частей сокращенных слов (колхоз) или усеченных и полных слов (Моссовет), и графические сокращения по начальным буквам (г. — год), по частям слов (см. — смотри), по характерным буквам (млрд — миллиард), а также по начальным и конечным буквам (ф-ка — фабрика). Кроме того, в текстах применяют буквенные обозначения единиц физических величин. Все буквенные аббревиатуры набирают прямым шрифтом без точек и без разбивки между буквами, сложносокращенные слова и графические сокращения набирают как обычный текст. В выделенных шрифтами текстах все эти сокращения набирают тем же, выделительным шрифтом.
Специфические требования при компьютерном наборе текста:
При наборе текста одного абзаца клавиша «Перевод строки» («Enter») нажимается только в конце этого абзаца.
Между словами нужно ставить ровно один пробел. Равномерное распределение слов в строке текстовым процессором выполняется автоматически. Абзацный отступ (красную строку) устанавливать с помощью пробелов запрещено; для этого используются возможности текстового процессора (например, можно использовать бегунки на горизонтальной полосе прокрутки или табулятор).Знак неразрывный пробел (Вставка → Символ, вкладка Специальные знаки или комбинация клавиш CTRL+SHIFT+пробел) препятствует символам, между которыми он поставлен, располагаться на разных строчках, и сохраняется фиксированным при любом выравнивании абзаца (не может увеличиваться, в отличие от обычного пробела). Выделением называют особое оформление отдельных слов или частей текста, которое подчеркивает их значение. Все виды выделений делят на три группы: Шрифтовые выделения, выполняемые путем замены характера или начертания шрифта, — набор курсивом, полужирным, жирным, полужирным курсивом, прописными или капительными буквами, шрифтами другого кегля или даже другой гарнитуры; Комбинированные выделения, выполняемые одновременно двумя способами, например, набор полужирным вразрядку, набор полужирным шрифтом увеличенного кегля с выключкой в «красную строку» и дополнительными отбивками, набор курсивом с заключением текста в рамку и т. п.
Шрифтовые выделения (курсивом, полужирным, жирным) должны быть выполнены шрифтами той же гарнитуры и кегля, что и основной текст. Знаки препинания, следующие за выделенной частью текста, должны быть набраны шрифтом основного текста.В текстовом наборе абзацные отступы должны быть строго одинаковыми во всем документе, независимо от кегля набора отдельных частей текста.
Знак тире, или длинное тире, может быть набрано с помощью одновременного нажатия комбинации клавиш CTRL+SHIFT+серый минус (серый минус располагается на цифровой клавиатуре, справа) или Вставка → Символ, вкладка Специальные знаки.
Правила оформления презентации:
Правило № 1: Обратите внимание на качество картинок. Картинки должны быть крупными, четкими. Не пытайтесь растягивать мелкие картинки через весь слайд: это приведет к ее пикселизации и значительному ухудшению качества. На одном слайде — не более трех картинок, чтобы не рассеивать внимание и не перегружать зрение. Картинка должна нести смысловую нагрузку, а не просто занимать место на слайде.
Правило № 2. Не перегружайте презентацию текстом. Максимально сжатые тезисы, не более трех на одном слайде. Текст не должен повторять то, что говорят, возможно, лишь краткое изложение сути сказанного.
Правило № 3. Оформление текста. Текст должен быть четким, достаточно крупным, не сливаться с фоном.
Правило № 4. Настройка анимации. Порой составитель презентации, как будто играя в интересную игру, перегружает презентацию анимационными эффектами. Это отвлекает и бывает очень тяжело для глаз. Используйте минимум эффектов, берите только самые простые. Особенно утомляют такие эффекты как вылет, вращение, собирание из элементов, увеличение, изменение шрифта или цвета.
Правило № 5. Смена слайдов. Здесь тоже обращаем внимание, как сменяются слайды. Лучше не использовать здесь эффекты анимации совсем. Когда слайды сменяются, наезжая друг на друга или собираясь из отдельных полос, начинает просто рябить в глазах. Берегите свое зрение и зрения ваших слушателей.
Критерии оценки презентации, выполненной в рамках проекта:
Плохо (2) Удовлетворительно (3) Хорошо (4) Отлично (5)
I. Дизайн и мультимедиа-эффекты Цвет фона не соответствует цвету текста
Использовано более 5 цветов шрифта
Каждая страница имеет свой стиль оформления
Гиперссылки не выделены
Анимация отсутствует (или же презентация перегружена анимацией)
Звуковой фон не соответствует единой концепции, носит отвлекающий характер
Слишком мелкий шрифт (соответственно, объём информации слишком велик — кадр перегружен)
Не работают отдельные ссылки Цвет фона плохо соответствует цвету текста
Использовано более 4 цветов шрифта
Некоторые страницы имеют свой стиль оформления
Гиперссылки выделены
Анимация дозирована
Звуковой фон не соответствует единой концепции, но не носит отвлекающий характер
Размер шрифта средний (соответственно, объём информации слишком большой — кадр несколько перегружен) информацией
Ссылки работают Цвет фона хорошо соответствует цвету текста, всё можно прочесть
Использовано 3 цвета шрифта
1-2 страницы имеют свой стиль оформления, отличный от общего
Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра
Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна
Звуковой фон соответствует единой концепции и привлекает внимание зрителей в нужных местах именно к информации
Размер шрифта оптимальный
Все ссылки работают Цвет фона гармонирует с цветом текста, всё отлично читается
Использовано 3 цвета шрифта
Все страницы выдержаны в едином стиле
Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра
Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна и усиливает эффект восприятия текстовой части информации
Звуковой фон соответствует единой концепции и усиливает эффект восприятия текстовой части информации
Размер шрифта оптимальный
Все ссылки работают
II. Содержание Содержание не является научным
Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) не соответствуют тексту
Много орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок
Наборы числовых данных не проиллюстрированы графиками и диаграммами
Информация не представляется актуальной и современной
Ключевые слова в тексте не выделены Содержание включает в себя элементы научности
Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) в определенных случаях соответствуют тексту
Есть орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки
Наборы числовых данных чаще всего проиллюстрированы графиками и диаграммами
Информация является актуальной и современной
Ключевые слова в тексте чаще всего выделены Содержание в целом является научным
Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) соответствуют тексту
Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки практически отсутствуют
Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами
Информация является актуальной и современной
Ключевые слова в тексте выделены Содержание является строго научным
Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) усиливают эффект восприятия текстовой части информации
Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки отсутствуют
Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами, причем в наиболее адекватной форме
Информация является актуальной и современной
Ключевые слова в тексте выделены
Примечание. По каждому пункту I и II разделов презентация оценивается отдельно. Таким образом, минимальный балл — 28, максимальный — 70.
Обучающимся предлагается самостоятельный выбор вида самостоятельной работы: реферат или презентация.
Правила оформления списка литературы
Книга:
Подьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М.: Просвещение, 2000.
Статья из сборника:
Пятибратова С.И. Акмеологоческая культура деятельности как составляющая профессиональной культуры учителя. // Актуальные проблемы экологического образования: сборник научных статей. - Спб.: СПбГУПМ, 2002. - С.102-104.
Статья из журнала:
Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества. // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 1. - С.52 - 63.
Источник, взятый из Интернета:
http://xxx.iter.ru/
ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п Тема работы и краткое содержание Количество часов
1. Подготовить сообщение на одну из тем: «Информационная культура», «Информационная война», «Информационная перегрузка» 2
2. Выполнение арифметических операций в позиционных системах счисления. 2
3. Оформление реферата: «Устройства хранения информации» 2
4. Оформление реферата: «Устройства обработки информации» 2
5. Поиск в интернете сообщений «Виды операционных систем и их описание ОС MS DOS, Windows, Linux, UNIX» 2
6 Поиск в интернете сообщений «Виды операционных систем и их описание ОС MS DOS, Windows, Linux, UNIX» 2
7. Оформление реферата: «Классификация вирусов». 2
8. Оформление реферата: «Антивирусные программы». 2
9. Создание рисунка стадиона в графическом редакторе. 2
10. Редактирование фотографий в графическом редакторе. 2
11. Создание комплексных текстовых документов в MS Word. 2
12. Составление комплексных текстовых документов в MS Word. 2
13. Составление опорно-логического конспекта по MS Excel. 2
14 Оформление реферата: «Функции в Excel». 2
15 Создание базы данных группы в MS Accеss. 2
16 Создание базы данных группы в MS Accеss. 2
17. Работа в MS Power Point (создание мультимедийной презентации на тему «Моя группа») 2
18. Создание презентации: «Мой колледж». 2
19. Подготовка сообщения. Работа с конспектом, дополнительной литературой. 2
20. Подготовка докладов. Работа с конспектом, дополнительной литературой. 2
Итого 40
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа № 1
Информация и информационные процессы
Задание: изучите информационные процессы.
Форма выполнения задания: сообщение.
Самостоятельная работа № 2
Системы счисления, используемые в компьютере
Задание: выполнение арифметические операций в позиционных системах счисления.
Форма выполнения задания: запись решений.
Самостоятельная работа № 3
Архитектура ПК
Задание: изучите устройство компьютера.
Форма выполнения задания: реферат.
Самостоятельная работа № 4
Устройство компьютера
Задание: изучите устройство компьютера.
Форма выполнения задания: реферат.
Самостоятельная работа № 5
Программное обеспечение.
Задание: изучите историю развития операционных систем.
Форма выполнения задания: сообщение.
Самостоятельная работа № 6
Программное обеспечение.
Задание: изучите программное обеспечение.
Форма выполнения задания: доклад.
Самостоятельная работа № 7
Антивирусные программы
Задание: выберите из списка любую антивирусную программу и опишите ее:
Касперский;
Avast;
Nod32;
Avira;
DrWeb;
Panda.
Форма выполнения задания: сообщение.
Самостоятельная работа № 8
Антивирусные программы
Задание: изучите виды компьютерных вирусов.
Форма выполнения задания: реферат.
Самостоятельная работа № 9
Графический редактор PaintNETЗадание: изучите графический редактор PaintNET и выполните задание
Форма выполнения задания: практическая работа.
Самостоятельная работа № 10
Графический редактор PaintNETЗадание: изучите графический редактор PaintNET и выполните задание
Форма выполнения задания: работа.
Самостоятельная работа № 11
Текстовый редактор MS Word.
Задание: изучите технологию создания документов
Форма выполнения задания: редактирование комплексного текстового документа.
Самостоятельная работа № 12
Текстовый редактор MS Word.
Задание: изучите технологию создания документов
Форма выполнения задания: редактирование комплексного текстового документа.
Самостоятельная работа № 13
Работа в MS ExcelЗадание: изучите встроенные функции программы MS Excel.
Форма выполнения задания: реферат.
Самостоятельная работа № 14
Работа в MS ExcelЗадание: решите задачи, используя программу Microsoft Excel:
1. Изумруды
У царя было семь сыновей. В сундуке лежали изумруды. Пришел первый сын и взял половину того, что было. Пришел второй сын и взял половину того, что осталось и т.д. Каждый из сыновей приходил и забирал половину того, что осталось. Наконец, пришел последний, седьмой сын и увидел почти пустой сундук – с двумя последними изумрудами. Сколько изумрудов было первоначально?
2. Клетка
В лаборатории положили клетку в колбу в 6 часов утра. Каждые 3 часа каждая клетка делится на 5 клеток и одна клетка погибает. Через сколько суток в колбе будет 1 000 000 клеток?
3. Перевод валюты
Выясните курс доллара. Переведите рубли в доллары от 2 рублей до 200 рублей с шагом в 5 рублей.
4. Модель распространения слухов
Один человек в 8 утра увидел НЛО. В течение 15 минут он встретил трех своих знакомых и рассказал об этом. В течение следующих 15 минут каждый из этих троих тоже встретил трех своих знакомых и т.д. Продемонстрируйте процесс, пока количество людей не станет больше 100 000. Сколько пройдет часов?
Форма выполнения задания: решение задачи в программе MS Excel.
Самостоятельная работа № 15, 16
Работа в MS Access
Задание: спроектируйте базу данных колледжа.
В базе данных должны храниться следующие сведения: Группы (№ группы, Специальность/профессия, Количество человек, Классный руководитель/куратор, Мастер п/о), Студенты (№ группы, ФИО, Дата рождения, Адрес, Телефон, ИНН, № пенсионного, Поступил(дата/время), Приказ о зачислении, Закончил обучение, Примечание), Преподаватели (ФИО, Дата рождения, Адрес, Телефон, ИНН, № пенсионного, Стаж, Категория, Дата приема на работу, Дата увольнения, Примечание).
Спроектируйте и опишите базу данных.
Создайте экранную форму для ввода данных. Создайте связи таблиц.
Заполните БД произвольными данными. Сохраните в своей папке под именем Колледж.
Форма выполнения задания: база данных.
Самостоятельная работа № 17, 18
Работа в MS Power Point
Задание: создайте и сохраните в своей папке мультимедийную презентацию на одну из следующих тем:
Форма выполнения задания: презентация.
Моя группа;
Мой любимый предмет;
Моя профессия;
Мои увлечения;
Мой колледж.
Презентации должны быть выполнены с соблюдением следующих требований.
Требования к презентации
На первом слайде размещается:
название презентации;
автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);
год.
На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.
Оформление слайдов
Стиль необходимо соблюдать единый стиль оформления;
нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)
Фон для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый)
Использование цвета на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
для фона и текста используются контрастные цвета;
особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования)
Анимационные эффекты нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;
не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде
Представление информации
Содержание информации следует использовать короткие слова и предложения;
время глаголов должно быть везде одинаковым;
следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;
заголовки должны привлекать внимание аудитории
Расположение информации на странице предпочтительно горизонтальное расположение информации;
наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты для заголовков не менее 24;
для остальной информации не менее 18;
шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;
нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа;
нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).
Способы выделения информации Следует использовать:
рамки, границы, заливку
разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов
Объем информации не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.
Самостоятельная работа № 19
Компьютерные сети
Задание: изучите компьютерные сети.
Форма выполнения задания: сообщение.
Самостоятельная работа № 20
Интернет
Задание: изучите всемирную паутину Интернет.
Форма выполнения задания: доклад.
Список литературы
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера : Том 1. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Семакин И.Г. Игформатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Сулейманов Р.Р. Организация внеклассной работы в школьном клубе программистов: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008.
http//www.informatika.ruhttp//www.student.informatika.ruhttp://mirgeo.ucoz.ru/